Урок информатики в 9 классе
Учитель: Эрбес С.Н.
Тема урока: Вычисления в электронных таблицах Microsoft Excel
Цель урока: закрепить навыки вычисления в электронных таблицах Microsoft Excel.
Задачи урока:
образовательные:
продолжить формирование навыков составления формул с использованием относительных ссылок, их копированию в электронных таблицах;
стимулировать интереса к изучаемой теме через использование деловой игры и межпредметных связей.
развивающие:
развивать речь в ходе высказываний, способствовать корректному и грамотному изложению мыслей;
развивать логическое, творческое и образное мышление, сообразительность,
развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в парах;
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитательные:
воспитывать у учащихся уважительного отношения к коллегам по совместной работе;
обучать учащихся контактировать с другими пользователями, соблюдать дисциплину.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма урока: деловая игра «Косметический ремонт».
Оборудование урока: компьютеры, программа Microsoft Excel, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием, инструкции, лист рефлексии.
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания (тест) 5 мин.
Подготовительный этап: объяснение правил игры – 5 мин.
Основной этап:
Актуализация знаний – 5 мин
Составление и заполнение таблицы –15 мин.
Заключительный этап: подведение итогов – 5 мин.
Рефлексия – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке учащихся.
Проверка домашнего задания.
Выполнение теста в программе ADSotTester
Подготовительный этап. Постановка целей урока и мотивация.
Сегодня у нас деловая игра «Отделка помещений».
Имитационная модель.
У нас есть 5 построенных одноэтажных коттеджей. Счастливчиками и обладателями ключей этих коттеджей являются: ………………………. В них есть отопление, водоснабжение. Хозяевам коттеджей остается только сделать косметическую отделку помещений. (Хозяевам выдается чертеж коттеджа с параметрами комнат)
Строители-подрядчики (……………………………….) начинают внутреннюю отделку дома, учитывая желания хозяев. (Подрядчикам выдается прайс-лист с образцами отделочных материалов, их стоимостью и стоимостью работ по оклейке).
На данном этапе нужно определиться с необходимым количеством обоев, их видами и стоимостью, а так же с оплатой за работу по оклеиванию стен обоями.
Пары распределяются по цветам выданных документов.
Роли участников и их функции.
Подрядчик – контактирует напрямую с заказчиком ремонтных работ, выполняет расчеты по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, договаривается о стоимости ремонтных работ;
Домовладелец (заказчик ремонтных работ) - контактирует с подрядчиком, следит за правильностью выполнения расчетов по количеству расходных материалов и материальных затрат на них, выдвигает условия по оформлению своего дома, договаривается о стоимости ремонтных работ;
эксперт-консультант (учитель) – проверяет выполненную работу и оказывает консультации участникам игры.
Основной этап.
4,1, Актуализация знаний (Устная работа)
Что нужно знать для того чтобы оклеить комнату обоями? Не учитываем окна и двери.
Что нужно знать, чтобы найти площадь стен комнаты?
По какой формуле находится площадь прямоугольника?
Если мы знаем всю площадь стен, то можем рассчитать сколько надо рулонов обоев купить?
С какого знака начинается формула?
Если формула одинаковая в некотором диапазоне ячеек, то что можно применить?
Как копируются формулы?
4,2. Составление и заполнение таблицы
Заказчик с подрядчиками обмениваются выданными документами. Заказчик выбирает обои для каждой комнаты и вместе с подрядчиком на компьютере подрядчик заполняют таблицу «Обои» данными из предложенных материалов, рассчитывают количество расходных материалов и их стоимость. При заполнении таблицы подрядчик обязательно учитывает желания заказчика по поводу того, какие обои в какую комнату наклеить. Также обговаривается стоимость работ по оклеиванию стен обоями. Подрядчик имеет цель подороже продать свои услуги, а цель заказчика – как можно меньше заплатить за предложенные услуги.
Если учащиеся раньше установленного времени заполнили таблицу «Обои», то заполняют таблицу «Плитка».
Заключительный этап
Эксперт-консультант с помощью проектора, выводит на экран заполненную таблицу в режиме просмотра формул. Подводит итоги каждого ученика и игровой пары.
Учитель: Сегодня на уроке мы убедились, что умение работать с электронными таблицами помогает людям (и профессионалам, и потребителям) в строительной области. А назовите еще области или профессии, в которых необходимо знание электронных таблиц?
Рефлексия.
Заполняется лист рефлексии , который раздается учащимся заранее.
Вопросы для рефлексии:
Какие задания понравились больше всего?
работать за компьютером с таблицей
обсуждать с напарником условия договора
выбирать обои
другое
Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
Своей работой на уроке я:
доволен;
не совсем доволен;
я не доволен, потому что ...
Работой своего напарника я:
доволен;
не совсем доволен;
я не доволен, потому что ...
Над чем ещё надо поработать?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей. За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Домашнее задание: Заполнить карточки с расчетами в программе EXCEJ . Принести на проверку можно как в бумажном, так и в электронном виде.