Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Обобщение по теме «Местоимение» (6 класс)
Тип урока: урок развивающего контроля.
Форма урока: урок- игра.
Цель урока: содержательная – проверить знания, умения и приобретенные навыки по теме «Местоимение» с помощью само- и взаимопроверки; деятельностная – научить детей способам само- и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение находить местоимения разных разрядов в тексте;
- формировать умение использовать местоимения в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические, орфоэпические, грамматические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование способности к самооценке;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
обобщение и систематизация знаний о местоимении как части речи;
обеспечение глубокого понимания важной роли местоимений в устной и письменной речи;
обучение выявлению особенностей местоимений разных разрядов;
овладение навыками правописания, произношения и образования местоимений.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
осуществление операций анализа, синтеза, классификации;
умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Регулятивные:
умение осуществлять целеполагание, принимать и сохранять учебную задачу;
планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их;
умение осуществлять само- и взаимоконтроль.
Личностные УУД:
пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;
осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;
ориентация в социальных ролях (эксперт-ученик) и межличностных отношениях;
способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.
Оборудование:
карточки для индивидуальной работы;
проектные продукты групп (тест, карточки со словами, книжки-малышки).
Структура урока:
Этап мотивации (самоопределения).
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Обобщение и систематизация знаний.
Работа в группах: этап локализации индивидуальных затруднений. Контроль усвоения.
Критериальная оценка за урок.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Этап мотивации (самоопределения). (1 минута). | - Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в увлекательное путешествие в страну местоимений. А перед этим каждый сделает свою фотографию. На доске три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Нарисуйте в оценочном листе. - Надеюсь, что на всех фотографиях сияют улыбки. Значит, наша работа на уроке будет успешной и плодотворной! | Рисуют смайлик и демонстрируют своё настроение. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний (1 минута) | Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), отправляясь в путешествие, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». Он имел в виду интеллект, ум, мудрость, а люди подумали, что у него так мало вещей. И до сих пор, цитируя слова мудреца, все имеют в виду скудное имущество. -А вы как считаете, что является подлинным богатством: вещи или ум? -Я тоже так думаю. Надеюсь, что у каждого из вас есть такое богатство, и мы в этом убедимся на уроке. | Предполагаемый ответ: «ум». | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
3. Постановка учебной задачи. (3 минуты) | Мы завершаем изучение местоимений и одновременно готовимся к всероссийской проверочной работе. - Как вы думаете, о чём было бы полезно сегодня поговорить? Каковы цели урока? - Правильно, мы должны повторить правила правописания местоимений, закрепить умение грамотно их использовать в устной и письменной речи, соблюдая нормы произношения и образования. В ВПР это задания 1,4,5,6,14. - Несколько слов о порядке работы. К сегодняшнему уроку ребята заранее подготовили 4 групповых проекта в соответствии с целями нашего урока. Они же являются экспертами в своей теме и будут проверять выполненные вами задания. Выполнение задания экспертами проверяет Совет мудрецов (на уроке присутствуют учителя русского языка). Инструкция для работы как экспертов, так и учеников прописана в маршрутном листе (Приложение 1). - Оценка за урок будет критериальной, баллы за выполненное задание следует заносить в оценочный лист (Приложение 2). Познакомьтесь с критериями и сделайте заявку на оценку. | - (говорят по группам) Цель урока – повторить изученное по теме «Местоимение»: правописание, произношение, образование, употребление в речи. Слушают учителя. Знакомятся с маршрутным листом. Знакомятся с распределением баллов и записывают оценку в оценочный лист. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Обобщение и систематизация знаний. (5 минут) | -Обратимся к словам мудреца. В этой фразе всего пять слов. Какие это части речи? Узнали? - Назовите местоимения и их разряды. -Вы знаете, какое место занимают местоимения по частоте употребления в тексте? У нас есть ребята, которые в своем проекте работали над этим. Дадим им слово. - Местоимения очень часто используются в пословицах, загадках, фразеологизмах. Давайте проведем игру «Собери пословицу». (Группы получают разрезанные карточки с пословицами, учитель каждой группе дает 1-ю часть одной пословицы, надо найти 2-ю часть – Приложение 7) | Предполагаемый ответ: «3 местоимения, глагол, предлог». -«Всё- определительное, своё- притяжательное, собой – возвратное» Выступление группы №4 с сообщением. Находят вторую часть предложенной учителем пословицы, объясняют смысл всей пословицы. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение). ЦЕЛЬ: развивать умение применять новые знания. |
4. Работа в группах: этап локализации индивидуальных затруднений. Контроль усвоения. (25 минут) | -Размялись? А теперь давайте работать. Задание № 1. Проект «Правописание местоимений». Проектный продукт – тестовое задание. Задание № 2. Проект «Произношение местоимений». Проектный продукт – карточки с местоимениями. Задание № 3. Проект «Образование местоимений». Проектный продукт – карточки с местоимениями. Задание № 4. Проект «Удивительное рядом». Проектный продукт – книжки-малышки с фразеологизмами, в которых употребляются местоимения. Общее задание группы №4 – задание №5. (Приложения 3,4,5,6) | Работа групп: Эксперты: -представляют проект; -раздают задания группам и объясняют, что делать; -самостоятельно выполняют задание учителя по теме своего проекта; -сдают своё задание на проверку Совету мудрецов; -проверяют задания у других групп; Ученики: -самостоятельно выполняют задания экспертов; - сдают им на проверку; -во время проверки слушают сообщения группы №4 (№2,3,4,5) Коллективная работа в группе: Устно составляют мини-тексты из 2-3 предложений с описанием ситуации, в которой уместно использовать выбранный из книжки фразеологизм. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества), регулятивные (само- и взаимоконтроль). УУД: коммуникативные (работа с текстом: редактирование). |
6. Критериальная оценка за урок ( 2 минуты) | -Что обычно привозят из путешествий? -Сувениры- это ваша оценка за урок в оценочном листе. - Теперь посчитайте свои баллы, переведите их в оценку и поставьте её в оценочный лист. Совпала ли она с вашей заявкой? - У кого получилось больше? Меньше? Почему, как вы думаете? | Считают баллы за выполненные задания, переводят их в оценку и выставляют её в оценочный лист. Анализируют свою деятельность. | Принцип целостности. УУД: личностные (способность к адекватной самооценке); регулятивные (адекватно оценивать свои достижения) ЦЕЛЬ: самооценка результатов деятельности. |
7. Рефлексия деятельности ( 3 минуты) | -Что мы повторили? Всех ли целей урока достигли? -Подходит к концу наше путешествие. Понравилось вам в стране Местоимений? Что осталось нам на память? -фотографии-«сфотографируйте» себя и поместите фотографию на доску (дорисовать смайлики), отразите своё настроение на уроке. -Что запомнилось? -Что показалось интересным? -Что показалось неинтересным или трудным? -Ваше настроение к концу урока? | Проводят рефлексию. | Принцип целостности. УУД: познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия); личностные (способность к адекватной самооценке); регулятивные (адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности; умение осуществлять само- и взаимоконтроль). ЦЕЛЬ: самооценка результатов деятельности. |
Приложение 1
Маршрутный лист группы
Обобщение по теме «Местоимение»
Цель 1 ____________________________________________________________
Цель 2 ____________________________________________________________
Повторение к ВПР:
Задание 1 – орфограммы в местоимениях
Задание 4 – орфоэпические нормы
Задание 6 – морфологические нормы
Задание 14 – лексические нормы
Инструкция для работы.
Ответственные за проект (задание) | Индивидуально-групповая работа |
Раздайте задания трем группам, объясните, что делать. Сами работайте по заданию учителя (литера А). Соберите в группах и проверьте выполненное задание. Поставьте баллы за правильные ответы. | Получите задание у экспертов. Выполните его индивидуально. Сдайте задание на проверку экспертам. |
Задание 1 – тест «Правописание местоимений»
Задание 2 – расставьте ударение в местоимениях
Задание 3 – исправьте ошибки в образовании местоимений
Задание 4 – объясните значение фразеологизмов и составьте мини-текст
Оценка:
19-22 балла - «5»
15-18 баллов - «4»
11-14 баллов - «3»
Приложение 2
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ_________________________________
Оценка:
19-22 балла - «5»
15-18 баллов - «4»
11-14 баллов - «3»
| 1 | 2 | 3 | 4 | | |
Заявка на оценку | Правописание местоимений | Произношение местоимений | Образование местоимений | Употребление местоимений | Получено баллов | Оценка |
| | | | *** | | |
Приложение 3
Задание 1 – Тест «Правописание местоимений» (4 балла) ФИ______________________
Выполните тестовое задание (обведите О букву правильного ответа)
1. Какое местоимение пишется через дефис? А) (ни)(у)кого Б) (кто)нибудь В) (кое)(с)кем 2. В каком местоимении НЕ(НИ) пишется раздельно? А) (ни)чему Б) (не)чему В) (ни)(к)чему | 3. В каком местоимении допущена ошибка? А) коечто нашел Б) некто шел по дороге В) несколько человек 4. В каком местоимении допущена ошибка? А) кого-то похвалили Б) нечему не научился В) кое за чем пришел |
Задание 1А – Тест «Правописание местоимений» (4 балла) ФИ______________________
Выполните тестовое задание (обведите О букву правильного ответа)
1. Какое местоимение пишется через дефис? А) (кое)(с)кем Б) (кого)либо В) (кое)(за)чем 2. В каком местоимении НЕ(НИ) пишется раздельно? А) (не)кому Б) (ни)чему В) (ни)(за)что | 3. В каком местоимении допущена ошибка? А) чтото случилось Б) не о ком думать В) нисколько не лучше 4. В каком местоимении допущена ошибка? А) какой-то грустный Б) ничему радоваться В) кое в чем ошибался |
Приложение 4
Задание 2 – «Ударение в местоимениях» (12 баллов) ФИ______________________
Расставьте ударение в местоимениях
Самого (красивого), нечто, самого (директора), некто, скольких, стольким, нечего, о стольких, самой (веселой), никто, самой (судьбой), ничего. |
Задание 2А – «Ударение в местоимениях» (12 баллов) ФИ______________________
Расставьте ударение в местоимениях
Столькими, самого доброго, самой быстрой, стольких, некто, нечего, никто, скольким, самого учителя, никого, самой учительницей, нечто. |
Приложение 5
Задание 3 – «Образование местоимений» (6 баллов) ФИ________________________
Выберите правильно образованную форму местоимения
Об этом | Об том |
Нечего | Нечево |
У ней | У неё |
Ихняя | Их |
Его | Евоный |
Ейной | Её |
Задание 3А – «Образование местоимений» (6 баллов) ФИ________________________
Составьте предложения с тремя любыми местоимениями из своего проекта, употребив их в правильной форме: об том, нечево, у ней, ихняя, ейной, евоный. 1._________________________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________________________ |
Приложение 6
Задание 4 – «Удивительное рядом»
1. Интересные факты о местоимении.
1. Во вьетнамском языке в единственном числе есть восемь местоимений для 1 лица, в то время как мы обходимся одним местоимением - Я.
2. Местоимения по частоте употребления в текстах находятся на первом месте. Лидером среди них является опять местоимение Я, которое употребляется 13839 раз на миллион слов, на втором месте ОН (13143 раза), в то время как самое популярное существительное ГОД – встречается всего лишь 2167раз на миллион слов.
2. Шуточные вопросы.
Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)
Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)
В каком слове целых семь личных местоимений? (семь-я)
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)
Какое местоимение требует чистоты? (мой, вымой)
Какое местоимение является помощником прилагательного? (самый)
3. Загадки с местоимениями.
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)
Летит огненная стрела, никто ее не поймает. (Молния)
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Гвоздь, молоток)
Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)
4. Фразеологизмы с местоимениями
Угадайте фразеологизмы по их значению, назовите местоимение и определите его разряд.
Встречать часто (на каждом шагу- определительное)
Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке – притяжательное)
Скрытный, подозрительный человек (себе на уме – возвратное)
Заняться от скуки (от нечего делать – отрицательное)
Смотреть внимательно (во все глаза – определительное)
Неожиданно (ни с того ни с сего – указательные)
Сильно стараться (изо всех сил – определительное)
Громко кричать (во все горло – определительное)
Выберите фразеологизм из предложенных (см. №4), объясните его значение.
Составьте мини-текст из 2-3 предложений с описанием ситуации, в которой уместно использование выбранного фразеологизма.
Приложение 7
Не за свое дело не берись, | а за своим делом не ленись. |
Кто соврет раз, | тому больше не поверят. |
Кто ищет, | тот всегда найдет. |
Не всякий умен, | кто с головой. |
Чего себе не хочешь, | того и другому не желай. |
Не все то золото, | что блестит. |
Каков вопрос, | таков и ответ. |
Что посеешь, | то и пожнешь. |