Обобщающий урок по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель урока: Систематизация и уточнение полученных по теме знаний; проведение поверочного тестирования по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»
Ход урока:
Коротко подведя итог темы, желательно, прежде всего, ответить на те вопросы, которые возникли у учащихся
Затем, разбив класс на три группы в виде игры обобщить знания учащихся по теме.
Задание № 1
Уч-ся выходят к доске выбирают карточки с заданиями.
1. Как можно схематически представить движение молекул в твердых телах?
2. Как можно схематически представить движение молекул в жидкостях?
3. Как можно схематически представить движение молекул в газах?
Команда должна по рисунку на доске определить какое это агрегатное состояние.
Дополнительный вопрос: Похоже ли движение молекул на движение тел, которое вы наблюдаете в повседневной жизни? В чем сходство и в чем различие.
Задание № 2
Пока готовится первое задание, проводится фронтальный опрос с классом.
Ответьте на вопросы:
1 .Объясните на основе учения о строении вещества увеличение объема тела при повышении температуры.
2. Почему при одной и той же температуре диффузия в жидкостях протекает медленнее, чем в газах?
3. Какое значение имеет диффузия в жизни растений и животных?
4. Чтобы замедлить протекание диффузии медного купороса в воде, сосуд с водой и медным купоросом следует поставить ...
5. При сжатии газа его объем уменьшается даже, если нет утечки газа. С чем это связано?
6. Почему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?
Задание № 3
Сценка с лешим.
Команды должны найти неточности в тексте.
Заранее готовится ученик для сценки. Он в наряде лешего, стучится в дверь.
Леший: Где это я? Как много детей!
Учитель: Ты, дедушка в школе на уроке физики. А ученики наши любят интересные истории. Расскажи им дедушка, что-нибудь. А вы ребята, отметьте неточности в рассказе лешего.
Леший: Я одинокий старик, а зовут меня все дети просто Лешим. Значит, вы любите интересные истории. Так слушайте, что со мной было. В моей истории много сказочного, неправдоподобного. Кто найдет в ней больше неправдоподобий, а по-вашему, физических ошибок, тот получит мой лешинский подарок. Итак, слушайте!
Вчера УТРОМ, в 19ч ЗО мин, меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий ученый ДЕМОКРАТ в тридевятое царство, в тридесятое государство под названием АЛУКЕЛОМ. (написать на доске). Жителей этого царства зовут МАЛЁКУЛЫ. Это он ДЕМОКРАТ их ИЗОБРЕЛ. Какие они, все эти МАЛЁКУЛЫ ОДИНАКОВЫЕ, а все вместе они образуют домики под названием АТОМЫ.
Ой, сколько их там! Так тесно, что эти МАЛЁКУЛЫ сидят НЕПОДВИЖНО, даже НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ. А это все потому, что если они будут двигаться, то будет ХОЛОДНЕЕ в этом царстве. Мне их жаль-они НЕ МОГУТ ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже НЕ ТЯНЕТ, между ними полное БЕЗРАЗЛИЧИЕ, равнодушие. Но все равно мне очень понравилось. Хоть это и нехорошо, но взял РУКОЙ и засунул себе в карман семь МАЛЁКУЛ. А сейчас потрогал рукой и не нашел их там. Куда они запропастились? Может, их инопланетяне унесли?
Ребята, помогите мне найти эти семь МАЛЁКУЛ!!! Помогите бедному старику!
Учитель: Спасибо, дедушка.
Проверяются работы учащихся.
Конкурс капитанов
Происходит пока идут все конкурсы. Капитаны разгадывают кроссворд. Кто быстрее.
По горизонтали:
1. Агрегатное состояние, в котором вещество, сохраняя свой объем, принимает форму сосуда, в котором находится.
2. Мельчайшая частица вещества.
3. Подъем смачивающей жидкости по тонким трубкам.
4. Самопроизвольное перемешивании веществ.
По вертикали:
1. Состояние вещества, характеризующееся отсутствием своего объема и
формы.
2. Физическая величина, от которой зависит быстрота протекания
диффузии.
3. Частица, входящая в состав молекулы.
4. Растекание жидкости по поверхности твердого тела.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
В заключении проводится тест. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Подводится итог урока. Награждаются победители.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
| 1 ж | и | д | к | о | с | Т 2 | ь | | | | | | С 4 |
| | | | | | | Е | | | | | | | М |
| | | | | | | М2 | о | л | е | к | у | л | А |
| | | | | | | П | | | | | | | Ч |
| Г1 | | | | | | Е | | | | 3а | | | И |
3К | А | п | и | л | л | я | Р | н | о | с | т | ь | | В |
| з | | | | | | А | | | | О | | | А |
| | | | | | | Т | | | | м | | | Н |
| | | 4д | и | ф | ф | У | з | и | я | | | | И |
| | | | | | | Р | | | | | | | Е |
| | | | | | | а | | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест
ВАРИАНТ 1
Вариант 1
1. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическое тело?
А) самолет Б)звук В)килограмм Г)сила Д)кипение
2.Какая единица является основной единицей длины в Международной системе?
А) миллиметр
Б) сантиметр
В) метр
Г) километр
3.Сколько миллиграмм в одном грамме?
А)10, 6)100, в)1000, г) 0,1, Д) 0,001
4.Как взаимодействуют между собой молекулы
любого вещества?
А) только отталкиваются
Б) только притягиваются
В) притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения;
Г) притягиваются и отталкиваются, а на очень малых
расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания.
5.В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет объем, но легко меняет форму?
А) в твердом Б) в жидком В) в газообразном
Г) плавление
7.При нагревании тела расширяются. Чем является
процесс нагревания по отношению к процессу расширения тела?
А) причиной
Б) следствием
В) физическим явлением
Г) опытным фактом
Д) независимым процессом
8. В каких телах происходит диффузия?
А)только в жидкостях
Б)только в твердых телах
В) в газах, жидкостях и твердых телах.
Вариант 2
1.Какое из приведенных ниже слов обозначает физическое тело?
А) кислород Б) звук В) атом Г) килограмм
2. Какая единица является основной единицей длины в Международной системе?
А) миллиграмм
Б) грамм
В) килограмм
Г) тонна
3. Какое из пяти слов обозначает единицу физической величины?
А )длина Б) температура В) Плавление Г) Килограмм Д) атом
4.При нагревании тела расширяются. Чем является процесс расширения по отношению к процессу нагревания тела?
А) причиной
Б) следствием
В) физическим явлением
Г) опытным фактом
Д) независимым процессом
5.Сколько сантиметров в одном метре?
А)1000
Б)100
В)10
Г) 0,01
Д ) 0,1
6. В каких телах диффузия при одинаковых температурах проходит быстрее?
А. В газах
Б В жидкостях
В. В твердых телах
Г. Во всех одинаково
7. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при понижении температуры вещества?
А.Увеличивается с понижением температуру вещества в любом состоянии
Б.Уменьшается с понижением температуры вещества в любом состоянии
В.Не изменяется
Г.Изменяется только у газов
Д.Изменяется только у газов и жидкостей
8. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет свой объем и форму?
А.В жидком
Б.В твердом
В.В газообразном
Г.Или в жидком или в газообразном
б.Как называется явление, при котором соприкасающиеся вещества сами собой смешиваются
друг с другом?
А) кипение
Б) диффузия
В) таяние
6