Технологическая карта урока
Предмет | Обществознание |
Дата проведения | |
Класс | 7 |
Тема | Обобщающий урок по теме «Социальные ценности и нормы» |
Тип урока | Проверить качество усвоения знаний учащихся по теме: Социальные ценности и нормы» |
Цель урока | Содержательная: Сформировать представление о социальных ценностях и социальных нормах, их видах и значении в обществе. Деятельностная: Научить учащихся распознавать виды социальных норм, объяснять значение данных норм в обществе. |
Планируемые результаты | Предметные: усвоение понятий «социальные ценности», «социальные нормы», научатся называть различные виды норм, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила поведения. Метапредметные: Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, учет существования различных точек зрения. Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала, принятие и решение учебной задачи. Личностные: самоопределение в отношении социальных норм, воспитание уважительного отношения к правилам проживания в обществе, формирование собственной жизненной позиции. |
Методы и приемы | Проблемный метод, кейс-метод, |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Оборудование | Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2018, компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint, рабочие листы урока с таблицей. |
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД Эмоциональный настрой на урок. |
Актуализация знаний. | Для того, чтобы понять, о чем идет речь, я предлагаю вашему вниманию несколько выражений: «Кто бы вы ни были – директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым» «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». «…Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | Высказывают предположение, что речь пойдет о правилах поведения между людьми, социальных нормах и социальных ценностях. | Познавательные УУД Сравнение, анализ. Регулятивные УУД Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
Основная часть. Погружение в проблемную ситуацию. | Проблемный вопрос: Ребята, а что такое ценности, какова их роль в жизни человека? Могут ли люди жить без ценностей? Вместе с детьми выводит понятие «социальные ценности Предлагает записать в тетрадь определение. Слайд презентации «Социальные ценности» | Рассуждения детей. Подбирают синонимы слову «ценности» Записывают определение в тетради. | Коммуникативные УУД Умение слушать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. Личностные УУД Положительное отношение к познавательной деятельности и учебному взаимодействию. |
Определение темы занятия. Целеполагание. | Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека, пирамиду ценностей Слайд презентации «Пирамида ценностей» | Отвечают на вопросы формулируют тему и цель урока. | Регулятивные УУД Умение формулировать учебные задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
Контроль полученных знаний | Учитель просит обучающихся составить пирамиду ценностей Учитель: Существуют следующие разновидности норм. Предлагает составить кластер. (Приложение № 1) Обычаи и традиции – образцы поведения, унаследованные от предшественников; Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные государством; Моральные нормы – представления о добре и зле; Политические нормы – регулируют поведение между обществом и государством; Религиозные нормы – приняты в религиозных обществах; Этические нормы – правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. Вниманию учащихся предлагается видеоролик «Социальные ценности и нормы» Учитель предлагает составить сравнительный анализ норм морали, норм права и религиозных норм. (Приложение № 2) Учитель предлагает выполнить тестовые задания с выставлением оценок. (Приложение № 3) | Учащиеся составляют в рабочем листе урока «Пирамиду ценностей» Приводят примеры, анализируют. Составляют кластер в тетради. (Приложение № 1) Учащиеся смотрят видеоролик. Заполняют таблицу в рабочем листе урока, анализируют, приводят примеры. (Приложение № 2) Выполняют тестовые задания (Приложение № 3) | Познавательные УУД Создание представления о ключевых понятиях по пройденным темам. Анализ, сравнение, обобщение. Представление информации в виде схемы, пирамиды. Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в группе, слушать и слышать другого, выражать и аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД Самоконтроль. Умение планировать свою деятельность. |
Домашнее задание. | Написать десять пословиц о социальных ценностях и нормах | Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД Мысленно планируют собственные действия по выполнению домашнего задания. |
КЛАСТЕР Приложение № 1
Религиозные нормы | Это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий |
Правовые нормы | Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением. |
Нормы морали (нравственности, этики) | Это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе |
Традиции | Это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение |
Правила Этикета | Правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества |
Моральные нормы | Это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью |
Обычаи | Это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения |
Сравнительный анализ социальных норм Приложение № 2
Линия сравнения | Нормы морали | Религиозные нормы | Правовые нормы |
Назначение (что регулируют) | Регулирует поведение людей | Регулирует поведение людей | Регулирует поведение людей |
Создана (кем?) | Социальной общностью | Религиозной общиной | Государством |
Существует в виде (письменном, устном) | В устной форме | Письменной форме (священные книги) | В письменной форме (законы) |
Распространяется | На большую социальную общность | На членов религиозной общины | На всех жителей государства |
Нарушение нормы наказывается | Осуждение социальной общностью | Богом | Государством в виде уполномоченных на это людей |
Примеры | Обман, пренебрежение мнением других людей, все, что противоречит принципам справедливости, честности, уважения | Нарушение правил исповеди, не соблюдение поста, сквернословие | Мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурная брань в общественном месте, грабеж |
Тесты Приложение № 3
1. Примером негативного отклоняющегося поведения является:
А) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний
Б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
В) применение криминальных методов для решения личных проблем
Г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
2. К числу неформальных санкций относится:
А) вручение грамоты Б) лестный отзыв В) премирование Г) вручение памятного подарка
3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы задают границы, условия, формы поведения людей.
Б. Социальные нормы могут быть выражены с помощью понятий «запрещено», «разрешено» или «должно быть».
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Учёные изучали мнение жителей страны Р. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Причины отклоняющегося поведения | Группа опрошенных |
мужчины | женщины |
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению | 30 | 15 |
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера | 10 | 10 |
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека | 55 | 60 |
Человек случайно попадает под влияние «плохой» компании | 5 | 15 |
| | | |
Какой вывод можно сделать на основании таблицы?
1.Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
2.Доля тех, кто видят биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
3.Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой» компании.
4.Доля тех, кто считает, что влияние «плохой» компании определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин.
5. Сравните нормы права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) регулируют общественные отношения 2) фиксируются в специальных актах
3) поддерживаются силой государства 4) придают общественному развитию устойчивость
Черты сходства | Черты отличия |
| |
6. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
1) выступление против существующего политического режима
2) злоупотребление спиртным 3) употребление наркотиков 4) футбольное хулиганство
7. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов:
1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность 6) личность 7) регулятор 8) нормы
9) санкции