http://aida.ucoz.ru
« Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
И.И. Срезневский
Цели урока:
Я должен:
а) повторить...
б) закрепить...
в) пополнить знания...
это все члены предложения,
кроме подлежащего и сказуемого.
Они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания.
http://aida.ucoz.ru
это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?
Кем? Чем? О ком? О чем?
http://aida.ucoz.ru
Выражается
- формой винительного падежа существительного без предлога,
- формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю),
- если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
Выражается существительным в косвенном падеже
Определите вид дополнения.
- 1. Языком болтай рукам волю не давай.
- 2. Язык наш враг наш.
- 3. Язык голову кормит.
- 4. Язык да Киева доведет
- 5. Язык мал да всем телом владеет
Душе израненной доброе слово – лекарство .
Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
согласованные
несогласованные
Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку-предку – праязыку.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
Кто в беседе легко открывается,
того легко убедить — и победить .
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.
виды
образа действия
вопросы
как? каким образом?
степени
как? в какой степени?
места
где? куда? откуда?
времени
условия
когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
при каком условии?
причины
почему? отчего?
цели
зачем? для чего?
уступки
несмотря на что? вопреки чему?
Спишите.
Найдите обстоятельства и определите их вид.
1. При желании всё можно сделать.
2. С утра до поздней ночи он был на ногах.
3. От радости в зобу дыханье спёрло.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1. При желании всё можно сделать (обстоятельство условия – при каком условии?).
2. С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).
3. От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?,
обст. места – где?).
« Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
И.И. Срезневский
Осложнённое списывание.
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький)
Задания по тексту:
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Передать содержание текста одним предложением.
3. а) Найдите второстепенный член предложения, который является дополнением и определением.
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения.
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование.
4. Найдите в тексте: а) согласованное определение;
б) прямое дополнение;
в) косвенное дополнение;
г) обстоятельство образа действия.
Рефлексия
Я
а) усвоил ...
б) вспомнил ...
в) пополнил знания...