СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме " Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал  поможет обобщить и систематизировать матеиал по теме "Односоставные предложения".

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме " Односоставные предложения"»

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения. Зачёт

Вариант 1

Список

Зачёт по теории

Назывн.

пр.-ния

О-Л

пр.-ния

Н-О

пр.-ия

БЛ

пр.-ния

Синт. разбор

В формате

ВПР

Исаев А.








Колесникова А.








Королёва Д.








Опарин Д.








Фёдорова Ж.








Хаустов Д.










План:

  1. Зачёт по теории

  2. Зачёт по практической части:

А) назывные предложения

Б) определённо-личные предложения

В) неопределённо-личные предложения

Г) безличные предложения

Д) синтаксический разбор односоставных предложений

Е) односоставные предложения в составе текста (формат ВПР)



Зачёт «Односоставные предложения. Теория»

  1. Какие предложения называются односоставными?

  2. На какие группы делятся односоставные предложения по главному слову?

  3. Какие предложения называются назывными? Каков способ выражения назывных предложений?

  4. На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?

  5. Какие предложения называются определённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в О-Л предложениях? Какие предложения называются неопределённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в Н-Л предложениях?

  6. Какие односоставные предложения называются безличными? Назовите все способы выражения главного члена в безличном предложении.

Практическая часть

1.Определи способ выражения главного члена в назывных предложениях.

  1. Вот и лес. Тень и тишина.

  2. Поздний вечер.

  3. Вот моя деревня.

  4. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный лунный свет.

  5. Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый март.

  6. Свят ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

  7. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзанья, и слёзы, И заря, заря!

_______________________________________________________________

2.Определите способ выражения главного члена в определённо-личном предложении.

1)Жизнью честной и правильной славим время своё._____________________

2) Открой нам, Отчизна, просторы свои.________________________________

3)Над милым порогом качну серебряным тебе крылом.

___________________________________________________________________

4)Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.

__________________________________________________________________

5)Не спугни очарованье этих тихих вечеров.____________________________

6) Погружай меня в сон, колокольчика звон.____________________________

7)Не спугни очарованье этих тихих вечеров._____________________________

3.Определите способ выражения главного члена в неопределённо-личном предложении.

  1. Поменяли на окнах наличники.­­­­­­­­­­­______________________________

  2. В дверь постучали, и в комнату вошла невысокая девушка.

___________________________________________________________

  1. В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут.

__________________________________________________________

  1. А на рассвете принесли к сорок третьему номеру длинный ящик из-под содовой._____________________________________________

  2. В дверь постучали.________________________________________

  3. Вставали поздно, купались.___________________________________

  4. Потом пили чай и расходились по саду заниматься, на скамейке везде сидели и читали._______________________________________

  5. Того не берут, чего в руки не дают._____________________________

  6. Рано снарядились, да поздно в путь пустились.

_____________________________________________________________





4.Определите способ выражения главного члена в безличном предложении

1) Морозит.___________________________________________________

2) Дважды молодым не бывать._____________________________________

3) Мне было суждено встретиться с ним ещё раз. ___________________________________________

4) Не жаль мне лет растраченных напрасно._____________________________

5) Зажгло грозою молодую яблоньку._________________________________

6) Нет у меня ни друзей, не родных.__________________________________

Самостоятельная работа

Подчеркни главные члены в односоставных предложениях. Определи виды односоставных предложений, укажи способ выражения.

  1. Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый свет._________________

  2. У одержимых дороги нет.____________________________________

  3. Человеку холодно без песни.____________________________________

  4. В больших пустынных комнатах было тихо и темно.

______________________________________________________________

  1. Время подвигов славных не уйдёт в забытьё.

______________________________________________________________

  1. Замечаю под крышею голубоватые сосульки.

_______________________________________________________________

  1. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву.

_____________________________________________________________



Прочитайте текст. Выпишите из текста односоставные предложения или сложные предложения, в состав которого входят односоставные предложения. Определите их вид.

Вариант №4

Безветрие. Всё небо залито ровной синевой. В воздухе стоит золотистое марево от жары, и солнце сквозь него кажется туманным и расплывчатым. Спит порт. Зеркальная бесконечная гладь. Вдруг откуда-то повеяло свежим ветерком. Оживает постепенно причал, появляются матросы в бескозырках. Теперь нельзя лениться, надо навёрстывать упущенное время. Смотришь на порт и любуешься его слаженной работой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант №5

Зима. Смеркается очень рано. Зимние сумерки пахнут мандаринами и морозом. Чувствуется приближение праздника: люди на улицах и в метро более внимательны друг к другу, видны улыбки на обычных лицах москвичей. Хочется в тепло, в уют родного дома. Там ждёт наряженная к Новому году ёлка, на ней ярко горят гирлянды, поблёскивает звезда на верхушке. Запах хвои будоражит воображение. Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант №6

Вечер. Мы собираемся на террасе нашей старой дачи. Дуняша ставит самовар на стол. Сейчас будем пить чай. Скоро торжественно вынесут пирог, и начнутся долгие разговоры за чашкой чая.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Произведи синтаксический разбор предложений:

1.Пахло вялыми листьями

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 .Зеркальная бесконечная гладь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Запахло пробуждающейся землёй

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Идёшь по аллее и о чём-то мечтаешь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Глянуло неприветливой осенью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Зеркальная бесконечная гладь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Вдруг откуда-то повеяло ветерком.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Смеркается очень рано.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения. Зачёт

Вариант 2

Список

Зачёт по теории

Назывн.

пр.-ния

О-Л

пр.-ния

Н-О

пр.-ия

БЛ

пр.-ния

Синт. разбор

В формате

ВПР

Исаев А.








Колесникова А.








Королёва Д.








Опарин Д.








Фёдорова Ж.








Хаустов Д.










План:

  1. Зачёт по теории

  2. Зачёт по практической части :

А) назывные предложения

Б) определённо-личные предложения

В) неопределённо-личные предложения

Г) безличные предложения

Д) синтаксический разбор односоставных предложений

Е) односоставные предложения в составе текста(формат ВПР)

Зачёт «Односоставные предложения. Теория»

  1. Какие предложения называются односоставными?

  2. На какие группы делятся односоставные предложения по главному слову?

  3. Какие предложения называются назывными? Каков способ выражения назывных предложений?

  4. На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?

  5. Какие предложения называются определённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в О-Л предложениях? Какие предложения называются неопределённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в Н-Л предложениях?

  6. Какие односоставные предложения называются безличными? Назовите все способы выражения главного члена в безличном предложении.

1.Определи способ выражения главного члена в назывных предложениях.

  1. Полночь. Мгла и ветер.

  2. Яркий зимний полдень.

  3. Зима!

  4. Вот и лес. Тень и тишина.

  5. Поздний вечер.

  6. Вот моя деревня.

  7. Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый свет.

  8. Эх, дороги. Пыль да туман, холода тревоги да степной бурьян.

  9. Ночь. Умница. Фонарь. Аптека.

______________________________________________________________

2.Определите способ выражения главного члена в определённо-личном предложении.

  1. Люблю тебя, Петра творенье.____________________________________

  2. Не уезжай надолго.____________________________________________

  3. Сижу за решёткой в темнице сырой.______________________________

  4. Прожитых лет не воротишь вспять._______________________________

  5. Кого журю, того люблю._________________________________________

  6. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россию, единственной зовут._________________________________________

  7. Не хотите ли добавить рому?____________________________________



3.Определите способ выражения главного члена в неопределённо-личном предложении.

  1. Возле этой осинки летом стог поставят._______________________

  2. За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.

_____________________________________________________________

  1. Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий снег.

_______________________________________________________

  1. В Сибири не любят горячку и спешку._________________________

  2. Десять суток нам дают на отдых._______________________________

  3. Его везли из крепости, из Бреста.

___________________________________________________________

  1. Тротуары заливают асфальтом._______________________________________

  2. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.



4.Определите способ выражения главного члена в безличном предложении.

1) Вечереет._____________________________________________

2) Быть грозе великой!_____________________________________

3) Велено запрягать лошадей._________________________________

4) Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви.

______________________________________________________________

5) Нет ничего святого в его душе.______________________________________

6) В саду ночью посбивало яблоки, словно старую липу.

__________________________________________________________________



Самостоятельная работа

Подчеркни главные члены в односоставных предложениях. Определи виды односоставных предложений, укажи способ выражения.

  1. В весенние дни вдыхаешь воздух полной грудью и радуешься солнцу.

_____________________________________________________________

  1. Осень. Сказочный чертог, весь открытый для простора.

________________________________________________________

  1. Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну неба.

_____________________________________________________________



  1. Хлестало в окна воздухом косым.

_________________________________________________________________

  1. Тянет холодом зимних дней.

_________________________________________________________________

  1. Лес. Палатка. Всплеск речной воды.

_________________________________________________________________

  1. В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут.

__________________________________________________________________

  1. Природу нужно беречь.

_______________________________________________________________

  1. На небе нет ни одной звезды.

________________________________________________________________



Прочитайте текст. Выпишите из текста односоставные предложения или сложные предложения, в состав которого входят односоставные предложения. Определите их вид.

Вариант №1

Темнело. Сад выл и шумел, в воздухе кружились мокрые жёлтые листья, а в аллеях стояли лужи. Глянуло неприветливой осенью. Вот и вечер. Непогода усиливалась. Думаю, что гости разъедутся только утром

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант №2

Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Все были печальны и молчаливы. Темнело. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал: «Идёшь по аллее, и листья шуршат в такт шагам».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант №3

Уже стемнело, когда путники добрались до двора. Тишина. Безлюдье. Слышен малейший шорох под ногами. Путники долго стучали в ворота. Наконец заспанный хозяин впустил их. Дом, куда они попали, казался очень старым и ветхим, того и гляди, развалится под ногами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Произведи синтаксический разбор предложений:

  1. Глянуло неприветливой осенью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 .Зеркальная бесконечная гладь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Люблю вечера на природе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Осенними вечерами сидишь и наблюдаешь за видом из окна.

____________________________________________________________________________________________________________________________________






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!