СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок ФГОС по теме "Местоимение". Тип урока- урок развивающего контроля. Форма- урок-игра.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Местоимение"»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Обобщение по теме «Местоимение» (6 класс)


Тип урока: урок развивающего контроля.

Форма урока: урок- игра.

Цель урока: содержательная – проверить знания, умения и приобретенные навыки по теме «Местоимение» с помощью само- и взаимопроверки; деятельностная – научить детей способам само- и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение находить местоимения разных разрядов в тексте;

- формировать умение использовать местоимения в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические, орфоэпические, грамматические умения.

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование способности к самооценке;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обобщение и систематизация знаний о местоимении как части речи;

  • обеспечение глубокого понимания важной роли местоимений в устной и письменной речи;

  • обучение выявлению особенностей местоимений разных разрядов;

  • овладение навыками правописания, произношения и образования местоимений.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;

  • осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • умение структурировать знания;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;

  • умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

  • способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

  • осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Регулятивные:

  • умение осуществлять целеполагание, принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их;

  • умение осуществлять само- и взаимоконтроль.

Личностные УУД:

  • пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

  • осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

  • ориентация в социальных ролях (эксперт-ученик) и межличностных отношениях;

  • способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.


Оборудование:

  • карточки для индивидуальной работы;

  • проектные продукты групп (тест, карточки со словами, книжки-малышки).

Структура урока:

  1. Этап мотивации (самоопределения).

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Обобщение и систематизация знаний.

  5. Работа в группах: этап локализации индивидуальных затруднений. Контроль усвоения.

  6. Критериальная оценка за урок.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Этап мотивации (самоопределения).

(1 минута).

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в увлекательное путешествие в страну местоимений. А перед этим каждый сделает свою фотографию. На доске три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Нарисуйте в оценочном листе.



- Надеюсь, что на всех фотографиях сияют улыбки. Значит, наша работа на уроке будет успешной и плодотворной!








Рисуют смайлик и демонстрируют своё настроение.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

(1 минута)


Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), отправляясь в путешествие, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». Он имел в виду интеллект, ум, мудрость, а люди подумали, что у него так мало вещей. И до сих пор, цитируя слова мудреца, все имеют в виду скудное имущество.


-А вы как считаете, что является подлинным богатством: вещи или ум?

-Я тоже так думаю. Надеюсь, что у каждого из вас есть такое богатство, и мы в этом убедимся на уроке.











Предполагаемый ответ: «ум».



Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3. Постановка учебной задачи.

(3 минуты)


Мы завершаем изучение местоимений и одновременно готовимся к всероссийской проверочной работе.

- Как вы думаете, о чём было бы полезно сегодня поговорить? Каковы цели урока?








- Правильно, мы должны повторить правила правописания местоимений, закрепить умение грамотно их использовать в устной и письменной речи, соблюдая нормы произношения и образования. В ВПР это задания 1,4,5,6,14.


- Несколько слов о порядке работы. К сегодняшнему уроку ребята заранее подготовили 4 групповых проекта в соответствии с целями нашего урока. Они же являются экспертами в своей теме и будут проверять выполненные вами задания. Выполнение задания экспертами проверяет Совет мудрецов (на уроке присутствуют учителя русского языка). Инструкция для работы как экспертов, так и учеников прописана в маршрутном листе (Приложение 1).

- Оценка за урок будет критериальной, баллы за выполненное задание следует заносить в оценочный лист (Приложение 2). Познакомьтесь с критериями и сделайте заявку на оценку.

- (говорят по группам)

Цель урока – повторить изученное по теме «Местоимение»: правописание, произношение, образование, употребление в речи.









Слушают учителя. Знакомятся с маршрутным листом.











Знакомятся с распределением баллов и

записывают оценку в оценочный лист.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


4. Обобщение и систематизация знаний. (5 минут)


-Обратимся к словам мудреца. В этой фразе всего пять слов. Какие это части речи? Узнали?



- Назовите местоимения и их разряды.







-Вы знаете, какое место занимают местоимения по частоте употребления в тексте? У нас есть ребята, которые в своем проекте работали над этим. Дадим им слово.


- Местоимения очень часто используются в пословицах, загадках, фразеологизмах. Давайте проведем игру «Собери пословицу». (Группы получают разрезанные карточки с пословицами, учитель каждой группе дает 1-ю часть одной пословицы, надо найти 2-ю часть – Приложение 7)

Предполагаемый ответ: «3 местоимения, глагол, предлог».


-«Всё- определительное, своё- притяжательное, собой – возвратное»


Выступление группы №4 с сообщением.




Находят вторую часть предложенной учителем пословицы, объясняют смысл всей пословицы.


Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение).

ЦЕЛЬ: развивать умение применять новые знания.


4. Работа в группах: этап локализации индивидуальных затруднений. Контроль усвоения.

(25 минут)


-Размялись? А теперь давайте работать.

Задание № 1.

Проект «Правописание местоимений».

Проектный продукт – тестовое задание.

Задание № 2.

Проект «Произношение местоимений».

Проектный продукт – карточки с местоимениями.

Задание № 3.

Проект «Образование местоимений».

Проектный продукт – карточки с местоимениями.

Задание № 4.

Проект «Удивительное рядом».

Проектный продукт – книжки-малышки с фразеологизмами, в которых употребляются местоимения.


Общее задание группы №4 – задание №5.


(Приложения 3,4,5,6)


Работа групп:

Эксперты:

-представляют проект;

-раздают задания группам и объясняют, что делать;

-самостоятельно выполняют задание учителя по теме своего проекта;

-сдают своё задание на проверку Совету мудрецов;

-проверяют задания у других групп;

Ученики:

-самостоятельно выполняют задания экспертов;

- сдают им на проверку;

-во время проверки слушают сообщения группы №4 (№2,3,4,5)


Коллективная работа в группе:

Устно составляют мини-тексты из 2-3 предложений с описанием ситуации, в которой уместно использовать выбранный из книжки фразеологизм.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества), регулятивные (само- и взаимоконтроль).













УУД: коммуникативные (работа с текстом: редактирование).


6. Критериальная оценка за урок

( 2 минуты)


-Что обычно привозят из путешествий?

-Сувениры- это ваша оценка за урок в оценочном листе.




- Теперь посчитайте свои баллы, переведите их в оценку и поставьте её в оценочный лист. Совпала ли она с вашей заявкой?

- У кого получилось больше? Меньше? Почему, как вы думаете?

Считают баллы за выполненные задания, переводят их в оценку и выставляют её в оценочный лист.

Анализируют свою деятельность.


Принцип целостности.

УУД: личностные (способность к адекватной самооценке); регулятивные (адекватно оценивать свои достижения)

ЦЕЛЬ: самооценка результатов деятельности.

7. Рефлексия деятельности

( 3 минуты)


-Что мы повторили? Всех ли целей урока достигли?


-Подходит к концу наше путешествие. Понравилось вам в стране Местоимений? Что осталось нам на память?

-фотографии-«сфотографируйте» себя и поместите фотографию на доску (дорисовать смайлики), отразите своё настроение на уроке.

-Что запомнилось?

-Что показалось интересным?

-Что показалось неинтересным или трудным?

-Ваше настроение к концу урока?


Проводят рефлексию.

Принцип целостности.

УУД: познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия); личностные (способность к адекватной самооценке); регулятивные (адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности; умение осуществлять само- и взаимоконтроль).

ЦЕЛЬ: самооценка результатов деятельности.








Приложение 1

Маршрутный лист группы

Обобщение по теме «Местоимение»


Цель 1 ____________________________________________________________

Цель 2 ____________________________________________________________

Повторение к ВПР:

Задание 1 – орфограммы в местоимениях

Задание 4 – орфоэпические нормы

Задание 6 – морфологические нормы

Задание 14 – лексические нормы

Инструкция для работы.


Ответственные за проект (задание)

Индивидуально-групповая работа

  1. Раздайте задания трем группам, объясните, что делать.

  2. Сами работайте по заданию учителя (литера А).

  3. Соберите в группах и проверьте выполненное задание.

  4. Поставьте баллы за правильные ответы.

  1. Получите задание у экспертов.

  2. Выполните его индивидуально.

  3. Сдайте задание на проверку экспертам.

Задание 1 – тест «Правописание местоимений»

Задание 2 – расставьте ударение в местоимениях

Задание 3 – исправьте ошибки в образовании местоимений

Задание 4 – объясните значение фразеологизмов и составьте мини-текст


Оценка:

19-22 балла - «5»

15-18 баллов - «4»

11-14 баллов - «3»

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ФИ_________________________________

Оценка:

19-22 балла - «5»

15-18 баллов - «4»

11-14 баллов - «3»


1

2

3

4



Заявка на оценку

Правописание местоимений

Произношение местоимений

Образование местоимений

Употребление местоимений

Получено баллов

Оценка






***





Приложение 3

Задание 1 – Тест «Правописание местоимений» (4 балла) ФИ______________________

Выполните тестовое задание (обведите О букву правильного ответа)

1.      Какое местоимение пишется через дефис?

А) (ни)(у)кого

Б) (кто)нибудь

В) (кое)(с)кем

2.      В каком местоимении НЕ(НИ) пишется раздельно?

А) (ни)чему

Б) (не)чему

В) (ни)(к)чему

3.     В каком местоимении допущена ошибка?

А) коечто нашел

Б) некто шел по дороге

В) несколько человек

4. В каком местоимении допущена ошибка?

А) кого-то похвалили

Б) нечему не научился


В) кое за чем пришел



Задание 1А – Тест «Правописание местоимений» (4 балла) ФИ______________________

Выполните тестовое задание (обведите О букву правильного ответа)

1.      Какое местоимение пишется через дефис?

А) (кое)(с)кем

Б) (кого)либо

В) (кое)(за)чем

2.      В каком местоимении НЕ(НИ) пишется раздельно?

А) (не)кому

Б) (ни)чему

В) (ни)(за)что

3.     В каком местоимении допущена ошибка?

А) чтото случилось

Б) не о ком думать

В) нисколько не лучше

4. В каком местоимении допущена ошибка?

А) какой-то грустный

Б) ничему радоваться


В) кое в чем ошибался


Приложение 4

Задание 2 – «Ударение в местоимениях» (12 баллов) ФИ______________________

Расставьте ударение в местоимениях


Самого (красивого), нечто, самого (директора), некто, скольких, стольким, нечего, о стольких, самой (веселой), никто, самой (судьбой), ничего.


Задание 2А – «Ударение в местоимениях» (12 баллов) ФИ______________________

Расставьте ударение в местоимениях


Столькими, самого доброго, самой быстрой, стольких, некто, нечего, никто, скольким, самого учителя, никого, самой учительницей, нечто.


Приложение 5

Задание 3 – «Образование местоимений» (6 баллов) ФИ________________________

Выберите правильно образованную форму местоимения

Об этом

Об том

Нечего

Нечево

У ней

У неё

Ихняя

Их

Его

Евоный

Ейной

Её

Задание 3А – «Образование местоимений» (6 баллов) ФИ________________________


Составьте предложения с тремя любыми местоимениями из своего проекта, употребив их в правильной форме:

об том, нечево, у ней, ихняя, ейной, евоный.

1._________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________



Приложение 6

Задание 4 – «Удивительное рядом»

1. Интересные факты о местоимении.

1. Во вьетнамском языке в единственном числе есть восемь местоимений для 1 лица, в то время как мы обходимся одним местоимением - Я.

2. Местоимения по частоте употребления в текстах находятся на первом месте. Лидером среди них является опять местоимение Я, которое употребляется 13839 раз на миллион слов, на втором месте ОН (13143 раза), в то время как самое популярное существительное ГОД – встречается всего лишь 2167раз на миллион слов.


2. Шуточные вопросы.

  • Какие два местоимения мешают ездить по дороге? (я-мы)

  • Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)

  • В каком слове целых семь личных местоимений? (семь-я)

  • Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)

  • Какое местоимение требует чистоты? (мой, вымой)

  • Какое местоимение является помощником прилагательного? (самый)


3. Загадки с местоимениями.

  • Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)

  • Летит огненная стрела, никто ее не поймает. (Молния)

  • Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

  • Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Гвоздь, молоток)

  • Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)


4. Фразеологизмы с местоимениями

Угадайте фразеологизмы по их значению, назовите местоимение и определите его разряд.

  • Встречать часто (на каждом шагу- определительное)

  • Чувствовать себя неловко (не в своей тарелке – притяжательное)

  • Скрытный, подозрительный человек (себе на уме – возвратное)

  • Заняться от скуки (от нечего делать – отрицательное)

  • Смотреть внимательно (во все глаза – определительное)

  • Неожиданно (ни с того ни с сего – указательные)

  • Сильно стараться (изо всех сил – определительное)

  • Громко кричать (во все горло – определительное)


  1. Выберите фразеологизм из предложенных (см. №4), объясните его значение.

Составьте мини-текст из 2-3 предложений с описанием ситуации, в которой уместно использование выбранного фразеологизма.



Приложение 7


Не за свое дело не берись,

а за своим делом не ленись.

Кто соврет раз,

тому больше не поверят.

Кто ищет,

тот всегда найдет.

Не всякий умен,

кто с головой.

Чего себе не хочешь,

того и другому не желай.

Не все то золото,

что блестит.

Каков вопрос,

таков и ответ.

Что посеешь,

то и пожнешь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!