Лингвистический эксперимент .
Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.
Утес.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М. Ю. Лермонтов)
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения »
Урок составлен учителем
русского языка и литературы
МБОУ «КСОШ№5» с.Карабудахкент
Валиевой П.А.
2022г.
Образовательная :
-обобщить и систематизировать изученное о второстепенных членах предложения;
-закрепить умения распознавать второстепенные члены, их виды, способы выражения; -Рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой ситуации. - анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы. Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение к языку . Развивающая:
формировать учебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Задачи: Образовательные : совершенствовать умение видеть второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; Развивающие : привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать Планируемые результаты: Личностные : воспитывать любовь к русскому языку и литературе, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности. Метапредметные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно); осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Какого члена предложения нет в тексте?
Дополнения.
В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, еще больше подчеркивая их одиночество.
Вывод : Какого стиля текст мы проанализировали ? Какова в нем роль второстепенных членов предложения? Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ.
Игра «Грамматическое лото»
- А стоило ли изучать второстепенные члены предложения?
- Нужны ли второстепенные члены предложения – да или нет?
Как вы думаете, какой будет следующий этап работы?
Задание к текстам
- Восстановите текст, дополнив его второстепенными членами предложения (можно пользоваться словами для справок).
- Определите стиль текста .
Вопрос
Какую роль играют второстепенные члены предложения в данном тексте?
1
2
3
Из докладной записки А.Бенкендорфа,
начальника тайной полиции
Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству , что стихотворение гусарского офицера Лермонтова дерзко и вольнодумно. Генерал Веймарн должен допросить молодого человека .
Вывод: второстепенные члены делают текст официально-делового стиля более точным, ясным и однозначным.
Из статьи Д.С.Мережковского «М.Ю.Лермонтов – поэт сверхчеловечества»
Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нём говорить? Мы с детства заучиваем его стихи, как молитвы.
Вывод: второстепенные члены придают тексту публицистического стиля эмоциональность, выразительность, убедительность.
Из вступительной статьи учебника литературы.
Фрагменты из статьи Белинского о стихотворениях Лермонтова помогут понять сложный художественный мир поэзии Лермонтова . А в статье Рыбниковой выявлены излюбленные тропы поэта .
Вывод: второстепенные члены делают текст научного стиля более глубоким, полным и конкретным.
Итог урока
- Прошел урок (какой?)…
- Мы работали (как?)…, говорили(о чем?)…
- ...
Молодцы. Спасибо за урок!