Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе
Учитель: Шиманская В. В. КОСШ №4
Урок-путешествие
Тема: Обособленные определения и приложения (обобщение изученного).
Цели: систематизировать и закрепить знания об условиях обособления определений и приложений;
совершенствовать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями, интонационно правильно читать предложения с обособлениями;
развивать логическое и творческое мышление.
Используемая технология: работа в группах.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в морское путешествие. Вы являетесь юнгами на нашем виртуальном корабле. А знаете ли вы, кто такие юнги? (1) подросток, обучающийся морскому делу; 2) член клуба юнг).
Объявление целей и задач урока (слайд №2). (Звучит шум моря).
Учитель: цель нашего путешествия… Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию, поэтому никакие штормы, бури вам не страшны. Свистать всех наверх, отдать швартовые и семь футов вам под килем. (Звучит сигнал корабля). Какие необычные команды вы только что услышали? (слайд 3)
Порт «Словарный».
Слайд №4 (Семь футов под килем).
Слайд №5 (каждая группа получает карточки с двумя словами; нужно объяснить значение этих слов, их правописание, составить с каждым из них словосочетание).
Слайд №6 (проверка задания; фразеологизм).
К..юта
Камбу..
Шлю..ка
Гардем..рин
Г..вань
Фр..гат
Субм..рина
Пр..бой
Значение слов:
Каюта – отдельное помещение на судне для команды, пассажиров.
Камбуз – кухня на корабле.
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом.
Гардемарин – воспитанник старших классов морского корпуса.
Гавань – прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.
Фрегат – военный трёхмачтовый корабль.
Субмарина – то же, что и подводная лодка.
Прибой – набегающие на берег морские волны.
Слайд № 7 (уч. : вы молодцы, достаточно быстро и правильно выполнили задание. Какой фразеологизм поможет оценить качество выполнения этого задания? «Попасть в яблочко»).
Порт «Теоретический» (слайд №8).
Что такое обособление?
Какие члены предложения могут быть обособленными?
Когда обособляются определения, выраженные причастным оборотом, и распространённые определения?
Когда обособляются нераспространённые определения?
В каком случае обособляются приложения?
Всегда ли перед союзом как ставится запятая?
(вопр. №1, 2 бонусные: балл получает та группа, которая первой ответит на эти вопросы; вопр. №3,4,5,6 распределяются между группами и в течение минуты обсуждаются).
(Запоминаем алгоритм – слайд № 9)
Порт «Текстовый»: группы получают свою часть текста; на выполнение задания отводится 5 мин. (слайды №10, 11, 12, 13).
Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные определения, объяснить, почему они обособляются.
Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда-то ее муж, капитан парохода Сибирин, привез ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке.
Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную.
Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям.
У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой.
Он прибежал в порт и долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понес его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы смотрели за ним.
Целый день проработал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся следом за собакой, рассказали ей все.
Каждый день ходил Руслан на работу в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для нее, другой – для Руслана.
Какую роль играют обособленные определения и приложения в тексте?
Порт «Шифровальный».
Учитель: к нашему кораблю прибило две бутылки с разрозненными частями предложений (две группы получают разрозненные слова, из которых они должны сложить предложение (слайды №14, 15)).
1. Деду, как старшему штурманскому капитану, предстояло наблюдать за курсом корабля.
Как старшему штурманскому капитану, деду предстояло наблюдать за курсом корабля.
2. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах…
Я, грозой оторванный листок, вырос в сумрачных стенах…
Бухта «Слуховая».
Учитель: а трое юнг из оранжевой и фиолетовой кают пересядут в шлюпки и отправятся в бухту «Слуховую»
(две другие группы получают по предложению, которое шёпотом передают друг другу, последний в цепочке должен записать это предложение на доске (слайд №16); цепочку составляют 3 ученика; остальные ученики выполняют синтаксический разбор предложений).
1. Озарённые сиянием луны, волны казались серебристыми.
2. Холодный ветер, резкий и упорный, надувает паруса.
Порт «Творческий»: знакомство с художниками-маринистами (слайды №17, 18, 19, 20, 21).
Кто такие маринисты?
Каких художников-маринистов вы знаете?
Задание: составьте 2-3 предложения по данным вам репродукциям с обособленными определениями и приложениями.
(Репродукции И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Карамнова, Монтегю Доусона).
Рефлексия:
У вас есть красная, зелёная, оранжевые карточки. Вспомните, какие цели мы ставили в начале путешествии. Если вы достигли поставленных целей, поднимите зелёную карточку; не полностью – оранжевую, не достигли – красную.
Продолжите предложение: «Мне было интересно…»
Х. Домашнее задание: Сочинение-миниатюра «Море» с использованием обособленных членов предложения.