Обеспечение преемственности на уровнях начального и основного образования: «Окружающий мир» - «География».
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком
Л.С. Выготский
Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию
Советский философский словарь
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться!
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребенка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне…
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны - основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Что такое отсутствие преемственности
- Учитель основной школы:
- «Да ваши дети ничего не знают и не умеют…»
- Учитель начальной школы:
- «Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы…»
Формирование картографической компетентности у учащихся младшей и средней школы
Презентация учителя географии
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №55
Имени К.К. Рокоссовского»
Коцерубы Н.В.
Н.Н. Баранский: «Карта – второй язык географии»
В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.
Вступительные экзамены в высшие учебные заведения, срезы, проводимые в школе, показывают, что учащиеся имеют недостаточно глубокие знания по этой своеобразной географической азбуке.
Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.
В современном обществе прослеживается тенденция возрастания роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес, возможно, объяснить несколькими факторами:
- возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия;
- практической направленностью школьной географии;
- общим снижением интереса к чтению книг (карта позволяет создать образ территории; объясняет закономерности природных явлений, процессов)
Восприятие картографической информации учащимися во многом зависит от психолого-возрастных особенностей личности, особенностей развития мышления, памяти.
Для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. Догеографическое знакомство с картой начинается в начальной школе в курсах «Окружающий мир», часто учителя, не владеющие приемами работы с картой, формируют некое «ложное» представление о картографическом языке. Например, многие младшие школьники предполагают, что зеленый цвет на карте обозначает «растительность», а коричневый «землю».
Изучение географической карты и плана местности в курсе «Окружающий мир» вызывает определенную трудность для учащихся. Представленные материалы позволят учителю сформировать основы картографической грамотности младших школьников: умение ориентироваться в пространстве, извлекать из плана и карты разнообразную информацию о размещении природных и хозяйственных объектов, их размерах, удалении друг от друга. Практические работы, дидактические игры, занимательные задания и упражнения, интересные факты из области топографии и картографии разнообразят деятельность учащихся на уроках, факультативных и кружковых занятиях по окружающему миру.
Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:
- формирование картографических знаний
- овладение практическими приемами работы с картой
- осмысление содержания карты
- пространственное представление
Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному».
Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими. Карта – это средство, с помощью которого осуществляется весь спектр работы с информацией.
Сбор – хранение - передача - обработка информации - получение нового информационного продукта. В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать как:
- объект изучения,
- средство наглядности,
- источник знаний,
- результат исследования.
Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. «Карта – это обязательный свидетель географического открытия». А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.
Как читать карту (3-й класс)
- Научимся определять на карте стороны горизонта.
- Разберемся, что обозначают на карте различные цвета.
- Выясним, что обозначают другие условные знаки карты.
Как показывать объекты на настенной карте (3-й класс)
- Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте!
- Показывай только указкой!
- Показывай не надпись, а сам объект.
- Показывай аккуратно и точно, названия произноси четко!
Одной из целей географического образования – является формирование картографической грамотности современного школьника.
Творческих вам успехов!!!