СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по обособленным членам предложения в 8 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель данного урока - систематизировать и обобщить изученное об обособленных членах предложения, а также познаомить учачихся с художниками-маринистами.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по обособленным членам предложения в 8 кл.»

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе

Учитель: Шиманская В. В. КОСШ №4


Урок-путешествие


Тема: Обособленные определения и приложения (обобщение изученного).


Цели: систематизировать и закрепить знания об условиях обособления определений и приложений;

совершенствовать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями, интонационно правильно читать предложения с обособлениями;

развивать логическое и творческое мышление.


Используемая технология: работа в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент.


Учитель: Сегодня мы отправляемся в морское путешествие. Вы являетесь юнгами на нашем виртуальном корабле. А знаете ли вы, кто такие юнги? (1) подросток, обучающийся морскому делу; 2) член клуба юнг).


  1. Объявление целей и задач урока (слайд №2). (Звучит шум моря).


Учитель: цель нашего путешествия… Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к нашему путешествию, поэтому никакие штормы, бури вам не страшны. Свистать всех наверх, отдать швартовые и семь футов вам под килем. (Звучит сигнал корабля). Какие необычные команды вы только что услышали? (слайд 3)


  1. Порт «Словарный».

  1. Слайд №4 (Семь футов под килем).

  2. Слайд №5 (каждая группа получает карточки с двумя словами; нужно объяснить значение этих слов, их правописание, составить с каждым из них словосочетание).

  3. Слайд №6 (проверка задания; фразеологизм).

К..юта

Камбу..

Шлю..ка

Гардем..рин

Г..вань

Фр..гат

Субм..рина

Пр..бой


Значение слов:

Каюта – отдельное помещение на судне для команды, пассажиров.

Камбуз – кухня на корабле.

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом.

Гардемарин – воспитанник старших классов морского корпуса.

Гавань – прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.

Фрегат – военный трёхмачтовый корабль.

Субмарина – то же, что и подводная лодка.

Прибой – набегающие на берег морские волны.


  1. Слайд № 7 (уч. : вы молодцы, достаточно быстро и правильно выполнили задание. Какой фразеологизм поможет оценить качество выполнения этого задания? «Попасть в яблочко»).


  1. Порт «Теоретический» (слайд №8).

  1. Что такое обособление?

  2. Какие члены предложения могут быть обособленными?

  3. Когда обособляются определения, выраженные причастным оборотом, и распространённые определения?

  4. Когда обособляются нераспространённые определения?

  5. В каком случае обособляются приложения?

  6. Всегда ли перед союзом как ставится запятая?

(вопр. №1, 2 бонусные: балл получает та группа, которая первой ответит на эти вопросы; вопр. №3,4,5,6 распределяются между группами и в течение минуты обсуждаются).


(Запоминаем алгоритм – слайд № 9)


  1. Порт «Текстовый»: группы получают свою часть текста; на выполнение задания отводится 5 мин. (слайды №10, 11, 12, 13).

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленные определения, объяснить, почему они обособляются.


  1. Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда-то ее муж, капитан парохода Сибирин, привез ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке.

  2. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную.
    Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям.

  3. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой.

Он прибежал в порт и долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понес его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы смотрели за ним.

  1. Целый день проработал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся следом за собакой, рассказали ей все.
    Каждый день ходил Руслан на работу в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для нее, другой – для Руслана.


Какую роль играют обособленные определения и приложения в тексте?



  1. Порт «Шифровальный».

Учитель: к нашему кораблю прибило две бутылки с разрозненными частями предложений (две группы получают разрозненные слова, из которых они должны сложить предложение (слайды №14, 15)).


1. Деду, как старшему штурманскому капитану, предстояло наблюдать за курсом корабля.

Как старшему штурманскому капитану, деду предстояло наблюдать за курсом корабля.

2. Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах…

Я, грозой оторванный листок, вырос в сумрачных стенах…


  1. Бухта «Слуховая».

Учитель: а трое юнг из оранжевой и фиолетовой кают пересядут в шлюпки и отправятся в бухту «Слуховую»
(две другие группы получают по предложению, которое шёпотом передают друг другу, последний в цепочке должен записать это предложение на доске (слайд №16); цепочку составляют 3 ученика; остальные ученики выполняют синтаксический разбор предложений).


1. Озарённые сиянием луны, волны казались серебристыми.

2. Холодный ветер, резкий и упорный, надувает паруса.


  1. Порт «Творческий»: знакомство с художниками-маринистами (слайды №17, 18, 19, 20, 21).

  1. Кто такие маринисты?

  2. Каких художников-маринистов вы знаете?


Задание: составьте 2-3 предложения по данным вам репродукциям с обособленными определениями и приложениями.


(Репродукции И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Карамнова, Монтегю Доусона).


  1. Рефлексия:

  1. У вас есть красная, зелёная, оранжевые карточки. Вспомните, какие цели мы ставили в начале путешествии. Если вы достигли поставленных целей, поднимите зелёную карточку; не полностью – оранжевую, не достигли – красную.

  2. Продолжите предложение: «Мне было интересно…»

Х. Домашнее задание: Сочинение-миниатюра «Море» с использованием обособленных членов предложения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!