СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
««Обобщение изученного по теме «Имя существительное»»



Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Учитель Илясова Светлана Владимировна





Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания по изученному материалу об имени существительном;

-привести в систему и проверить степень освоенности тем.

Развивающие:

-развивать умения систематизировать материал;

-обобщать, делать выводы;

-формировать лингвистическую зоркость и чувство языка;

- отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные:

-воспитание патриотизма;

-формирование интереса к русскому языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учеников в групповой и парной работе.



Планируемые результаты:


Предметные:

-знать классификацию имён существительных;

-уметь определять морфологические признаки,

синтаксическую роль в предложении;

-знать орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»;
-уметь графически обозначать орфограмму.

Метапредметные:

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний,

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке.



Регулятивные:

- участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения;

- умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; --

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок;

- уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.



Личностные:

-воспитание патриотизма, самостоятельности, ответственности;

- создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.



Оборудование: 

 компьютер,  учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. М., «Просвещение»,2015г., карточки , таблицы

 .



I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности )

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я рада приветствовать вас в это весеннее утро . Пусть «погода» в нашем классе будет такой же солнечной , как за окном. Ведь с хорошим настроением легко работать и добиваться результата.

Запись числа в тетради

II.Актуализация знаний. Формулирование темы, постановка цели.

Ребята, тема нашего урока спрятана в отгадке

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам

(имя существительное )

Конечно, это имя существительное. На предшествующих уроках мы изучали эту часть речи . Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

(Повторить всё, что выучили, узнали; выяснить, какие темы для нас лёгкие, а какие вызывают затруднения; применять на практике орфографические правила)

Верно, тема нашего урока: «Повторение изученного по теме «Имя существительное», запишите.

Цель- обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание писателя Л.В.Успенского: «Имя существительное – хлеб языка.»(лист в руках)

Как вы понимаете это высказывание? Попс-формула

(ответы уч-ов)

Действительно, учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных..

Если хлеб –важнейший продукт питания: он каждый день присутствует на нашем столе, то имя существительное- одна из самых частотных частей речи.


Объясните постановку тире. 
(прикрепить лист с эпиграфом на магнит. доску)



III. Повторение теории («Верно-неверно», кластер)
Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и обобщим 
наши знания в таблице.

Я предлагаю вам выступить в роли экспертов

Послушайте утверждения ,если оно правильное, то вы говорите: ВЕРНО, если неправ. ,то соотв.- НЕВЕРНО

(в этом случае нужно дать верный ответ)


1.Имя существительное ­ часть речи. которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? ),н-р, синева

2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими. признаками.


3. К  непостоянным морфол. признакам относятся род, число, падеж.


4.В русском языке 6 падежей.


5. Склонение-это изменение сущ. по лицам и числам.

6.К 1 скл. относятся сущ жен рода с окончанием а-я, н-р. Яна


-Ребята, а у кого из вас в семье имена близких явл-ся сущ. только 1скл?



Я благодарю экспертов и предлагаю поработать с таблицей ,

заполните ее

Проверить (поменялись, замечания есть друг к другу?

Молодцы, ребята,теоретическую часть вы хорошо знаете. Перейдем к практической



IV. Проверка знаний на практике


1.Орфоэпическая разминка


Необходимо правильно расставить ударение в предложенных словах.

Торты, квартал, ворота, километр, документ, молодёжь, цемент, сантиметр, фарфор, щавель, дремота, хвоя ,досуг, свекла, силос

Проверить по цепочке. У кого нет ни 1 ошибки?

Назовите сущ-ые ,кот-е имеют форму только ед числа?

Отложите карточки, работаем в тетрадях Проверим, какие вы сообразительные. Загадки

2. Отгадайте и запишите существительное – отгадку

1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят.

Молока они хотят. (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой. (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь)

4.Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

И вошёл хозяин в дом. (Ключ)

6.Зимой дрова ест, а летом спит(Печь)

7. Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт. (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает.

Две недели подсыхает? (Рожь)

9. Если хорошо заточен, всё легко он режет очень(нож)

10.Утка в море- хвост на заборе(ковш)


На какое правило отгадки? Какие сущ. Вы напис. с ь?Почему?

Задание. ПОСТАВЬТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 скл. В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕД. ЧИСЛА. Обозначьте орфограмму .Какое оконч во всех совах? Почему? Запишите свой пример с буквой е в окончании

Внимание на доску!

3. К существительным нарицательным подберите собственные (связ. с вами ,вашей семьей)

на доске

мама

деревня

река

собака

газета

Как пишутся имена собственные? На какую тему эти слова?


(Все эти слова на тему родина)

- Что такое Родина?

(Ответы уч-ся)

Верно, Родина-это место, где человек родился. Для всех нас, присутствующих здесь, Родиной является Россия. Но в этой большой стране есть место (маленькая деревня или большой город) ,где родился каждый из нас. Это место называется малая родина. Для меня –это с. Н-Ярославка, для Яны и Никиты- д.Заречье, для Вани- Семикинский лесоучасток.

Посмотрите на фотографии (демонстрация фото на компьютере в эл. варианте или в печатном)

Узнаете родные места?

Подберите синонимы к слову Родина ( Отчизна, Отечество)

Правильно, обращаю ваше внимание на след.

Если слово "Родина" имеет значение "страна", то оно пишется с большой буквы. "Защита Родины - священный долг гражданина".. Если речь идет о том месте, где родился человек, конкретное место в стране,(город, деревня), то слово "родина" пишется с маленькой буквы.

 Составьте предложение со словом родина (устно)

4.Синтаксический разбор предложения на доске и в тетради

(1 ученик у доски)


В школе ребята читали стихи о родине, о счастье, о жизни.

5.Морфолог. разбор слова жизни (в тетради, проверить 1 устно)

Ребята, скажите, а как называют человека, который любит свою Родину, который готов отдать жизнь за мир на земле?( ПатриОт)
Правильно, ребята, молодцы. Это слово пришло к нам из греческого языка ­ 
"Патрис" и в переводе означает"Родина"
Давайте произнесем это слово вслух по слогам. (Пат­ри­от) и
запишем в тетрадь. Подчеркните гласные, которые надо запомнить, поставьте ударение.

Устали?

Физминутка

Наша Родина – Россия

В нашей стране горы – высокие. ( тянемся на носочки)

Реки глубокие. ( присаживаемся на корточки)

Степи широкие. ( руки в сторону)

А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)



Как живешь? Вот так!

Как идешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

6.Работа с учебником (стр.78,упр.560)-выборочно

Читают предл., устно рассказ о вставл. букв., зн препин.

-Как вы думаете А. Невский любил родную землю?(…

Значит, кем он был?( патриотом)

Выписать существительные с орфограммой е-и в падежных окончаниях

7.Тест. Самопроверка (ключ)

У кого нет ни 1 ош? 1? 2?

V.Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?(попс-формула)

Как вы думаете, мы достигли цель, которую ставили?

Морфологическая шарада «Собери слово». Составить слово ,взяв указанные морфемы из других слов.


Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

(оценка)

Выставление оценок

Д/з Написать сочинение о родном крае.

Ребята, спасибо за сотрудничество. Урок завершен.

Материал к уроку





ПОПС-формула – прием построения аргументированного высказывания

Позиция Я считаю, что…»)

Обоснованиепотому что…»)

Примеры Например,…»)

Следствие «Таким образом,…»)





Расставьте ударение в словах


Квартал, ворота, хвоя , километр, свекла, документ, молодёжь, цемент, сантиметр, фарфор, щавель, дремота, торты, досуг, силос





Тест по теме «Имя существительное»

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные:

а) моряки, царю, динозавр, студентами;

б) дерево, города, кинофильмом, друг;

в) календарь, мостики, мальчишками, лето;

г) каникулы, соревнования, следы, рыбки.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только нарицательные имена существительные:

а) бабушка, посёлок, Урал, Маршак;

б) «Колобок», сказочник, Жуковский, Репин;

в) волшебники, башня, газета, теплоходами;

г) Евразия, одноклассники, легенда, Лев.

  1. Укажите ряд с ошибкой в написании собственных имен существительных:

а) поэт Некрасов, река Днепр;

б) журнал Калейдоскоп, художник Шишкин;

в) кошка Мурка, писатель Погорельский;

г) сказочник Андерсен, озеро Байкал.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены имена существительные только мужского рода:

а) рельс, тюль, рояль;

б) роща, путь, сеть;

в) училище, школа, институт;

г) фамилия, седло, квартал.

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только множественного числа

а) герои, сапоги, ножницы

б) Альпы, Карпаты, Кавказ;

в) лыжи, вагоны, варежки;

г) именины, прятки, очистки;

  1. Укажите ряд имен существительных, которые имеют форму только единственного числа:

а) студенчество, фарфор, жмурки;

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

г) карандаш, цифра, рюкзак.

  1. Укажите, падеж какого существительного определен неверно:

а) из города – род.п.

б) за внимание - вин.п.

в) о творчестве - тв.п.

г) под горой - тв.п.

  1. Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -Е:

а) от жалост…;

б) к фабрик…;

в) о площад…;

г) в памят… .

  1. Укажите существительное, в окончании которого пишется буква -И:

а) в деревн…;

б) к дач…;

в) по дорожк…;

г) в жизн… .

  1. Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ИИ:

а) секция;

б) музей;

в) аллея;

г) юбилей.

  1. Укажите ряд с ошибкой в определении множественного числа имен существительных:

а) доктор - доктора, приз – призы;

б) торт – торты, договор – договоры;

в) инженер – инженеры, директор – директоры;

г) очередь – очереди, шофёр – шофёры.

  1. Укажите существительное с мягким знаком на конце:

а) багаж…;

б) дач…;

в) дич…;

г) пейзаж… .

  1. Укажите существительное с буквой Ё после шипящих в корне слова:

а) ш…пот;

б) ш…в;

в) ш…рох;

г) ш…колад.

  1. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:

а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.



ОТВЕТЫ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

б

а

в

б

а

г

в

в

б

г

а

в

в

а

б