СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация знаний по теме " Металлы" 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение материала проводится в игровой форме. Это урок-соревнование по всему разделу"Металлы" Все задания в презентации.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме " Металлы" 9 класс.»

Обобщающий урок-игра в 9-м классе по теме «Металлы»

 

Цели урока:

Образовательная:

  • Расширить представление о свойствах металлов;

  • Углубить познания в области применения их;

  • Закрепить знания о свойствах элементов металлов в зависимости от положения их в ПСХЭ;

  • Обобщить и систематизировать знания по составлению уравнений химических реакций металлов с неметаллами, с водой.

 

Развивающая:

·        Развивать представление об использовании в жизни металлов и их соединений;

·        Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать;

·        Создавать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, самостоятельности, внимания, памяти.

 

     Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к знаниям;

  • Чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Культуры общения;

  • Рефлексивных качеств.

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

  • Провести игру «Самый, самый…» в виде блиц-опрос

  • Установить соответствия между свойствами и изменениями в зависимости от положения элементов в ПС

  • Составить уравнения химических реакций по химическому эксперименту.

 

     Развивающие:

  •       Провести игру «Химический марафон»

  •      Провести графический диктант

  •       Работать по ПСХЭ и выделять в ней группы, где находятся металлы, сравнивать их свойства в группах и периодах, находить сходство и различие в строении атомов

  • Посмотреть презентации-домашние задания на тему: «Если бы мы были великими химиками…»


Воспитательные:

  •       Добиваться правильной и аккуратной записи уравнений реакций, грамотного озвучивания продуктов реакции

  •       Требовать от учащихся правильных химических формулировок и понятий, а также названий веществ.

  •       Иметь доверительные отношения между учеником и учителем, между учениками


 

Методы и методические приемы:  словесный метод,   видеометод, наглядный метод, аналитический, сравнительный, обобщающий метод, самостоятельная работа.

 

Тип урока:  урок повторения и обобщения изучаемого материала.

 

Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний

 

Оборудование: интерактивный комплекс, ПСХЭ, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ряд активности неметаллов, презентация, классная доска, карточки с заданиями, табло.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Наш урок будет проходить в виде игры «Химический марафон». В химическом марафоне участвуют три команды – это наши ряды.

За каждый правильный ответ команда получает- 1 бал, неполный- 0,5 балов. Получаемые очки будут отображаться на табло. Команда, занявшая первое место, получает по «5», второе - «4», третье - «3».

  1. Вступительное слово учителя.


-Ребята, мы с вами завершили изучение темы «Металлы». Из 109 химических элементов 85 металлы. Даже алхимики признавали их исключительную роль. Они говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет» (Золото символизирует Солнце, серебро-Луну, медь-Венеру, железо - Марс, олово-Юпитер, свинец-Сатурн, ртуть-Меркурий).

А вот еще несколько высказываний о металлах:

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается; если не употреблять – ржавчина его съедает. Пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

Катон Старший.

Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей.

Агрикола – выдающейся немецкий мыслитель XVI века, автор многих работ по металлургии.



Наша задача сегодня в нескучной форме (турнир между группами учащихся) обобщить и углубить полученные знания. Нам в работе в качестве эксперта будет помогать ученик 11 класса. Он поможет считать заработанные при прохождении конкурсов баллы.

-Итак, вы готовы? Тогда приступаем.

III. Проведение химического марафона.

Блиц-опрос

1 команда

  1. Где расположены щелочные металлы?

  2. Какая кристаллическая решётка характерна для металлов?

  3. Какой металл самый легкий?

  4. Это распределение электронов, какого металла?

2ē, 8ē, 1ē.

  1. Металл, названный в честь России?

  2. Сколько электронных оболочек у калия?



2 команда



  1. Где расположены щелочноземельные металлы?

  2. Какая химическая связь характерна для металлов?

  3. Какой металл самый пластичный?

  4. Это распределение электронов, какого металла?

2ē, 8ē, 2ē.

  1. Металл, названный в честь естественного спутника Земли?

  2. Сколько электронных оболочек у бария?



3 команда



  1. Какой металл можно назвать «крылатым»?

  2. Какие физические свойства характерны для металлов?

  3. Какой металл самый жидкий?

  4. Это распределение электронов, какого металла?

2ē, 8ē, 3ē.

  1. Металл, названный в честь великого русского ученого химика, открывшего периодический закон?

  2. Сколько электронных оболочек у магния?



А знаете ли вы…

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла

литий

Дефицит лития в организме человека приводит к психическим расстройствам

Вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, расстройство зрения, а также дерматит лица и рук.

натрий

Ионы натрия поддерживают у человека и животных нормальную возбудимость мышечных клеток, участвуют в сохранении кислотно-основного баланса в организме, в регуляции сердечной деятельности (успокаивают), удерживают воду в организме.

Приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, вызывает дисфункцию почек, некоторые сердечно-сосудистые заболевания, а также общее нарушение обмена веществ.





Химик-экспериментатель

Этот конкурс для капитанов. Из имеющихся реактивов получить:

1 команде-Cu(OH)2 2 команде-Fe(OH)3

3 команде-Mg(OH)2

Записать соответствующие реакции в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.



Графический диктант.


Если «да», то +

Если «нет», то -


Учитель зачитывает вопросы:

  1. Электропроводность металлов при нагревании увеличивается.

  2. Химической основой металлургии является процесс восстановления.

  3. Металлами являются все элементы главных подгрупп.

  4. Металл в химических реакциях – восстановитель.

  5. Одно из физических свойств металлов – хрупкость.

  6. Золото, медь, серебро – самородки.

  7. Литий лучше хранить в вазелине, чем в керосине.

  8. Ингибитор ускоряет коррозию.





Составить формулы оксидов следующих металлов

1 команда 2 команда 3 команда

K Al Cr(VI)

Fe(II) Fe(III) Cu(II)

Ca Mg Pb(II)

Na Ba Zn

Cr(III) Li Ni(II)

Sn(IV) Hg(II) Sr(II)

Проверка задания химик-экспериментатель.

А знаете ли вы…

Металл

Биологическая роль

Токсическое действие избытка металла







калий

Ионы калия регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений. Калий необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

Вызывает усиление двигательной активности, учащение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.





Осуществить превращения(индивидуальная работа у доски)

1 команда. CuSO4  Cu(OH)2  CuO

2 команда. FeCl3  Fe(OH)3  Fe2(SO4)3

3 команда. ZnCl2  Zn(OH)2  ZnCl2









Для остальных учащихся: переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

1 команда

1) Не все-то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

2) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

2 команда

1) Феррумный характер. (Железный характер.)

2) Слово - аргентум, а молчание – аурум. (Слово-серебро , а молчание – золото.)

3 команда

1) За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

2) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

Разгадайте ребусы

  




Проверка реакций у доски.





А знаете ли вы…

магний

Соли магния проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают артериальное давление и содержание холестерина в крови, оказывают успокаивающее действие на нервную систему, играют большую роль в профилактике и лечении рака, благотворно действуют на органы пищеварения.

Приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.

«Водопад реакций» 

По рядам раздается карта с заданиями. За каждую правильную реакцию начисляется 1 бал, за быстроту выполнения плюс 2 б-первым, 1 б- вторым

•         Ca + O2 =

•         Cu + Cl2 =

•         Na + N2 =

•         Fe + S =

•         K + H2 =

•         Zn + FeCl3 =

 

А знаете ли вы…

  • Уровень железа – это показатель, критичный для развития мозга, так как этот микроэлемент необходим для обеспечения энергетического метаболизма в клетках.

  • Железо необходимо для жизни, для образования гемоглобина (красных кровяных телец), миоглобина (красный пигмент в мышцах) и некоторых ферментов.

  • Лишь около 8% принимаемого вами железа всасывается и, в конце концов попадает в кровоток. Гемоглобин, содержащий основную часть железа, перерабатывается и используется повторно, при замене кровяных клеток каждые 120 дней

Заполнить кроссворд



Ключевым словом является профессия, связанная с химией:

1) Сl, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)


3

4





5


2




1

















































Домашнее задание: подготовить презентацию «Если бы я был великим химиком…»

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Рефлексия.

Заполнение карточек

   А – получил прочные знания, усвоил весь   материал.

     Б – усвоил материал частично.

     В – мало, что понял, необходимо еще поработать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!