Команда «АТОМ»
(представление командира и членов команды)
Команда «МОЛЕКУЛА»
(представление командира и членов команды)
3. Повторение и обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов»
Начало состязаний
Учитель. И так начнём! Первая станция:
Станция: « Состав атома» ( за каждый правильный ответ команда получает жетон)
2.Как устроен атом?
4. А почему атом является нейтральной частицей?
5. Какими свойствами обладает электрон?
7. Что такое орбиталь?
9.Как определить число электронов в атоме химического элемента?
11.Из каких частиц состоит ядро?
13.Имеет ли заряд ядро? Какой он по значению?
15.Как определить, сколько протонов в атоме? Если изменить в атоме число протонов измениться ли заряд ядра?
16. Как определить, сколько нейтронов в атоме?
17.Как называются разновидности атомов химических элементов имеющие одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу?
Практическая часть (от каждой команды по два участник поочерёдно )
Задание№1. Для атома фосфора определить чему равен заряд ядра, число электронов, протонов, нейтронов.
Задание№2. Запишите для атома алюминия электронную схему и формулу. Сколько энергетических уровней в вашем атоме? Почему? Сколько внешних электронов у атома и численно они равны……………?
(оценка правильности выполнения заданий)
Станция: « Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома» ( за каждый правильный ответ команда получает жетон)
2.Как изменяются свойства химических элементов в ПСХЭ? С чем связано такая периодичность?
4. Какое количество электронов на внешнем энергетическом уровне у металлов и у неметаллов?
5.Кто легче, металлы или неметаллы, отдают свои внешние электроны. Почему?
6. Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в группе. Почему?
7.Как изменяются металлические и неметаллические свойства атомов химических элементов в периоде. Почему?
8. Что вы понимаете под понятием «атомный радиус»
9 . Отчего в группе (главной подгруппе) радиус атома увеличивается, сверху вниз?
10. Отчего в периоде радиус атома уменьшается слева на право?
Практическая часть (от каждой команды по одному участнику)
Задание№1.Расположите элементы в порядке увеличения их металлических свойств: Mg, Sr,Ca, Ra, Ba. Кто является самым сильным металлом?
Задание№1. Расположите элементы в порядке увеличения их неметаллических свойств: Na, Si,Al, P,Cl . Кто является самым сильным неметаллом?
В классе после контрольной работы учителем было найдено 2 шпаргалки. В одной из них была записана электронная формула, а в другой электронная схема неизвестных атомов химических элементов.
Определите:
-номер группы,
-номер периода,
-порядковый номер
-название химического элемента
Задание №2
2 2 6 2 2
1s 2s 2p 3s 3p
Задание №2
) ) ) )
2 8 8 2
(оценка правильности выполнения заданий)
Станция: « Химическая связь» (за каждый правильный ответ команда получает жетон).
1.Что такое химическая связь?
3.Какую связь называют ионной?
5. Для каких соединений она характерна?
7.Для каких соединений она характерна?
9. Какую химическую связь называют металлической?
Практическая часть (от каждой команды по одному участнику)
Задание№1. Даны вещества:
F2, Fe, H2S ,BaCl2
Определите вид химической связи для каждого вещества. Запишите механизм образования химической связи для одного любого из веществ.
Задание№2. Запишите механизм образования ионной связи для вещества:
CaO
Задание №3 Запишите механизм образования ковалентной неполярной связи для простого вещества О2
Задание №4 Запишите механизм образования ковалентной полярной связи для вещества:
HCl
Задание №5 Запишите механизм образования металлической связи для простого вещества Mg
(оценка правильности выполнения заданий)
4.Подведение итогов урока и выставление оценок.
Дорогие ребята, вы продемонстрировали свои знания и умения.
(Отметить работу учащихся, указать на знания и пробелы в них. Оценить каждого. Дать напутствия: 5 жетонов и более оценка «5»
4 жетона оценка «4»
3 жетона оценка «3»)
И теперь вы можете продолжать свое путешествие по химической стране в поисках новых знаний.
5.Домашнее задание
Повторение основных вопросов темы: «Атомы химических элементов»Подготовка к контрольной работе.