СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок на тему Многообразие покрытосеменных растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок на тему Многообразие покрытосеменных растений»

Обобщающий урок на тему» Многообразие покрытосеменных растений»7класс



Цели: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства;расширить кругозор учащихся.

Задачи

Общеобразовательная: выявить уровень подготовки учащихся, уточнить и систематизировать их знания и умения по теме

Воспитательная: воспитывать самостоятельность мышления, продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать и сопоставлять, делая правильные выводы.

Тип урока: урок обобщения и контроля знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, эвристический.

Оборудование: презентация, «черный ящик», в котором находятся горчичник, , геркулес, видеоролик , жетоны.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Таинственен, красив цветочный мир.
Войди в него — услышишь утром рано,
Как светлой музыкой наполнился эфир:
Поют луга, овраги и поляны…
Звучит Симфония Цветов! Вдали, вокруг —
Глядят «антенны» в Космос повсеместно
Земля — концертный зал, цветы — оркестр,
Цветок — волшебный инструмент оркестра.

Сегодня на уроке мы повторим все, что изучили по теме «Покрытосеменные растения». Но проведем наш урок в необычной форме, а как игру. Класс разбит на три команды, каждая имеет свое название и своего капитана.

Визитные карточки команд.

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

  • хорошо себя вести;

  • активно работать;

  • уважительно относится к ответам своих одноклассников.

2. Повторение, обобщение и проверка знаний

Конкурс 1 «Разминка»

Каждой команде задается по 8 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

Вопросы для первой команды:

  1. Стебель Злаковых (соломина)

  2. Из неё делают чёрную муку (рожь)

  3. Соцветие Сложноцветных (корзинка)

  4. Бамбук это злаковое? (да)

  5. В каком растении содержится никотин? (табак)

  6. Корневая система тюльпана? (мочковатая)

  7. У представителей, какого семейства встречается симбиоз? (бобовых)

  8. Соцветие пшеницы? (сложный колос)

Вопросы для второй команды:

  1. Плод репы (стручок)

  2. Соцветие ландыша (кисть)

  3. К какому классу относится одуванчик (двудольные)

  4. Другое название дикой розы? (шиповник)

  5. Корневая система гороха? (стержневая)

  6. Соцветие тимофеевки луговой (султан)

  7. Плод тыквы (тыквина)

  8. Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

  1. Как называют семена арахиса? (земляной орех)

  2. Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)

  3. Соцветие ромашки? (корзинка)

  4. Плод гороха? (боб)

  5. Корневая система риса? (мочковатая)

  6. К какому семейству относится хлопчатник? (мальвовые)

  7. На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые)

  8. Открыл центры происхождения культурных растений (Вавилов)

Конкурс 2 «Назови семейство»

На слайдах картинки цветка, плода, представителя семейства. Команда называет семейство. За правильный ответ получает жетон.

Назвать семейство
Р Конкурс 3 «Ботанический турнир»

На слайде появляется игровое поле.

Команды по очереди выбирают семейство и номер вопроса. За правильный ответ команда получает жетон. В случае неправильного ответа, спрашиваются представители других команд.

Розоцветные

1. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева.

2. Назовите растения, имеющие эти листья (предлагаются лист шиповника, яблони, манжетки, малины)

3. Загадка:

«Сидит на палочке
В красной рубашечке.
Брюшко сыто,
Камешками набито»
(Шиповник)

Злаковые

1. «Черный ящик». В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. Из каких злаков получают эти продукты (Предлагается черный хлеб, макароны, манная крупа, овсяное печенье)

Крестоцветные

1. Назовите древнее культурное растение этого семейства, про горечь которого сложены поговорки? (Хрен, редька)

2. «Черный ящик». В нем лежит предмет, используемый в медицине при лечении кашля, простуды. Семена растения, из которого он изготовлен, жгучие на вкус, вызывают также жжение кожи. (Горчичник)

3. Загадка

Лето целое старалась —
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одежки отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)

Пасленовые

1. Загадка

Цветок напрасный,
Плод опасный,
А все поле засажено
(Картофель)

2. Назовите 4 ядовитых растения этого семейства. (Дурман, белладонна, табак, белена черная)

3. «Черный ящик». В нем находится предмет, на одном конце которого огонь, а на другом — человек, который сам себя губит. (Сигарета)

Бобовые

1. Почему бобовые растения называют естественными удобрениями?

2.Из набора семян, выберите те, которые принадлежат к семейству Бобовые.
(предлагаются семена тыквы, фасоли, подсолнечника, кукурузы, гороха, пшеницы)

3. Загадка

Лист — перчатка,
Плод — лопатка. (Люпин)

Конкурс 4 «Реши задачу»

1. Назовите растение из семейства Злаковые класса Однодольные, которое растет всего 40 дней, хотя живет более 100 лет. Какова высота этого растения, если за день оно наращивает 50 см? (20 м)

2. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг розового масла? (Для изготовления 100 г масла нужно 50 кг лепестков.) (500 кг)

Конкурс 5 «Исправь ошибки»

Командам раздаются карточки с текстом, тот же самый текст появляется на слайде. Задача участников, найти и исправить ошибки в тексте.
Картофель.

Это фруктовое растение из семейства Крестоцветных было завезено к нам из Азии. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его плоды — стручки. Картофель — это многолетнее растение.

Правильный ответ:

Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Картофель используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги — клубни. Картофель — это однолетнее растение.

Конкурс 6 «Угадай растение по легенде»

Учащимся зачитывают легенду. Посовещавшись в группах, они могут сразу назвать растение, о котором идет речь, и получить 5 баллов. В случае затруднения отгадывают с помощью подсказок (получая меньшее число баллов в зависимости от количества подсказок).

Задание № 1

Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», т. е. цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем.

Задание № 2

Существует легенда, что эти цветы появились из белоснежной пены, которой было покрыто тело Афродиты, когда она вышла из моря. Увидев на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого он приобрел свой нежный аромат. По легенде, Афродита, узнав о беде, случившейся с ее возлюбленным, Адонисом, устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые камни и шипы ранили ее ноги. Из капель божественной крови появились красные цветы.

Задание № 3

Легенда гласит, что после похищения Персефоны Аидом, ее мать, богиня плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок красного цвета. Богиня, набрав целый букет, наконец успокаивалась и засыпала.

Задание № 4

Легенда гласит, что буддийский монах по имени Дарума как-то заснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на себя за слабость, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрываться. А из отрубленных век выросли кусты, напиток из листьев которых помогает монахам не спать во время молитв.

Задание № 5

По легенде, мать богов — Гера (Юнона) нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в прекрасные белые цветы.

Задание № 6

Легенда гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в прекрасные цветы.

Конкурс 7 «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

  • шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)

  • акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)

  • одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан(все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)

  • дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные)

3. Подведение итогов игры

Вот и подошел к концу наш урок.

Каждая команда подсчитывает количество полученных жетонов. Определяется команда-победитель.

4.Награждение команд дипломами. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!