СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Словообразование"(6 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение. "Морфемика и словообразование". 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Словообразование"(6 класс).»



Обобщающий урок в 6 классе на тему: « Словообразование. Орфография»

 (с использованием структур сингапурской методики)

 Цели:

- обобщить и расширить знания по данной теме;

- совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

- совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- , корней с чередованием.

- воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи

Оборудование: карточки, перфокарты, тесты, листы самооценки.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Ребята, я очень рада войти в ваш дружный класс, а  знания сегодня вам награда, а также оценки в дневники и журнал.

2. Сообщение темы.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Словообразование». Запишите число и тему урока.

  Давайте попробуем определить цели нашего урока. (Учащиеся формулируют цели)

У каждого на парте лежит листок самооценки. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, будете выставлять оценки за каждый вид работы.

3. Синтаксическая  пятиминутка.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его.

(Грамотный человек должен разбираться в структуре слова). Согласны ли вы с данным утверждением? (Состав слова нужно знать, чтобы грамотно писать.  Умение различать части слова требуется, чтобы правильно пользоваться орфографическими правилами, так как большинство из них действуют или только для приставки, или только для корня и т.п.) Для грамотного письма необходимо также знать, как образуется слово. 

4.  Повторение теории.

Эй ар гайд (руководство-предположение-реакция)

Сравнивается точка зрения учеников по теме до и после выполнения “упражнения-раздражителя” для активизации мышления (в данном случае учебный текст).

Поработайте над этими заданиями самостоятельно.

В столбике “Да” поставьте + , если вы согласны с утверждением, и - , если не согласны.

При выборе учитывайте свой личный опыт, знания, убеждения.







ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

 

В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов

 

 

По корню можно определить лексическое значение слова

 

 

В русском языке есть слова, которые НЕ употребляются без приставки

 

 

В русском языке есть пример самостоятельной части речи, где нет корня

 

А теперь познакомьтесь с текстом:

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — “маленький”, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает “приближение”, а корень — само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от “обычных” — свободных корней.

Глагол вынуть относится к числу немногочисленных русских слов, которые этимологически исходного корня в своем составе не содержат. В нем мы выделяем приставку вы-, суффиксы –ну- (загнуть, крикнуть, сказануть) и –ть-, а вот корня здесь нет!

Сколько же ещё тайн хранит русский язык!

Повторная работа с таблицей.


Задание №2 (кроссворд).

Работа в группах.

Раунд Тейбл. (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги). Каждый участник группы вписывает по очереди слово в кроссворде.

Запишите в клетки ответы к указанным словам и сразу вспомните названия частей слова.

ПРОВЕРКА.

На 1 вопрос отвечает участник №4, стол 1.

2 – участник №2 стол 2.

3 – участник №3 стол 3.

4 - участник №1 стол 4.

5 - участник №3 стол 5.

6- участник №2 стол 6.

7 – участник №4 стол 7.

8- участник №3 стол 1.


Задание №3. Закрепление изученного.

Морфемный и словообразовательный разбор. Таймд Пэа Шэа. Работа в парах (партнеры по плечу).

- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.

Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.

Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)


ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.

(Слова записаны на доске, 2 ученика работают у доски)


Парашютистка

птицелов

ТЮЗ

перелесок

(Самопроверка с доски)


Микс Пэа Шэа( участники смешиваются под музыку, образуют пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН) Творческий диктант. Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

ИСТОРИЯ, ИГРАТЬ, ИРОНИЗИРОВАТЬ, ИДЕЙНЫЙ, ИДУЩИЙ, ИСКУСНЫЙ, ИТОЖИТЬ, ИСКУССТВЕННЫЙ.


ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ


ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- И ПРИ-.

  1. Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

  2. Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

Пр…школьный



Пр…образователь



Пр…успевать



Пр…лунение



Пр…красный



Пр…рвать



Пр…остановить



Пр….прятать



Пр….вратить



Пр…поднять



Пр…мудрый



Пр…полярный



Пр…бывать



Пр…винтить



Пр…клонить (колени)




Самопроверка (слайд)



ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ


- Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередованием. Объясните выбор гласной графически.

1. Ночь уже л…жилась на горы, и туман бродил по ущельям.

2. Все двери зап…рались на замок.

3. Ярко зарделась з…ря.

4. Взгляды тихо разг…рались и быстро погасали.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и блистали стекла, оз…ренные пожаром.

7. Ветка прик…снулась к лицу.

8. Не прик…сайтесь к огню!



Ол Райт Раунд Робин. (ученики по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые идеи на своих листках). За условленное время запишите как можно больше слов:

  1. С соединительной гласной о (волнорез).

  2. С соединительной гласной е (камнепад).

  3. Из двух или более частей слов (СОБКОР).

  4. Из начальных звуков нескольких слов (ТЮЗ).

  5. Из начальных букв слов (СССР).



Тест.

-  А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест.(самостоятельная работа, сдается учителю).


Выставление оценок за урок.

Обобщение.

- Что мы сегодня повторили на уроке? Над чем стоит ещё поработать?

- В чём возникают трудности?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Домашнее задание.


Учитель: Дорогие ребята, я вас благодарю за интересную работу. Светит солнце. Порадуемся жизни,  друг другу за окном, мирному небу и осеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!







Приложение1

Листок самооценки.

Фамилия, имя ________________

Вид работы

Оценка

1

Работа с текстом


2

Теоретический уровень


3


Морфемный и словообразовательный разбор




4

Буквы Ы, И после приставок


5

Приставки ПРЕ- и ПРИ-


6

Корни с чередованием



7

Тест



Итоговая оценка



               ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

  1. Словообразование как раздел науки о языке изучает…

а) звуки речи;

б) значимые части слова и способы образования слов;

в) словосочетания и предложения;

 2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…

          а) суффикс         б) приставка           в) корень    

3. В каком случае пишется С на конце приставки.

           а) ра…будить          б) во…гордиться        в) ра…писание

4. В каком слове пишется буква А?

           а) з…ря         б) сл…жение          в) заг…релый

 5. В каком слове пропущена буква О?

           а) выр…щенный             б) зар…сли               в) к…саться


  6. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний, предвечерний, разбежка.  



















Задание №

В столбике “Да” поставьте + , если вы согласны с утверждением, и - , если не согласны.

При выборе учитывайте свой личный опыт, знания, убеждения.

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

 

В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов

 

 

По корню можно определить лексическое значение слова

 

 

В русском языке есть слова, которые НЕ употребляются без приставки

 

 

В русском языке есть пример самостоятельной части речи, где нет корня

 





А теперь познакомьтесь с текстом:

Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — “маленький”, а корень — сам предмет), бежать и при-бежать. (приставка обозначает “приближение”, а корень — само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об- (вариант приставки о) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от “обычных” — свободных корней.

Глагол вынуть относится к числу немногочисленных русских слов, которые этимологически исходного корня в своем составе не содержат. В нем мы выделяем приставку вы-, суффиксы –ну- (загнуть, крикнуть, сказануть) и –ть-, а вот корня здесь нет!

Сколько же ещё тайн хранит русский язык!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!