План
педагогического совета
Тема: «Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении».
Цель: Психологическое просвещение педагогического коллектива и ознакомление с практическими навыками создания безопасной образовательной среды.
Задачи:
Изучение теоретического обоснования вопроса психологической безопасности личности;
Ознакомление участников педагогического совета с основными аспектами психологически безопасной среды;
Практическая работа по применению рассмотренных базовых составляющих безопасной среды и анализу реальных условий.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, листы формата А4, простые карандаши, ручки, цветные карандаши, 2 листа ватмана.
План проведения педагогического совета.
1. Организация участников педагогического совета.
2. Представление теоретического материала по вопросам психологической безопасности.
3. Изучение практического материала по вопросам психологической безопасности образовательной среды.
4.Применение на практике базовых составляющих безопасной среды и анализ реальных условий образовательной среды.
5. Обратная связь.
Ход мероприятия.
Теоретическая часть
Добрый день! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить о обеспечении психологически безопасной среды в образовании.
Человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в усилении психологических ресурсов, обеспечивающих его психологическую безопасность и сохранность здоровья. Педагогическая деятельность педагога осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций.
Мы будем обсуждать вопрос безопасности педагога сквозь призму условий образовательной среды. Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.
Давайте рассмотрим безопасность с точки зрения потребностей. Известно, что у человека существуют так называемые базовые группы потребностей, которые определяют его социальное поведение. Для нормального существования необходимо хотя бы частичное их удовлетворение. По мере их удовлетворения человек ориентируется на определенные виды деятельности.
Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической психологии.
Основная мысль теории пирамиды Маслоу:
Каждая ступень это уровень потребности.
Более повышенная (выраженная по значимости) потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.
Описание пирамиды Маслоу:
Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, тепло и др.)
Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни и здоровью ничего не угрожает.
Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
Эстетика – внутренние потребность и побуждения следование истине (субъективное понятие, как должно все быть).
Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования…
Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей своим интегральным влиянием, внося больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. В определенные периоды времени и в соответствующих условиях одна из базовых групп потребностей может становиться ведущей в большей мере, чем остальные, определяя поведение и деятельность человека. В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности. Например, потребность в пище начинает определять поведение человека как раз при ее отсутствии.
Если мыслить логически, то становиться понятно, что безопасность - это условие нормального развития личности, социальной организации и общества. Иными словами личность (педагог) находящаяся в психологической безопасности будет более успешно реализовывать задачи образовательного процесса и роста личности.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Не будем подробно останавливаться на физической безопасности. Стоит только сказать, что обеспечению физической безопасности всегда придавалось и сейчас придается огромное значение. Особенно, если речь идет об образовательных учреждениях. Ну а как обстоит дело с психологической безопасностью в образовательном учреждении?
- Как на ваш взгляд обстоит дело с психологической безопасностью конкретно в нашем образовательном учреждении?
- Как вы думаете, что понимается под термином «психологическая безопасность образовательной среды»?
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:
1. сохранение целостности личности, а также адаптивности существования человека, общества и отдельных социальных групп;
2. состояние сохранности психики человека;
3. развитие возможностей среды и личности по устранению, а также предотвращению угроз;
4. состояние среды, создающее защищенность и свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость и причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;
5. нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз).
Таким образом, определение "психологической безопасности" похоже на определение безопасности социальных субъектов, как состояния, которое может обеспечить устойчивое существование и развитие социальных субъектов, удовлетворение необходимых потребностей и реализацию интересов, а также способность к устранению или предотвращению различного рода угроз, способность к саморазвитию и прогрессу. В широком смысле это определение звучит так, но теперь мы будем рассматривать психологическую безопасность педагога в рамках образовательной среды.
Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и средствами обеспечения ее.
Риски и угрозы психологической безопасности в образовательном учреждении.
Образовательная среда и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.
На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Итак, с угрозами ПБЛ мы разобрались. Какие же могут возникнуть риски в следствие выше сказанных угроз?
- низкая активность педагогов и учащихся;
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ;
- недостаточное обеспечение кадрового состава;
- несформированность практических и социальных навыков;
- несформированность опыта и умений;
- уровень культуры и воспитания;
- особенности личности участников образовательного процесса;
- недостаточность профилактики физического и психического нездоровья.
Каким образом можно свети к минимуму риски и угрозы?
Главные механизмы, способствующие созданию психологической безопасности в образовательной среде:
- Внутриличностное общение, способствующее движению личности и самоактуализации и определяющее позитивную «Я-концепцию». Функционирование внутриличностного общения такого рода возможно только при определенном качестве непосредственного и опосредованного межличностного общения.
- Отказ от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательной среды.
- Высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей;
Критерии психологической безопасности образовательной среды.
Анализ угроз позволяет нам сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды.
Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.
Поэтому второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Практическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения.
Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.
Подведем итоги и в этом нам поможет
технологическая модель психологической безопасности образовательной среды.
Всё выше сказанное позволяет нам представить технологическую модель психологической безопасности образовательной среды. Исходя из предложенной модели психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно – доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищённость включенных в нее субьектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная среда.
2. Практическая часть
1.Упражнение «Модель образовательного пространства».
Педагогический коллектив делится на три группы. Ведущий раздает группам листы ватмана с заголовками.
Участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана):
1 группе – модель образовательной среды (в целом);
2 группе –модель психологического здоровья педагогов (в целом);
3 группе - модель психологической безопасности образовательного процесса (в целом).
Образовательная среда — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности.
Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности личности от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и «самоотношению».
Это может быть ассоциативный образ, механизм и т. д., где каждая деталь выполняет определенную функцию.
По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.
После этого ведущий спрашивает педагогов, является ли данная композиция завершенной; чего в ней не хватает? Предположительно, что педагоги выскажут идею о том, что в этих моделях не хватает главной фигуры – «человека».
В завершении работы ведущий говорит о том, что все, о чем сегодня говорилось, имеет прямое отношение к человеку; человек является центром личностных, семейных, общественных, педагогических взаимоотношений. И для того, чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, необходимо иметь «внутреннее равновесие», т.е. человек должен быть «психологически здоров».
И с целью определения состояния собственного психологического здоровья педагогам предлагается следующее упражнение.
2. Проективная методика «Автопортрет».
Ведущий предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить:
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.
Тех, кто создаст свой портрет, прошу прикрепить его к доске, так мы увидим общий портрет представителей нашего коллектива.
Теперь мы видим многогранность представителей коллектива и нам осталось создать условия образовательной среды, в которой они работают.
3. Упражнение «Условия образовательной среды ДДТ»
Для этого надо записать составляющие реальных условий на листочке и заполнить пространство между нашими портретами.
Теперь у нас получилась более ясная картина. Мы видим представителей коллектива и условия образовательной среды, в которой они осуществляют свою деятельность. Будем стремиться к безопасной среде. Для более продуктивной дальнейшей работы коллектива всем предлагается ознакомиться со сложившейся моделью образовательного учреждения.
4. Обратная связь. Рефлексия
Используемая литература:
Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с.
Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс. докт. психол. наук. – СПб., 2002.
Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.