СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Класс птицы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  •  углубить  и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;
  • расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки и картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами, «Красная книга»

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Класс птицы"»

Удивительный мир птиц









Обобщающий урок по теме: «Класс птицы» в 7 классе





















Учитель биологии: Шишкина О. В.













Тема урока: Обобщение по теме «Класс птицы»

Цели:

  • углубить и обобщить знания учащихся по классу: «Птицы»;

  • расширить представления о многообразии птиц.

Задачи:

Образовательная: обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о птицах.

Развивающая: уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес к природе, умение наблюдать и делать выводы.

Воспитывающая: воспитывать разумное, бережное и заботливое отношение к птицам, обосновать необходимость охраны пернатого мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки и картинки с изображением птиц, выставка книг: «Птицы – наши друзья», листы с тестами, «Красная книга»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок – путешествие)



Ход урока

  1. Организационный момент

  1. (Создание учителем положительного настроя на работу.)

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны,добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните: обиду, злость, беспокойство.

Вдохните в себя: свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

Эпиграфом нашего урока будут слова из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри…»

- А о каком мире пойдет речь на сегодняшнем уроке вы узнаете, ответив на такой вопрос.

- Кто первым напоминает нам, что наступила весна? (ПТИЦЫ)

- Верно.

- Самые близкие друзья весны – это птицы. Мир пернатых является необычным миром природы. Он очень интересный и сложный, полный чудес и загадок.

2. Чтение стихотворения (на фоне голосов птиц)

Звенит и льётся птичий голос,

Узнай – о чем она поет.

Вот царство жизни и свободы

Здесь вечный блеск,

Здесь вечный пир.

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: прекрасен мир.

  1. Объявление темы и цели урока

- Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Класс птицы»

Мы обобщим знания о них, которые вы получили на предыдущих уроках. А чтобы выяснить и оценить уровень ваших знаний я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие в мир птиц. Пусть это путешествие закрепит и расширит ваши знания о птицах.

Мы пройдем несколько станций на каждой из которых вам предстоит справиться разными заданиями, но прежде чем отправиться в путешествие мы проведём викторину, которая покажет вашу готовность к путешествию.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Фронтальная работа (устный опрос)

МИНИ – ВИКТОРИНА

  1. – Как называется наука, изучающая птиц?(ОРНИТОЛОГИЯ)

  2. – Кто такие птицы?(ПТИЦЫ – это позвоночные животные, которые приспособились к полету и их тело покрыто перьями. Это единственные животные которые передвигаются двумя способами: 1. В полете, 2. На земле и в воде)

  3. – Кто был родоначальником птиц? (АРХЕОПТЕРИКС)

  4. – Какова температура тела птицы? (+40, 42)

  5. – Как называетс икусственная наседка? (ИНКУБАТОР)

  6. – Самая крупная нелетающая птица? (СТРАУС)

  7. – Единственная железа у птиц? (КОПЧИКОВАЯ)

  8. Как вы объясните загадку? «В воде купался, а сух остался» (ПТИЦЫ смазывают свои перья секретом копчиковой железы, предохраняя от намокания)

  9. Дышит ли птенец в яйце? (ДА, воздух проходит через поры скарлупы)

  10. Куда помещает яйцо пингвин при насаживании? (на лапы)

  11. – Огромное скопление птиц на островах? (БАЗАР)

  12. Какая курица была предком всех современных домашних кур? (БАНКИВСКАЯ ИЛИ КУСТАРНИКОВАЯ КУРИЦА), распространенная в лесах Азии.

Ребята, вы показали хорошие знания по пройденной теме. Мы можем смело отправиться в путешествие.

IV Закрепление пройденного.

Путешествие.

  1. Станция «Строение» - самостоятельная работа.

- Итак, первая станция «Строение»

- Я вам предлагаю тесты.

- Прочитайте внимательно задание и выполняйте его самостоятельно.

ТЕСТ(карточки)

Задание: Выбери правильный ответ, отметив признаки приспособления птиц к полету.

  1. Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие передних конечностей

Б) обтекаемая форма (туловище легко обтекает воздухом при полете)

В) наличие туловища

2. Одной из черт приспособления птиц к полету является:

А) наличие головы

Б) Отсутствие зубов (делает голову легкой)

В) Наличие шеи

3. Почему у птиц такой легкий скелет?

А) в нем мало костей

Б) кости очень тонкие и маленькие

В) кости полые, заполненные воздухом (это делает скелет легким)

4. Рулевые перья расположены:

А) на крыльях

Б) на хвосте

В) на туловище (рулевые и маховые перья – обеспечивают полет, сохраняют тело, защищают от механических повреждений)

5. Маховые крылья

А) на крылья

Б) на хвосте

В) на груди

6.Зачем птицам киль?

А) для прикрепления мышц ( к килю прикрепляются мышцы)

Б) для придания устойчивости

В) для координации в полете

7. Сердце птиц:

А) двухкамерное

Б) трехкамерное

В) четырехкамерное (артериальная кровь отделена от венозной. Это лучше снабжает организм кислородом)

8. Координацию движений в полете осуществляет:

А) передний мозг

Б) средний мозг

В) мозжечок (осуществляет координацию движений)

2. проверка самостоятельной работы.

Строение птиц приспособлено к полету.

- Докажите это используя правильные ответы. (дети отвечают, что написано красным цветом)

Станция №2 «Гнездование»

Фронтальная работа.

Задание: «Распредели птиц по гнездам»

- Сейчас я продемонстрирую вам фотографии различных типов гнёзд, а вы назовите их строителей.

1. крапивник 4. ласточка деревенская 7. ремез/синица

2. камышовка 5.жаворонок

3. ласточка городская 6. Зяблик

Вопрос на эрудицию: - Почему нельзя трогать руками яйца и гнёзда?

(птицы их покинут , бросят)

Станция №3 «Миграции»



  1. Игра «Третий лишний»

На этом этапе мы проведем игру : « Третий лишний»

Задание: выявите лишнюю птицу и обоснуйте свой выбор. (подчеркните)

(Обратите внимание на название станции)

(можно работать в парах)-на карточках

Карточка №1

  1. Кукушка, горихвостка(перелетные), ворон(оседлая)



Карточка №2

  1. Снегирь(кочующий), удод, соловей(перелетные)



Карточка №3

  1. Воробей, галка(оседлые), грач (кочующий)





Карточка № 4

  1. Сизый голубь (оседлая), клест, поползень(кочующие)



Карточка №5

  1. Зяблик, иволга(перелетные), сорока (осёдлая)



Проверка: (на компьютере) – проверьте правильно ли вы подчеркнули. Обоснуйте свой выбор.

Вопрос на эрудицию: Единственная птица, которая питается мохнатыми гусеницами? (КУКУШКА)

V. Физкультминутка

- А тепер давайте отдохнем:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся покажем

Крылья сложим назад.

Мы получили заряд бодрости. Теперь можем продолжить наше путешествие.

Станция № 4 «Галерея»

На этом этапе давайте проведем игры:

1 игра. «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты»

- Рассмотрите – Чьи это клювы?

1 ряд: Дятел, утка, цапля

2 ряд: Клест, пеликан, сокол

3 ряд: Синица, попугай

  1. От чего зависит форма клюва?(от пищи которую они употребляют)

2 игра « Узнай меня» - Чьи это лапы?

Рассмотрите: Чьи это лапы? – От чего зависит форма лап? (от местообитания)

  1. Цапля(болотная)

  2. Скопа (крючковатые когти, хищники)

  3. Дикая утка (перепонки)

  4. Дятел (скалолазающие)

  5. Ворона (древесные)



Станция № 5 «Экологические группы»



  1. Устная работа по картинкам

На этой станции я вам буду предлагать птиц, а вы должны назвать экологическую группу и отряд.

  1. Глухарь – растительноядные, куриные

  2. Дятел – насекомоядные, воробьинообразные

  3. Фазан – хищник ночной, совы

  4. Тетерев – растительноядные, куриные

  5. Сорока – всеядная, воробьинообразные

  6. Клест – растительноядные, воробьинообразные

  7. Ласточка – насекомоядные, воробьинообразные

  8. Курица – всеядная, куриные

  9. Утка – водоплавающие, гусеобразные

  10. Стриж – насекомоядные, воробьинообразные

  11. Скворец – насекомоядные, воробьинообразные

Вопрос на эрудицию: - Какая птица выводит птенцов зимой ? (клест)

Станция № 6 «Птичий калейдоскоп»

Задание: Установите соответствие.

На стенде – рисунки

На доске – термины

Выберите понравившийся вам рисунок и соответствующий термин, который объясняет это биологическое явление.

  1. Колибри на цветке

  2. Птица Аист черный

  3. Птенцы в гнезде

  4. Птенец – голый + птенец – пушистый

  5. Соловей поет

Эти рисунки говорят об особенностях птиц.

  1. Опыление

  2. Красная Книга

  3. Насиживание

  4. Выводковые

  5. Ритуальное поведение

Станция №7 « Экологическая»

Давайте постараемся ответить на такой вопрос:

- Почему птиц мы считаем своими друзьями? (Они приносят большую пользу природе и человеку)

- Каково же значение птиц в природе?

1. опыляют растения

2. распространяют семена

3. являются санитарами леса

4. служат кормом для других животных

5. Ограничивают рост растений.

- А теперь докажите примерами какова роль птиц в жизни человека?

1. Промысловые и домашние птицы – дают – мясо, жир, яйца.

2. Пух – (морская птица гага. (имеет самый теплый мех)

3. Птичий помет – ценное органическое удобрение.

4. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства (насекомоядные и хищники)

5. Эстетическое и научное значение



Станция №8 «Охрана птиц»

И наконец мы добрались до последней станции.

Здесь мне хочется прочесть строки поэта Авилова:

Вы услышите сквозь грохот столетий,

Вашу кровлю минует беда,

Если новой весной на рассвете

Белый аист вернется сюда.

- К сожалению, как вы уже знаете, что птицам грозит беда.

В настоящее время каждый второй вид находится под угрозой исчезновения.

- Каковы же причины:

1. вырубка леса

2. распашка степей

3. Осушение болот

4. Уничтожение другими животными.

27 видов занесены в Красную книгу России и взяты под охрану.

- Давайте с ними познакомимся:

1. Розовый пеликан

2. Утка мандаринка

3. Красноногая говорушка

4. Белоспинный альбатрос

5. Белоклювая гагарка

6. Черный аист

Какие же вы должны соблюдать меры по охране птиц?

Предложите свои:

  • Не разорять гнезд

  • Не кричать в лесу

  • Не брать яйца птенцов из гнезда

  • Устраивать кормушки, скворечники, дуплянки.

Вопрос : Из-за чего истребляют птицу колибри? (из – за красивых перьев)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов.

К вам слетяться, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте их в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

VI. Подведение итогов.

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами закончили раздел класс «Птиц»

Давайте подведем итоги. Оценки.

VII. Рефлексия.

Молодцы! Мне было приятно с вами работать. Не забывайте, что мы тоже часть природы и наш долг сохранить ее многообразие и красоту для будущих потомков.








Скачать

© 2020, 672 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!