СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Многообразие растений".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок в 7 классе по теме "Многообразие растений". На уроке представлена работа по формированию критического мышления при работе с текстом, различные виды групповой работы в рамках системно-деятельностного подхода. К уроку прилагаются презентация и дидактический материал.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 7 классе по теме "Многообразие растений".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Димитровграда Ульяновской области


Урок «Многообразие растений»

Учитель биологии Маврина Марина Федоровна


























Урок « Многообразие растений»

Учитель Маврина М.Ф.

Дата 02.04.2013

Обобщающий урок в 7 классе по теме «Растения»

Цель и задачи: обобщение и систематизация знаний о растениях, особенностях их строения, классификации; развитие логического мышления на основе выполнения заданий, требующих синтеза и анализа, систематизации знаний, развитие критического мышления на основе работы с текстом; воспитание коммуникативных навыков, экологическое воспитание.

Оборудование: таблицы по строению растений, ресурсы ПК: мультимедийная установка, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Определение целей, задач урока.

Распределение детей по группам.

- Без растений на Земле невозможна была бы жизнь. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами. Вопросы: - Всегда ли на нашей планете было такое разнообразие живых организмов? Какие организмы самые древние? Какие царства живой природы вам известны? Для чего нам необходимы знания о растениях?

- Знания нужны для того, чтобы представлять разнообразие растительного мира и значение растений в природе и жизни человека, постараться сохранить это разнообразие.

Выводы:

- Итак, развитие жизни на Земле проходило от простого к сложному. На самой высокой ступени развития находятся Покрытосеменные растения.

Повторение. Работа в группах по обобщению и структуризации знаний по темам:

  1. водоросли, 2) мхи, 3) папоротникообразные, 4) голосеменные, 5) покрытосеменные. Отличия низших растений от высших, споровых от голосеменных, признаки растений, жизненный цикл, спорофит, гаметофит. (Слайды 2-8 в процессе описания и сравнения детьми их особенностей организации.)

- Краткие высказывания по вопросу по 15 секунд. Обобщение ответа учащимся под номером 1.

III. Новая тема. Многообразие растений.

  1. Работа с карточками по строению, значению растений разных отделов. Дети отвечают на вопросы. Участник группы №1 держит карточку, №2 выбирает и читает, №3 – отвечает, №4 – оценивает.

- Вопросы на карточках. Можно ли в ночь под Ивана Купалу отыскать цветок папоротника на счастье? Если связь межу этими растениями и процессом образования каменного угля? Могут ли пополниться его запасы в наше время? Почему отдел Покрытосеменные называют еще и цветковыми? Почему сосны легко переносят засуху? Почему можжевельник относят к голосеменным растениям? Чем объяснить, что сосна экономно испаряет влагу зимой? Почему лиственница относится к листопадным деревьям? Почему мхи называют земноводными в мире растений? (Слайд 9.)

- Физминутка:

1. Зарядка для глаз «Ленивая восьмерка».

2. Микс «Отличия низших растений от высших, споровых от голосеменных». – Дети ходят по классу, по команде останавливаются, отвечает тот, кто выше, у кого цветная обувь, у кого светлее глаза.

2. Работа с текстом «Венерин башмачок»: составление фактов, идей, вопросов, плана действий по тезисам темы. Развитие критического мышления. Работа в группах. Выступление детей по теме. (Слайд 10-11.)

3.Сравнение растений отделов. (Увидь, подумай, порассуждай).

- По сравнению с …Так же, как … Как …, так и … Сравнивая …, можно сказать … Кроме … еще … Помимо … Больше чем … Не только …, а и … На ряду с … Если …, то … В отличие от … (Слайд 12.) Проверка выполнения заданий (Слайд 13.)

4.Составление эволюционной цепочки. По карточкам, принадлежащим разным участникам группы, составить цепочку. Условие: карточки у каждого участника никто не видит, для составления цепочки, дети должны объяснить, что обозначает карточка, какую роль играло появление этой группы растений на Земле. (Слайд 14.) Задание способствует правильному построению речи с целью объяснения организации растения для дальнейшего определения участниками группы карточек в цепочку.

Проверка выполнения заданий. (Слайд 15.)

5. Работа в группе по выявлению отношений между понятиями, объедененными в группы с помощью классификации. (Слайд 16.)

6. Работа с понятиями. Задания в группах: найти противоположные понятия, найти лишний организм. (Слайд 17.)

  1. Подведение итогов обобщения. Оценивание детей.

Рефлексия. (Слайд 18.)

- Что я узнал? В чем я стал более уверен? Чем я доволен? Что я еще не знаю? На что мне обратить внимание? Что мне нужно повторить? Кого мне нужно поблагодарить сегодня?

V. Домашнее задание. Повторение темы.


Дидактический материал к уроку.




Почему мхи называют земноводными в мире растений?













Можно ли в ночь под Ивана Купалу отыскать цветок папоротника на счастье?



Если связь межу этими растениями и процессом образования каменного угля? Могут ли пополниться его запасы в наше время?















Почему отдел покрытосеменные называют еще и цветковыми?


Почему сосны легко переносят засуху?













Почему можжевельник относят к голосеменным растениям?






Чем объяснить, что сосна экономно испаряет влагу зимой?













Почему лиственница относится к листопадным деревьям?









Происходит ли фотосинтез в клетках растений, не имеющих зеленую окраску?













Почему мхи и папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям? -



Вследствие чего покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?














Почему растения размножающиеся семенами имеют преимущество в природе над споровыми растениями?






































































Мхи





Голосеменные





Водоросли





Папоротникообразные



Псилофиты



покрытосеменные







Можно ли в ночь под Ивана Купалу отыскать цветок папоротника на счастье?


Если связь межу этими растениями и процессом образования каменного угля? Могут ли пополниться его запасы в наше время?


Почему отдел покрытосеменные называют еще и цветковыми?

Почему сосны легко переносят засуху?

Почему можжевельник относят к голосеменным растениям?

Чем объяснить, что сосна экономно испаряет влагу зимой?

Почему лиственница относится к листопадным деревьям?

Почему мхи называют земноводными в мире растений?






Венерин башмачок.

Бежала-бежала красавица и обронила башмачок, красивый золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасную орхидею. Во многих странах мира орхидею так и называют венерин башмачок, дамская туфелька, девичий башмачок и т. д. Даже его научное латинское название дословно переводится как туфелька Киприды (так на острове Кипр звали богиню красоты Венеру).

Венерин башмачок обыкновенный широко распространен в Европе и Азии, от берегов Атлантического до Тихого океана и от берегов Балтийского и Северного до берегов Средиземного и Черного морей. 

Однако в пределах этого огромного ареала венерин башмачок обычно встречается нечасто, отдельными растениями или небольшими группами, редко образуя значительные скопления. В некоторых странах сохранились буквально считанные особи этого прекрасного растения. Например, в Англии имеется одно местонахождение, насчитывающее всего несколько десятков растений. У нас в Крыму не так давно найдено также единственное местонахождение. Чтобы добраться до этой популяции башмачка, нам пришлось карабкаться по крутому склону. И у основания небольшой скалы нами были найдены всего несколько особей башмачка, из которых цвела только одна. Такая же картина наблюдается и в ряде других районов страны, особенно в густонаселенных.

Однако не так давно, к большой радости ботаников, сравнительно недалеко от Москвы, в молодом елово-сосновом лесу, выросшем на месте вырубки военных лет, была обнаружена прекрасная популяция башмачка, насчитывающая сотни экземпляров, среди них десятки цветущих, много и совсем молодых растений. Если здесь не будет нарушено природное равновесие, такая популяция может радовать глаз человека еще многие десятилетия.

Как выглядит венерин башмачок? Это довольно крупное растение с крепким стеблем (до 50—80 см высоты) и толстым ползучим корневищем, от которого отходят длинные извилистые корни. На стебле 3—4 крупных эллиптических листа (до 17 см длины). Стебель и листья, как правило, опушены. Цветков - 1—2 (редко - 3). Листочки околоцветника красновато-бурые, губа желтая, внутри с красноватыми пятнышками. Тычинок (в отличие от большинства других наших орхидей)  две, они, как и столбике рыльцем, бледно-желтые, стаминодий (бесплодная тычинка) -- беловатый, с пурпурно-фиолетовыми крапинами. Завязь крупная, железисто опушенная.

Башмачок настоящий предпочитает хорошо увлажненные (не заболоченные) почвы, правда, может расти и на довольно сухих. Чаще встречается в условиях умеренной освещенности, благодаря вращению стебля в тенистых местах достигает максимального светоулавливания. Отличается морозостойкостью, выживает в условиях суровых и малоснежных ,зим. Предпочитает нейтральные и щелочные почвы со значительным содержанием гумуса. Растет как на равнине, так и в горах.

Может размножаться как семенами, так и вегетативным путем    (с   помощью   корневищ). Семена   мелкие,    многочисленные,   с   недоразвитым   зародышем. Прорастание только в присутствии гриба и при достаточном  увлажнении.   Первые  три года  проросток   ведет   подземный   образ   жизни,   питаясь   с помощью гриба, на 4-й год развивается первый зеленый лист. В благоприятных условиях это может  произойти    и    раньше. Зацветает   башмачок   на   15— 17-й год. Опыление происходит с помощью мух, жуков, земляных пчел и других насекомых. Процесс   опыления   башмачка обыкновенного настолько интересен, что послужил предметом специального     исследования. Это    пример     замечательного приспособления растения к опылению.

По существу, цветок башмачка представляет собой ловушку для насекомых, заставляющую их осуществить опыление. Крупная желтая губа, имеющая форму туфельки, вверху закрыта щитковидным стаминодием. Края губы завернуты внутрь. Под стаминодием расположено рыльце с обращенной вниз, т. е. в сторону туфельки, воспринимающей поверхностью а по обе стороны от рыльца находятся по одной плодущейтычинке. Насекомые, вползая беспрепятственно в туфельку, после ее обследования начинают искать выход. Ограниченное пространство не позволяет им взлететь, а завернутые внутрь края губы, ее гладкая внутренняя поверхность и заслон из стаминодия не дают выползти прямым путем. В задней стенке губы имеются участки ткани, образованные клетками без пигментации, хорошо пропускающие свет, -- так называемые окна. Насекомое принимает их за выход и ползет в указанном ему направлении и отсюда уже видит настоящий выход наружу - - два узких отверстия справа и слева от колонки. Выбираясь из цветка на волю, насекомое сначалавстречает на своем пути выпуклое рыльце. Грудь насекомого проходит непосредственно над рыльцем и о него насекомое и очищает принесенную пыльцу. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету, тут перед ним обнаруживается вторая преграда -- выход сужен. Когда насекомое с трудом протискивается мимо пыльника, большая порция пыльцы (у башмачка она не склеена в пол-линии) приклеивается к груди насекомого. Мелкие и ослабленные насекомые так приклеиваются к пыльнику, что остаются там навсегда, закупоривая выход. А те, кому посчастливится выбраться, уставшие и нередко мокрые (после вынужденного купания в скопившейся в туфельке дождевой воде), на некоторое время даже теряют способность к координированному движению. Но, отдохнув, они летят на другие цветки. Башмачки тоже относятся к категории обманщиков. Насекомых привлекает, видимо, нежный запах и яркий цвет губы и стаминодия, являющихся указателем не существующего на самом деле нектара.

Однако, несмотря на такие замечательные приспособления к опылению, опыляются далеко не все цветки. В связи с этим семенное размножение башмачка наблюдается не так часто.

Зацветает башмачок обычно довольно рано - в конце мая (на севере ареала и в горах позже - - в июле). Цветение растянуто на 2—3 нед. Отдельный цветок сохраняет свою свежесть (не будучи опыленным) довольно долго - - до 3 нед. После плодоношения растение продолжает вегетировать еще около месяца, отмирая при первых признаках резкого снижения температуры. В октябре в зимующих почках уже сформированы побеги будущего года.

Кроме описанного вида в Красную книгу внесен и другой башмачок — крупноцветковый. Его ареал значительно меньше - - в европейской части он указан только для Верхне-Днепровского и Волжско-Камского районов, в азиатской части более обычен растет в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. За пределами нашей страны — в Монголии, Китае и Японии башмачок крупноцветковый встречается значительно реже и еще реже образует значительные скопления.

Башмачок крупноцветковый растет по лиственным и смешанным, реже сосновым лесам, по лужайкам. Внешне он не менее красив, чем предыдущий вид. Это крупное (до 50—70 см) растение с укороченным корневищем, крупными листьями (до 17 см длины). Цветки обычно одиночные, с крупным листообразным прицветником (до 10 см длины). Околоцветник лилово- или фиолетово-розовый, с более темными жилками, нижняя сторона губы более бледная. Губа до 7 см длины, сильно вздутая, тычинок -две, третья превращена в стаминодий, беловатый, с фиолето­вопурпурными крапинками. Цветет в июне — июле.

















Происходит ли фотосинтез в клетках растений, не имеющих зеленую окраску?













Почему мхи и папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям? -




Вследствие чего покрытосеменные заняли господствующее положение на Земле?













Почему растения размножающиеся семенами имеют преимущество в природе над споровыми растениями?