Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения. Зачёт
Вариант 1
Список | Зачёт по теории | Назывн. пр.-ния | О-Л пр.-ния | Н-О пр.-ия | БЛ пр.-ния | Синт. разбор | В формате ВПР |
Исаев А. | | | | | | | |
Колесникова А. | | | | | | | |
Королёва Д. | | | | | | | |
Опарин Д. | | | | | | | |
Фёдорова Ж. | | | | | | | |
Хаустов Д. | | | | | | | |
План:
Зачёт по теории
Зачёт по практической части:
А) назывные предложения
Б) определённо-личные предложения
В) неопределённо-личные предложения
Г) безличные предложения
Д) синтаксический разбор односоставных предложений
Е) односоставные предложения в составе текста (формат ВПР)
Зачёт «Односоставные предложения. Теория»
Какие предложения называются односоставными?
На какие группы делятся односоставные предложения по главному слову?
Какие предложения называются назывными? Каков способ выражения назывных предложений?
На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?
Какие предложения называются определённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в О-Л предложениях? Какие предложения называются неопределённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в Н-Л предложениях?
Какие односоставные предложения называются безличными? Назовите все способы выражения главного члена в безличном предложении.
Практическая часть
1.Определи способ выражения главного члена в назывных предложениях.
Вот и лес. Тень и тишина.
Поздний вечер.
Вот моя деревня.
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный лунный свет.
Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый март.
Свят ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзанья, и слёзы, И заря, заря!
_______________________________________________________________
2.Определите способ выражения главного члена в определённо-личном предложении.
1)Жизнью честной и правильной славим время своё._____________________
2) Открой нам, Отчизна, просторы свои.________________________________
3)Над милым порогом качну серебряным тебе крылом.
___________________________________________________________________
4)Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь.
__________________________________________________________________
5)Не спугни очарованье этих тихих вечеров.____________________________
6) Погружай меня в сон, колокольчика звон.____________________________
7)Не спугни очарованье этих тихих вечеров._____________________________
3.Определите способ выражения главного члена в неопределённо-личном предложении.
Поменяли на окнах наличники.______________________________
В дверь постучали, и в комнату вошла невысокая девушка.
___________________________________________________________
В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут.
__________________________________________________________
А на рассвете принесли к сорок третьему номеру длинный ящик из-под содовой._____________________________________________
В дверь постучали.________________________________________
Вставали поздно, купались.___________________________________
Потом пили чай и расходились по саду заниматься, на скамейке везде сидели и читали._______________________________________
Того не берут, чего в руки не дают._____________________________
Рано снарядились, да поздно в путь пустились.
_____________________________________________________________
4.Определите способ выражения главного члена в безличном предложении
1) Морозит.___________________________________________________
2) Дважды молодым не бывать._____________________________________
3) Мне было суждено встретиться с ним ещё раз. ___________________________________________
4) Не жаль мне лет растраченных напрасно._____________________________
5) Зажгло грозою молодую яблоньку._________________________________
6) Нет у меня ни друзей, не родных.__________________________________
Самостоятельная работа
Подчеркни главные члены в односоставных предложениях. Определи виды односоставных предложений, укажи способ выражения.
Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый свет._________________
У одержимых дороги нет.____________________________________
Человеку холодно без песни.____________________________________
В больших пустынных комнатах было тихо и темно.
______________________________________________________________
Время подвигов славных не уйдёт в забытьё.
______________________________________________________________
Замечаю под крышею голубоватые сосульки.
_______________________________________________________________
Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву.
_____________________________________________________________
Прочитайте текст. Выпишите из текста односоставные предложения или сложные предложения, в состав которого входят односоставные предложения. Определите их вид.
Вариант №4
Безветрие. Всё небо залито ровной синевой. В воздухе стоит золотистое марево от жары, и солнце сквозь него кажется туманным и расплывчатым. Спит порт. Зеркальная бесконечная гладь. Вдруг откуда-то повеяло свежим ветерком. Оживает постепенно причал, появляются матросы в бескозырках. Теперь нельзя лениться, надо навёрстывать упущенное время. Смотришь на порт и любуешься его слаженной работой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант №5
Зима. Смеркается очень рано. Зимние сумерки пахнут мандаринами и морозом. Чувствуется приближение праздника: люди на улицах и в метро более внимательны друг к другу, видны улыбки на обычных лицах москвичей. Хочется в тепло, в уют родного дома. Там ждёт наряженная к Новому году ёлка, на ней ярко горят гирлянды, поблёскивает звезда на верхушке. Запах хвои будоражит воображение. Мечтаешь о празднике, о подарках и, конечно же, о чуде.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант №6
Вечер. Мы собираемся на террасе нашей старой дачи. Дуняша ставит самовар на стол. Сейчас будем пить чай. Скоро торжественно вынесут пирог, и начнутся долгие разговоры за чашкой чая.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произведи синтаксический разбор предложений:
1.Пахло вялыми листьями
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 .Зеркальная бесконечная гладь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Запахло пробуждающейся землёй
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Идёшь по аллее и о чём-то мечтаешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Глянуло неприветливой осенью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Зеркальная бесконечная гладь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Вдруг откуда-то повеяло ветерком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Смеркается очень рано.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения. Зачёт
Вариант 2
Список | Зачёт по теории | Назывн. пр.-ния | О-Л пр.-ния | Н-О пр.-ия | БЛ пр.-ния | Синт. разбор | В формате ВПР |
Исаев А. | | | | | | | |
Колесникова А. | | | | | | | |
Королёва Д. | | | | | | | |
Опарин Д. | | | | | | | |
Фёдорова Ж. | | | | | | | |
Хаустов Д. | | | | | | | |
План:
Зачёт по теории
Зачёт по практической части :
А) назывные предложения
Б) определённо-личные предложения
В) неопределённо-личные предложения
Г) безличные предложения
Д) синтаксический разбор односоставных предложений
Е) односоставные предложения в составе текста(формат ВПР)
Зачёт «Односоставные предложения. Теория»
Какие предложения называются односоставными?
На какие группы делятся односоставные предложения по главному слову?
Какие предложения называются назывными? Каков способ выражения назывных предложений?
На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым?
Какие предложения называются определённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в О-Л предложениях? Какие предложения называются неопределённо-личными? Каковы способы выражения главного члена в Н-Л предложениях?
Какие односоставные предложения называются безличными? Назовите все способы выражения главного члена в безличном предложении.
1.Определи способ выражения главного члена в назывных предложениях.
Полночь. Мгла и ветер.
Яркий зимний полдень.
Зима!
Вот и лес. Тень и тишина.
Поздний вечер.
Вот моя деревня.
Весенняя песня синицы. Холодный берёзовый свет.
Эх, дороги. Пыль да туман, холода тревоги да степной бурьян.
Ночь. Умница. Фонарь. Аптека.
______________________________________________________________
2.Определите способ выражения главного члена в определённо-личном предложении.
Люблю тебя, Петра творенье.____________________________________
Не уезжай надолго.____________________________________________
Сижу за решёткой в темнице сырой.______________________________
Прожитых лет не воротишь вспять._______________________________
Кого журю, того люблю._________________________________________
Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россию, единственной зовут._________________________________________
Не хотите ли добавить рому?____________________________________
3.Определите способ выражения главного члена в неопределённо-личном предложении.
Возле этой осинки летом стог поставят._______________________
За лето небольшую сельскую школу отремонтировали.
_____________________________________________________________
Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий снег.
_______________________________________________________
В Сибири не любят горячку и спешку._________________________
Десять суток нам дают на отдых._______________________________
Его везли из крепости, из Бреста.
___________________________________________________________
Тротуары заливают асфальтом._______________________________________
Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
4.Определите способ выражения главного члена в безличном предложении.
1) Вечереет._____________________________________________
2) Быть грозе великой!_____________________________________
3) Велено запрягать лошадей._________________________________
4) Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви.
______________________________________________________________
5) Нет ничего святого в его душе.______________________________________
6) В саду ночью посбивало яблоки, словно старую липу.
__________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Подчеркни главные члены в односоставных предложениях. Определи виды односоставных предложений, укажи способ выражения.
В весенние дни вдыхаешь воздух полной грудью и радуешься солнцу.
_____________________________________________________________
Осень. Сказочный чертог, весь открытый для простора.
________________________________________________________
Вижу высоко над головой сосны, облака, голубизну неба.
_____________________________________________________________
Хлестало в окна воздухом косым.
_________________________________________________________________
Тянет холодом зимних дней.
_________________________________________________________________
Лес. Палатка. Всплеск речной воды.
_________________________________________________________________
В России цену хлебу знают и нежно хлебушком зовут.
__________________________________________________________________
Природу нужно беречь.
_______________________________________________________________
На небе нет ни одной звезды.
________________________________________________________________
Прочитайте текст. Выпишите из текста односоставные предложения или сложные предложения, в состав которого входят односоставные предложения. Определите их вид.
Вариант №1
Темнело. Сад выл и шумел, в воздухе кружились мокрые жёлтые листья, а в аллеях стояли лужи. Глянуло неприветливой осенью. Вот и вечер. Непогода усиливалась. Думаю, что гости разъедутся только утром
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант №2
Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Все были печальны и молчаливы. Темнело. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал: «Идёшь по аллее, и листья шуршат в такт шагам».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант №3
Уже стемнело, когда путники добрались до двора. Тишина. Безлюдье. Слышен малейший шорох под ногами. Путники долго стучали в ворота. Наконец заспанный хозяин впустил их. Дом, куда они попали, казался очень старым и ветхим, того и гляди, развалится под ногами.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Произведи синтаксический разбор предложений:
Глянуло неприветливой осенью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 .Зеркальная бесконечная гладь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Люблю вечера на природе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Осенними вечерами сидишь и наблюдаешь за видом из окна.
____________________________________________________________________________________________________________________________________