Министерство науки и образования Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа №2»
Обобщение педагогического опыта
по теме:
«Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, СБО, ИЗО путём использования современных образовательных технологий, программ и методов»
Информационная карта
1. ФИО: Красноруцкая Лариса Борисовна
2.Год рождения : 31.07.1971
3.Сведения об образовании:
В 1996 году окончила Барнаульский
Государственный Педагогический Университет
4. Занимаемая должность: учитель
5.Стаж работы :27 лет
6. Руководитель МО учителей-предметников
7. Являюсь членом Всероссийского педагогического
Общества «Доверие»
8 Классный руководитель 8 «Б» класса
Моё педагогическое кредо
Ученик - это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Повышение профессиональной компетентности
Актуальность выбранной темы
Повышение познавательной активности обучающихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения
Проблема
Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.
В последнее время у школьников наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. А, известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий?
Цель: повышение качества уровня образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий, программ и методов.
Задачи:
- повысить качество преподавания уроков на основе внедрения новых технологий активного обучения;
- продолжить изучать литературу и материалы сети Интернет о методах повышения познавательной активности учащихся;
-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- провести самоанализ и самооценку собственных уроков.
Технологии повышения активизации познавательной деятельности учащихся
Работа в группах–одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Открытый урок по биологии 8 класс «Хищные звери»
«Нарисуй и опиши млекопитающее» (один учащийся рисует, а другой составляет описание)
Открытый урок по биологии в 9 классе
«1-я помощь при травмах» (прочитай ситуацию, инсценируй, определи травму, окажи помощь.)
Открытый урок по социально-бытовой ориентировке «Правила поведения транспорте» 6 класс
«Продолжи диалог»
«Невежливый автобус», «Вежливый автобус». Каждая из команд готовит сценку по заданию, исходя из ситуации. Время на подготовку – 3 минуты. Ситуация для команды «Невежливый автобус». Автобус полон пассажирами, на остановке в него грубо влезает мужчина, расталкивает всех локтями, пачкает пассажиров грязной сумкой, пробирается в середину автобуса, наступив некоторым пассажирам на ноги и требует уступить ему место, потому что у него сильно болит рука и он не может держать сумку. Все пассажиры возмущены и отвечают грубостью на грубость. Остановка. Ситуация для команды «Вежливый автобус». Автобус полон пассажирами, на остановке в него заходят еще два пассажира (один с большой сумкой), они вежливо просят передать за проезд, один пассажир извиняется за то, что наступил кому-то на ногу, другого пассажира просят поменяться местами, так как на следующей остановке многие выходят, сидящая женщина предлагает вошедшему пассажиру подержать его сумку, чтобы ему было удобней и она никому не мешала. Остановка.
2. «Восстанови развитие и докажи» (по рисунку, в разделе «Насекомые»),
3.«Продолжи диалог» (СБО. «Правила поведения транспорте» т.д.),
4.«Посев семян однолетников» (цветоводство),
5. «1-я помощь при травмах» (прочитай ситуацию, инсценируй, определи травму, окажи помощь.)
Обучение творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие, на уроках ИЗО, и внеурочное время открываем новые техники выполнения работ, поделок.
Результаты участия обучающихся в различных конкурсах
Проблемное обучение.
Приёмы создания проблемных ситуаций:
- Подвести учащихся к противоречию и предложить самостоятельно найти способ разрешения.
- Излагать несколько точек зрения на один и тот же вопрос.
- Постановка проблемной задачи с недостаточными данными, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения.
Здоровьесберегающие технологии
С целью здоровьесбережения на уроках равномерно распределяю различные виды заданий, чередую мыслительную деятельность с практической, дозирую учебную нагрузку, строю урок с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, нормативно применяю технические средства обучения. На уроке «Кровообращение» (учащиеся выступали в роли крови) 1- группа была малым кругом кровообращения, 2- группа большим кругом кровообращения. Задача: выполнить кровообращение не сталкиваясь группами.
Технология дифференцированного обучения- обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
Использую карточки, тесты, дидактический материал различных авторов или составляю сама, ранжируя задания по уровням сложности. Иногда предлагаю выполнить продуктивные задания всем ученикам. Выбор заданий может быть предоставлен самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Информационно-коммуникативные технологии
Применение информационно-коммуникативных технологий способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения.
- "Атлас тела человека"
https://youtu.be/Z7O7ugjucWA
- Тренажер по биологии
При подготовке к урокам использую материалы следующих сайтов: http://pedsovet.su/ http://zavuchinfo.ru/ http://1september.ru/ http://www.it-n.ru/default.aspx http://www.uchportal.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.prav-pit.ru/ http://nsportal.ru/
Проектная деятельность
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа №2»
Исследовательский проект
«Сказка - ложь, да в ней намек,
человечеству урок!»
Выполнил ученик 8 класса
Кустов Данила
Руководитель:
Красноруцкая Л.Б., учитель биологии
Внеклассные мероприятия
«Здравствуй, школа!»
«8 Марта!»
«Новый год к нам мчится!»
Выступление на педсовете школы :
«Личностно – ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности»
«Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни школьников в свете внедрения ФГОС»
Выступление на МО учителей –предметников:
- «Коррекционно-развивающая среда – основа для формирования социально-адаптированной личности»
- «Коррекционно-развивающая среда – основа для формирования социально-адаптированной личности»
- «Создание оптимальных условий для развития и коррекции личности каждого учащегося в различных видах деятельности на уроках гуманитарного цикла сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества» «Возможности коммуникативных технологий по формированию жизнестойкости на уроках СБО и во внеурочной деятельности»
- «Создание оптимальных условий для развития и коррекции личности каждого учащегося в различных видах деятельности на уроках гуманитарного цикла сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества» «Возможности коммуникативных технологий по формированию жизнестойкости на уроках СБО и во внеурочной деятельности»
- «Создание оптимальных условий для развития и коррекции личности каждого учащегося в различных видах деятельности на уроках гуманитарного цикла сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также потребностями общества»
- «Возможности коммуникативных технологий по формированию жизнестойкости на уроках СБО и во внеурочной деятельности»
- «Формирование нравственных качеств личности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства»
- «Формирование нравственных качеств личности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства»
- «Формирование нравственных качеств личности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства»
Электронные публикации