«Быть всегда творческим – значит быть всесильным.
Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее,
чем умение быть творческим всякий раз,
когда это необходимо, в любой момент быть готовым
решать проблемные вопросы и разрабатывать новые
концепции».
Марк Фише.
Актуальность опыта.
Василий Александрович Сухомлинский когда-то написал такие слова:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Тема, над которой я работаю «Развитие творческих способностей младших школьников через использование нетрадиционных форм и методов обучения» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, активные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу, что необходимо уделить особое внимание развитию творческих способностей учащихся.
Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Так каким же должен быть современный урок? Как сделать урок интересным для всех? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога. В мировой педагогике существуют различные модели одаренности. Одной из наиболее популярных является концепция, разработанная американским исследователем ДЖ,Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей ( превышающий средний уровень);
-креативности;
-настойчивости( мотивация, ориентированная на задачу).
Изменившееся качество жизни требует не столько базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, столько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:
-умеет анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему;
- умеет самосовершенствоваться;
-умеет творить и сотрудничать.
Обществу нужны не только грамотные, но и творческие люди.
Эти личностные качества закладываются именно в начальных классах.
Цель и задачи исследования.
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самостоятельно сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
Основные задачи моего исследования:
формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Теоретическое обоснование проблем.
Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают и учатся не приспособляться к жизни, а преобразовывать её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями? Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве также должны быть творческими:
- Учителю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
- В своей работе с детьми учителю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».
Сущность опыта.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка.
При составлении плана урока по предметам стараюсь вводить такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому ребенку, а таких форм немало.
1.Нестандартные уроки (урок-сказка, урок-спектакль, урок-путешествие, урок-концерт...),
2. Беседы
3.Конкурсы, викторины
4. Экскурсии
5. Олимпиады
В урочной деятельности я использую следующие виды работы:
1. Развивающие игры. («И все-таки у них много общего.», «Безумный генетик.», «Сумасшедший архитектор.», «Десять + десять.», «На одну букву.», «Незаконченный рисунок.», «Архимед.» ..
2. Творческие задания «Напишем письмо», «Придумай сказку к орфограмме», «Дырявое письмо», «Таблица в рисунках», «Ассоциации со словарными словами», «Составление кроссвордов и ребусов»…
3. Нестандартные сочинения («Рассказ на одну букву», «Дотронемся до счастья», «Танец рук», «Если бы я…», «Представь себя дождем», «Если бы я стал волшебником», «Стеклянные человечки», «Салат из сказок»…)
4. Сочинения стихотворений и индивидуальные выставки стихотворений собственного сочинения, выпуск авторских мини-стихов. («Стихи со словарными словами», «Буриме», «Загадки в стихах», «Стихи моей души»..)
5.Ведение творческих тетрадей/ книжек-малышек.
6. Работа со словарями, справочниками, синонимами, антонимами, омонимами.
7. Активные методы обучения


Кроме этого на уроках можно использовать нестандартные методы это: «Метод вживания», «Метод путешествия в будущее», «Метод конструирования», «Метод придумывания», «Мозговой штурм», «Метод если бы..», «Метод эвристических вопросов.» , «Метод Льва Толстого», «Метод фокальных объектов»…


Таким образом, богатое разнообразие нетрадиционных форм организации учебного процесса дает возможность каждому учителю реализовать свои педагогические возможности, проявить творчество, раскрыться самому и открыть для себя своих учеников с совсем новой стороны.


Выявив талантливых детей, стараюсь развивать их одарённость повсеместно, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также, используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.


В классе с детьми разного уровня развития важно правильно организовать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовлю карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.




Применение на уроках проблемных методов обучения позволяет развить в детях умения и навыки самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, в том числе и способов получения информации через компьютерные сети. Дети готовят не только сообщения, доклады, но и презентации.
На классных часах привлекаю способных, творчески мыслящих учеников к сотрудничеству. Предлагаю им выступить оппонентами моей беседы или самостоятельными лекторами. Таким выступлениям ребят предшествует долгая упорная работа, поиск и отбор материала, постоянные индивидуальные консультации.


В работе с учащимися, прежде всего, делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя. Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий. Исключается давление учителя, на занятии – свободное общение. Создаю необходимость добывания информации, при этом уважаю желание ребенка работать самостоятельно. Поощряю настойчивость, активность, не снижаю самооценку ученика. Ребенку необходимо осознавать общественную значимость проблемы, поэтому задания подбираю творческие, включающие исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме.
С такими методами работы меняешься и сам. При работе с одарёнными детьми чаще спрашиваю мнение самих детей, меньше объясняешь, больше слушаешь.
Творческий подход к своим урокам дает возможность ребёнку рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки учебной программы. Здесь нельзя довольствоваться поверхностными объяснениями, нужно проявлять эрудицию, творчество, развивать целеустремлённость, нешаблонное мышление, накапливать опыт интеллектуальной деятельности.
- «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными, талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте, и, помогая, думайте сами».
Предлагаю наиболее эффективные активные методы обучения учащихся начальных классов на уроках:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
3. Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей»позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем тему.



При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» -обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».



Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы
+Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать своими эмоциями и на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах.
Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Русский медвежонок», «Пони», «Ак бота», «Умники и умницы» конкурсы электронной школы «Знаника», онлайн-олимпиады по математике «Олимпиада «Плюс», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не тoлько многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.
Список литературы.
Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.
Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. «Начальная школа», №4 – 1997 г.
Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996 г.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1983 г.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. М., 1979.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.:
Педагогика, 1975.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. — Ярославль: 1998.
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.
Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки республики Казахстан
КММ «Бескөл орта мектебі»
КГУ «Бесколоьская средняя школа №2»
Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников через использование нетрадиционных форм и методов обучения»
Автор: Уразбаева Алма Иглековна
учитель начальных классов
I квалификационная категория