СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объяснение нового материала

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость учащихся, результат обучения.

Просмотр содержимого документа
«Объяснение нового материала»

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость учащихся, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников.

Главная задача метода – не передача готовых знаний и истин, а развитие ребенка, с тем, чтобы научить его самого добывать эти знания и истины, то есть жить не чужим, а собственным умом. Учитель в данном случае – не просто передатчик знаний. Он организует в классе поисковый процесс, активизирующий учащихся, развивающий у них не только память, но и восприятие, воображение, разные формы мышления. Здесь важно не только то, что говорит учитель, но и не менее важно и то, что говорят, как думают дети. Не остаются без внимания их точки зрения, их версии, их предложения. На таких уроках дети активны, им хочется получить возможность выступить, высказать свои соображения, догадки.

Методы обучения.

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, содержащей необходимые для этого сведения.


Исследовательский метод – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Например, тема “Имя числительное”: учащиеся находят в текстах имена числительные, выписывают их признаки и значения, выясняют, на какие вопросы отвечают имена числительные. Подводим учащихся к выводу определения, к разделению числительных на количественные, порядковые; учащиеся выделяют группу собирательных числительных. Применим данный метод и при изучении темы “Имя прилагательное” (степени сравнения имен прилагательных, разряды имен прилагательных). Учащиеся находят в текстах имена прилагательные, выписывают их и называют морфологические признаки прилагательного. Я подвожу к выводу употребления прилагательных в различных формах степеней сравнения, к разделению прилагательных на разряды.


Лекционный метод – один из методов сообщения нового; состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

При объяснении нового материала данный метод можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении разделов: фонетика, графика, лексика. Чтение лекции (10–15 минут) о науке фонетике и графике, лексике. В 6 классе можно использовать данный метод при изучении раздела “Лексика”. Чтение лекции “Словари” (20 минут), где рассказывается учащимся о толковых словарях, фразеологических, словарях иностранных слов, устаревших слов, словарях синонимов, антонимов, словообразовательных, орфографических словарях. На этом уроке все учащиеся работают с каждым из видов словарей.


Объяснительно – иллюстративный метод предполагает осознанное усвоение знаний. Учащимся сообщается готовая информация разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице. Учащиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают таблицы и примеры – добиваются понимания материала.


Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.

Проблемный метод можно использовать при объяснении нового материала темы “Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КОС- -КАС -.”



Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.


Пример: “Совершенный и несовершенный вид глагола”.


Учащимся предлагается определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.


Рисовать Нарисовать

Ставить Поставить


Затем задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Перед учащимися появляется задача: определить различия в значениях.


Не проходят уроки и без чтения учебника. Это тоже один из методов, применимых на уроках.

На этом этапе урока учащиеся зачитывают правила, образец рассуждения.


Практический метод – выполнение упражнений. Данный вид ставит учащихся перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях.