СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом в рамках методического объединения учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом в рамках методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 48 Межевикиной Людмилы Васильевны. «Приёмы формирования познавательных учебных действий на примере урока литературного чтения в начальной школе».

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом в рамках методического объединения учителей начальных классов.»

Обмен опытом в рамках методического объединения учителей начальных классов МАОУ СОШ № 48 Межевикиной Людмилы Васильевны

Тема: «Приёмы формирования познавательных учебных действий на примере урока литературного чтения в начальной школе».

Для начальной школы в современных условия приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и её результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. СЛАЙД 1

Рассмотрим приёмы формирования познавательных учебных действий на примере урока литературного чтения в начальной школе. Для успешного обучения, в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. СЛАЙД 2

Общеучебные универсальные действия

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;


- структурирование знаний;


- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;


- действие со знаково-символическими средствами (схемами, таблицами, рисунками);


- смысловое чтение, как осмысление цели чтения;


- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;


- определение основной и второстепенной информации.

Логические действия

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Процесс формирования познавательных универсальных действий начинается уже с 1 класса. Ещё в букварный период, когда дети только начинают изучать буквы, формируем умение работать со знаково-символическими средствами: схемами и рисунками. Очень сложным для них является разобраться в таких абстрактных понятиях, как гласные и согласные звуки. Я предлагаю им рисунок мальчика и девочки, которые наглядно показывают характерные особенности гласного звука и согласного. Опираясь на этот рисунок, ребенок анализирует звук, выделяет существенный признак каждого звука и подводит под понятие – гласный он или согласный, тем самым формируя универсальное учебное действие.

В этот же период начинаем формировать такое познавательное общеучебное универсальное действие, как структурирование знаний. Это можно делать с помощью различных схем. СЛАЙД 3

С детьми мы говорим, что наша речь состоит из звуков (схематически звуки обозначаем квадратами), звуки складываются в слова (схематически изображаем прямоугольником), слова складываются в предложения (схема из нескольких прямоугольников), а из предложений состоит текст. Таким образом, можно моделировать различные по составу предложения и тексты, что формирует умение составлять целое из частей (например, слово из звуков) и умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (например, предложение из слов).

Мы знаем, что ведущей деятельностью первоклассников еще долгое время остается игра. Поэтому с целью активизации познавательной деятельности предлагаю различные дидактические игры. В букварный период, начиная работать со звуками, мы знакомимся с другом твердых согласных Томом и другом мягких согласных звуков Тимом. Игра называется «Мои друзья». Цель игры: назвать слово с конкретным звуком (игра с залом). СЛАЙД 4.

Для детей это интересный фрагмент урока, а для меня – это формирование таких познавательных универсальных учебных действий, как умение анализировать различные объекты (в данном случае слова) с целью выделения существенных признаков (звуков), умение выбирать критерии для сравнения (как звучит твердо или мягко). Повышается мотивация, создаётся ситуация успеха.

СЛАЙД 5: Такие задания, как подбор слова к схеме формируют уже самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Один может ориентироваться по первому звуку, другой по местоположению гласных, третий будет анализировать каждый звук в слове и искать подходящее слово и т.д. В результате обсуждения, можно выяснить чей способ быстро привел к правильному решению.

Цель этих игр: тренировать аналитическое мышление, форми­ровать умение выделять общие признаки путем сравнения.

В послебукварный период, когда дети уже начинают читать тексты, использую приёмы продуктивного чтения.

СЛАЙД 6. Например, не говорить детям, что сегодня мы будем делать на уроке, а предложить им до чтения по названию, иллюстрациям, тексту спрогнозировать содержание текста, героев, тему произведения. Тогда возникает мотивация к чтению и формируется познавательное универсальное действие: умение выдвигать гипотезы и их обоснование.

Ещё один прём, который тоже можно использовать с 1 класса – это “чтение с остановками”. Он в значительной степени повышает мотивацию учащихся, развивает умение осуществлять смысловую догадку, способствует повышению познавательной активности.

Начиная со 2 класса начинается работа над пониманием текста. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора, и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание – очень личный, субъективный процесс и основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, а может быть, и просто невозможно. Но можно и нужно создать благоприятные условия для этого.

Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице. Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени “свой язык” символов и знаков.

Для схематизации основных событий сюжета иногда использую приём «Раскадровка» по технологии ТРИЗ. СЛАЙД 7.

При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схе­матичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя собы­тия, изображённые в «мультике», дети усваивают план пе­ресказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже план произведения. Здесь формируются такие познавательные универсальные действия, как умение работать со знаково-символическими средствами, умение извлекать необходимую информацию из прослушанных или прочитанных текстов.

На примере «раскадровки» становятся очевидными причинно-следственные связи событий происходящих в произведении, причины того или иного действия героя. Анализируя эти связи можно напрямую выйти на анализ характера героя. Следует поработать с каждым кадром – что делает каждый герой и как это его характеризует. Что герой делает и почему? Если он так поступает, то какой он? Каковы черты его характера? Это хорошо или плохо?


Для закрепления знания последовательности сюжет­ных событий «раскадровка» разрезается на отдельные кадры, и дети раскладывают их в правильной последо­вательности. Также можно предложить поиграть в игры с кадрами «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось».

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется с помощью учебника и рабочих тетрадей курса «Литературное чтение». Они содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!