СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об одном и том же - разными словами

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" на тему "Синонимы"

Просмотр содержимого документа
«Об одном и том же - разными словами»

Тема «Об одном и том же - разными словами»

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания о синонимах. 

Оборудование: словари, карточки со словами, презентация, ручки.


Ход занятия.

  1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.

- Вот определение из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: « В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову. – Конечно, это синонимы. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, что означает одноименный.

Ещё древние греки обратили внимание на свойства различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

-Как вы думаете, для чего нужны синонимы в речи?

- Прочитайте текст. Что бы вы хотели изменить? Подберите синонимы к слову медведь и прочитайте, что у нас получится.

- Что может нам помочь в поиске синонимов?

б) Знакомство со словарём синонимов русского языка З.Е. Александровой.

- Мы познакомимся со словарем синонимов. Слайд

Работа со словарем. Найдите синонимы к слову смелый, лицо.

- Молодцы. Сейчас послушайте небольшой рассказ –шутку.(читают дети по ролям)

Сотрудник института Синонимов

(рассказ-шутка)

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

– Моя фамилия Михайлов, – отрекомендовался посетитель.

– А моя – Сидорчук, – сказал начальник ЖЭКа.

– Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…

– Ну и что?

– Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…

– Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…

– Хотеть делать, желать, стремиться – это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

– Но что я должен сотворить? Что? – взорвался Сидорчук.

– Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

– Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

– Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

– Но есть же субординация, – начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

– Вот возьмите, – сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

– Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»

(по Л. Лайнеру)

- Что интересного заметили в рассказе?

3. Практические упражнения с синонимами

А теперь немного поиграем.

1. Найди синоним. Детям раздаются карточки со словами-синонимами, надо найти свою пару- группу.

Теперь работаем по группам.

1. Игра «Синонимичное лото».

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки, ведущий выкрикивает слова, читая их на своих карточках. Карточку получает команда, быстрее остальных назвавшая синоним, и закрывает ею слово на собственной карточке. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроются синонимами все слова.

1 – я группа 2 группа 3 группа 4 группа

Артист заглядеться смелый скупой

Аплодировать лётчик зябнуть беда

Бездомный издавна источник орудие

Безграничный зарубежный поединок финиш

Будущий верный думать церковь

Беспокойство равнодушный отыскать утомленный

Отзвук опередить лётчик безлюдный

Преграда заболеть наружность истина

Торопливо притворяться лодка браниться

Усердно молчаливо проступок оклеветать

Отечество вертеться баловаться пират

Робкий гостеприимство возглас похищение


Слова на карточках у ведущего: актёр, рукоплескать, бескрайний, бесприютный, грядущий, тревога, эхо, препятствие, поспешно, старательно, Родина, несмелый, засмотреться, пилот, исстари, надменный, иностранный, преданный, безучастный, перегнать, захворать, высокомерный, прикидываться, безмолвно, кружиться, радушно, храбрый, мёрзнуть, родник, единоборство, мыслить, найти, внешность, чёлн, преступление, приказ, распоряжение, проказничать, восклицание, жадный, горе, инструмент, конец, храм, усталый, пустынный, правда, ругаться, оболгать, корсар, кража.


2)Подобрать как можно больше синонимов к словам.

1-я группа - врач (лекарь, доктор, знахарь, эскулап)

2-я группа – пища (еда, яства, жратва, корм)

3-я группа - старый (ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4 –я группа - разговаривать (болтать, беседовать, молвить, трепаться).


3. Секретное донесение

Задача участников каждой группы – заменить прилагательные синонимами с приставками без– и бес-. Победит группа, которая быстро и безошибочно выполнит это задание.

смелый человек бесстрашный

жестокий враг бессердечный, безжалостный

правильное решение безошибочное

вечная слава бессмертная

защищенное место безопасное

тревожный сон беспокойный

тихая погода безветренная

непонятливый человек бестолковый

добродушный смех беззлобный

напрасный труд бессмысленный

прозрачная жидкость бесцветная

огромное количество бесчисленное

тихие шаги бесшумные

ясное небо безоблачное


5. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?


















СПЛОЧЁННЫЙ