1 | Оргмомент. | Приветствие. Записываем число, классная работа. Тему урока пока не пишем. | | Регулятивные: организационные умения - формирование навыков самоорганизации, самодисциплины. Личностные:аккуратность, ответственность, доброжелательность. Коммуникативные : общение. |
2 | Актуализация опорных знаний. | Лингвистическая разминка. Задание: вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных словосочетаниях вид связи. С тяжелой ношей (согл-ие) Иду по шоссе (упр-ие) Старичок шел (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое) Течет далеко (прим-ие) Жесткой щеткой (согл-ие) Чешут челку (упр-ие) Чертит хорошо (примык-ие) Семьдесят семь (не слов-ие, числит-ое) Фронтальный опрос. Актуализация знаний. - На какие 2 группы делятся все члены предложения? - Назовите главные члены предложения? - В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов? - Какие члены предложения входят в группу второстепенных? - Какую роль в предложении играют второстепенные члены? | С т..желой ношей (согл-ие) Иду по ш..ссе (упр-ие) Старичок ш..л (не слов-ие, подлеж-ее и сказ-ое) Теч..т д..леко (прим-ие) Ж..сткой щеткой (согл-ие) Чешут ч..лку (упр-ие) Чертит хор..шо (примык-ие) Сем(?)десят семь (не слов-ие, числит-ое) главные и второстепенные. нет, т.к в них заключен смысл предложения. определение, обстоятельство, дополнение. распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия). |
3 | Мобилизующий этап. Целеполагание | Тополь перерос клен. Облако закрыло солнце. Задание: запишите предложения, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж. Вопросы: - Какие возникли трудности, при определении главных членов и второстепенных? - Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение? - Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа? - На что обращать внимание? Запомни! Учитывать смысл предложения. Обращать внимание на порядок слов в предложении. -Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу) Сравним: Книга переросла книгу. Книга закрыла книгу. ? Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже, Если задашь их без промедления, Тут же отыщутся … (что?) (дополнения). Тема нашего урока? Какие задачи будем решать? Сегодня на уроке мы обобщим имеющиеся знания о дополнении, узнаем новые способы выражения дополнения, научимся правильно определять способы выражения дополнения, поучимся составлять предложения с разными способами выражения дополнения. Дайте определение дополнению как члену предложения. Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий лицо, предмет, понятие или явление, отвечает на вопросы косвенных падежей существительного кого? чего? кому? чему? кого? что? и др. - Чем может быть выражено дополнение? | Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор, определяют падеж. Дополнение. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. - планирование. - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
4 | Включение в систему знаний. | §19, стр 97, упр 194 (II). 196 | Читают задание, комментируют порядок действия, письменно выполняют в тетради, один ученик у доски. Опросить (Зырянова, Бахаев, Утегенов). | Личностные УУД Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Строить рассуждения, делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Задавать вопросы. 2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5 | Контроль и самооценка знаний и способов действия. | Тестирование. Дополнение отвечает на вопросы: а) кто? и что? б) какой? Какая? Какие? в) косвенных падежей г) где? Куда? Откуда? Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: а) Он выбрал профессию врача. б) Он выбрал профессию врача. в) Он выбрал профессию врача. г) Он выбрал профессию врача. Найдите предложение с прямым дополнением: а) Книги лежали на столе. б) Живу, горжусь сынами. в) Хозяйка жарко натопила печь. г) Лесник шагнул через порог. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: а) Мать велела поставить чайник. б) Мы решили укрыться от дождя. в) Желание учиться овладело мальчиком. г) Помнить - значит предвидеть. Укажите предложение с косвенным дополнением. а) Бабушка взяла свитер. б) Я пишу письмо другу. в) Я рисую картины. г) С горы хорошо видно дом и школу. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение. а) В городе мы посетили этнографический музей. б) В городе мы посетили этнографический музей. в) После обеда Алексей сел за стол и написал письмо. г) Художник нарисовал автопортрет. | | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные: - умение осознанно и произвольно сроить высказывания. |