Обобщение опыта
Тема:
"Современные концепции и технологии
педагогического процесса в начальной школе"
Работу подготовила:
Нестеренко Вера Валентиновна
2021г.
с. Красногорск
Содержание
Введение ................................................................................................................................. 3
Глава 1. Современные концепции педагогического процесса в начальной школе....................................................................................................................... 6
Глава 2. Современные технологии педагогического процесса в начальной школе......................................................................................................................14
Заключение...........................................................................................................31
Список литературы.............................................................................................33
Введение
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленная на повышение современного качества образования. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельную деятельность, ответственность обучающихся. Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, а также формирование комплекса личностных качеств у обучаемых.
Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Технологические идеи образования не так уж и новы.
Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А. Коменский. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.
Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Таким образом, вырисовывается своеобразный модуль: цель – средства – правила их использования – результат. Это ядро любой технологии в образовании. В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци.
В основе технологического подхода лежат теория учебной деятельности и деятельностный подход в обучении (А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина, О.Б. Епишева и др.), который в последнее время все больше сочетается с концепцией личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, В.А. Далингер, Г.И. Селевко, С.Д. Смирнов и др.).
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, сформулируем цели, задачи и предполагаемые результаты педагогического процесса:
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.
Задачи:
Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
-Повышение динамики качества обучения.
Глава 1.Современные концепции педагогического процесса в начальной школе.
Концепция - это определенный способ понимания какого-либо явления, основная точка зрения. Назначение концепции – это изложение теории в конструктивной, прикладной форме.
Педагогическая концепция - это построенная на определенной теоретико-методологической основе современного педагогического опыта воспитания и обучения. Педагогическая концепция - это система идей и выводов о закономерностях педагогического процесса, о принципах его организации и о методах осуществления.
В современной школе наиболее распространены три вида обучения: объяснительно-иллюстративное ( традиционный, сообщающий); проблемный; программированный.
В основе объяснительно-иллюстративного обучения лежат две психологические теории: ассоциативная теория научения и условно-рефлекторная теория.
Идея ассоциативной концепции научения следующая: всякое познание начинается с ощущений, восприятий, из восприятия - представления, а из представлений – понятия.
По ассоциативной концепции сущность научения составляет усвоение человеком связей, существующих между объектами, а в основу научения согласно ассоциативной концепции составляют наблюдение и сравнение, различение и отождествление, разделение и объединение, связывание и расчленение. Из этой психологической концепции обучения вытекает следующий общий путь обучения:
-от непосредственных ощущений и восприятий через их анализ и синтез
– к представлениям и понятиям. Наиболее яркими выразителями этого направления в дидактике явились Я. А. Коменский и И. Гербарт. Основными принципами научения являются: принцип наглядности, доступности, прочности, последовательности, систематичности, научности. С помощью методов рассказа, беседы, показа, объяснения и т.д. школьнику сообщали, объясняли. Роль ученика сводится к восприятию, осмыслению и запоминанию.
Физиологи и психологи концу ХIХ века обнаружили недостаточную пригодность ассоциативной теории для обучения трудовой, технической и практической деятельности, и разработали различные варианты новой концепции научения – условно-рефлекторная теория.
Сущность условно-рефлекторной концепции научения заключается в освоении индивидом новых, значимых свойств вещей и явлений . Содержание научения составляет образование связей между врожденными (безусловными) раздражителями и усваиваемыми (условными) реакциями организма. Необходимыми условиями образования условных рефлексов являются - подкрепление и повторение. В системе обучения младших школьников широко используются - познавательные и дидактические игры, конструирование, моделирование, художественное творчество, учебно-поисковые задания. Все это способствует развитию любознательности и творческой активности обучаемых. Поиск путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся.
Ассоциативным теориям обучения противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход и изначально ориентированные на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. К таким теориям относятся: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
Идея развивающего обучения – это основная идея, которая определяет цель и характер современных дидактических концепций ( И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и др.). Научное обоснование развивающему обучению впервые было дано отечественным ученым Л. С. Выготским в статье «Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте». Л. С. Выготский проанализировал проблему соотношения обучения и развития и пришел к выводу, что только то обучение является хорошим, которое ведет за собой развитие. И уже 60-х г.г. ХХ в. в России начинают активно появляться и развиваться дидактические концепции, методологической основой которых стала идея Л. С. Выготского.
Развивающее обучение- это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития (В. В. Репкин).
Концепция развивающего обучения Л. В. Занкова – одна из первых концепций, которая внесла в школу гуманистическую тенденцию организации педагогического процесса. Она формируются прежде всего в цели – общее развитие учащихся. Эта цель предполагает не просто усвоение ребенком определенной суммы знаний, и даже не умственное развитие средствами системы учебных предметов. Теория ориентирует на целостную, уникальную личность со всем богатством ее потенциальных возможностей и индивидуальным ходом развития. В качестве составляющих, характеризующих общее развитие, были названы: деятельность наблюдения, мышление, практические действия. В то же время общее развитие определяется как развития ума, воли, чувств учащихся. Эмоционально-волевое развитие рассматривается в качестве важнейшего показателя успешности учения.
Основу системы обучения, по Л. В. Занкову, составляют следующие взаимосвязанные принципы:
-обучение на высоком уровне трудности,
- быстрый темп в изучении программного материала,
-ведущая роль теоретических знаний,
-осознание школьниками процесса учения,
- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся.
Принцип обучения на высоком уровне трудности - предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Принцип обучения на высоком уровне трудности позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает меру трудности, которая имеет относительный характер;
Принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование понятий в школьном возрасте осуществляется разными путями. Поэтому ограничиваться формированием лишь конкретного мышления у младших школьников – значит тормозить их развитие;
Принцип осознания школьниками собственного учения. Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Кроме того, этот принцип, по мнению Л. В. Занкова, подчеркивает важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладевать мыслительными операциями.
Принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности обучаемых.
Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и др. Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. В ней поставлена задача – дать обширную картину мира на основе наук, литературы, искусства. Методам обучения свойственна многогранность, обращенность к пробуждению ума, чувства, положительных эмоциональных переживаний. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учащихся. Гибкость, динамичность урока, структура урока обусловлена тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей, и вместе с тем сохраняется целостность, органичность, логическая и психологическая завершенность. На каждом уроке ученик овладевает дозой теоретических знаний, но учитель не дает их в готовом виде. Он помогает ребенку видеть, слышать окружающий мир, наблюдать, сравнивать, анализировать, опираясь на имеющиеся знания, жизненный опыт. Учитель организует самостоятельную, творческую деятельность класса и каждого ученика. Построение учебников начальных классов такое, что с ним связывается определенное представление о формировании системы знаний у школьников.
Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
Проблему развития ребенка в процессе обучения в 50-60-х г.г. ХХ в. исследовал научный коллектив ученых во главе с Даниилом Борисовичем Элькониным и Василием Васильевичем Давыдовым. Авторы ставят цель – развитие теоретического мышления учащегося. В основе такого мышления лежит содержательное обобщение. Важными компонентами мышления являются такие действия как: анализ, планирование, рефлексия.
Основой понимания сути развивающего обучения в данной концепции является теория учебной деятельности и её субъекта. В этой теории речь идет не об усвоении учеником знаний, умений и навыков, а об овладении теоретическими знаниями. Их содержание отражает происхождение, становление и развитие какого-либо предмета. Учебная деятельность рассматривается через включающиеся в нее потребности, мотивы, задачи, действия, операции.
Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Обучающий должен уметь рассматривать основания собственных действий, т.е. рефлексировать.
Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно ( участвуют в коллективных диалогах, дискуссиях, где решаются учебные задачи), но постепенно учебная деятельность начинает осуществляться индивидуальным субъектом. Изучаемые объекты (слово, число и т.д.) предстают перед учащимися как целостная система в ее существенных свойствах, именно через понятия.
В. В. Давыдов подчеркивает, что теоретическое мышление в отличие от эмпирического выходит за пределы чувственных представлений, вскрывает генетически исходное, всеобщее основание или сущность системы с различными проявлениями, внутренними отношениями, связь всеобщего с единичным. Логика организации учебной деятельности ученика такова:
- «столкновение» ученика с научным понятием,
- «принятие» ребенком понятия и включение его в реальную деятельность,
- выделение учебно-практической задачи,
- включение понятия в структуру учебной деятельности.
Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основы личности. Всесторонняя интерпретация этой концепции дана в работах Л. И. Айдаровой, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, В. В. Репкина, Г. А. Цукерман и др. Концепция Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова продолжает развиваться и в настоящее время.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)
П. Я. Гальперин создавал свою теорию в 60-х г.г. XX столетия. В дальнейшем его идеи разрабатывали Н. Ф. Талызина, Г. В. Габай, Н. А. Менчинская.
Теория П. Я. Гальперина развивалась на психологической идее интериоризации. Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит определенные этапы.
На первом этапе формируется мотивационная основа действия – складывается отношение учащегося к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения.
Второй этап – составление схемы ориентировочной основы деятельности (действия) (ООД). На этом этапе перед учащимися раскрывается содержание ООД, происходит введение в предмет изучения, показывается, как и в каком порядке выполняются три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительские, контрольные.
Третий этап – формирование действия в материальном виде. Этот этап дает возможность обучаемым освоить содержание действия, а обучающему осуществить объективный контроль за каждой операцией.
Четвертый этап – формирование действия как внешнеречевого. На первом и втором этапах речь служила системой указаний. На третьем этапе все элементы действия представлены в форме внешней речи, т.е. проговариваются учеником вслух. Речевое действие обязательно должно быть освоено в развернутом виде. Обобщение действий на этом этапе приобретает новые возможности.
Пятый этап – формирование действия во внешней речи про себя. Действие выполняется беззвучно и без прописывания ( проговаривание про себя). Действие – развернуто, сознательно, обобщено, но быстро начинает сокращаться и автоматизироваться, приобретая вид действия по формуле.
Шестой этап – формирование действия во внутренней речи. Действие быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступно самонаблюдению. Это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
Поэтапное формирование умственных действий позволяет строить усвоение этих действий планомерно, целенаправленно, при этом не возникает проблемы разрыва знания от умений и навыков. Знания формируются без предварительного заучивания, а в процессе применения к решению практических задач.
Единицей содержания обучения выступают не ЗУН, а умственные и практические действия, которые объединяют в себе знания об изучаемом объекте и действии над ним, а также умения и навыки, составляющие способ действия на основе знания. На первом – третьем этапе наиболее эффективен пооперационный контроль за действиями учеников. Но постепенно внешний контроль заменяется внутренним, превращаясь на заключительном этапе в акт внимания
П. Я. Гальперин считал, что основным условием успешного формирования действия является ООД, которая имеет полный состав. ООД составляется теоретическим способом на основе общего принципа. Методы обучения, построенные на основе теории П. Я. Гальперина, легли в основу алгоритмизированного и программированного обучения и широко используются на всех ступенях обучения.
Глава 2. Современные технологии педагогического процесса в начальной школе.
Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений.
Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
Педагогическая технология – это:
- совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств, то есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
- содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалъко);
- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Сегодня в отечественной педагогике начального образования превалируют три разновидности технологии: 1) традиционная; 2) начальное обучение по Л.В. Занкову, в основе которого – сотрудничество учителя с учениками; 3) начальное обучение по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову, также построенное на принципах педагогического сотрудничества.
Главные критерии эффективности педагогической технологии – достигнутый результат (полнота, объем, прочность и т.д. знаний и умений), затраты сил учеников и учителей, время.
В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно - деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, можно рассматривать процесс обучения с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, используют следующие современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, здоровье сберегающую технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, тестовая технология, технология “Портфолио”, дифференцированное обучение, технология обучения в сотрудничестве, технология коллективного обучения. А также технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой, которая используется многими педагогами в своей практике не первый год. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал.
Итак, в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий мы выделяем следующие наиболее характерные современные технологии:
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
Итак, вывод:
В центре личностно-ориентированной технологии – ученик.
Цель – развитие личности, а не овладение предметом.
Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности – развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п.
Учебный процесс строится «от ученика» . Основной критерий – удовлетворение запросов личности, создание условий для ее самореализации.
Технология проектной деятельности – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков. Проект – форма организации совместной деятельности. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Проект это —
-отражение интересов участников,
-организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий),
-работа в команде,
-творческая лаборатория,
-свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности,
-включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность,
-систематическое отслеживание результатов работы, презентации,
-фиксированное время, контроль и рефлексия.
Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области: логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения); поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
Технология уровневой дифференциации – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учении; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.
Способ обучения, содержащий четыре организационные формы, где четвертая (пары сменного состава) является ведущей, называется коллективным способом обучения (КСО).
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.
Итак, показателями эффективности реализации являются:
-Повышение уровня мотивации учения.
-Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
-Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.
Тестовая технология, как природосообразная, так и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю.
В сочетании с различными видами проверки, используются компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В начальной школе используются различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Технология "Портфолио". В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания портфолиоможно использовать для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей. Технология «Портфолио» –это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика.
Создание портфолио - долгосрочная программа. Таким образом, опыт современной начальной школы располагает широчайшим арсеналом применения современных технологий в процессе обучения.
Итак, можно сделать вывод, что в результате применения современных педагогических технологий возрастет качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов.
Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится об усвоении учебного предмета и развитии личности.
Его намерения в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностны, ᴍᴎ оценочныᴍᴎ сужденияᴍᴎ, другиᴍᴎ необходимыᴍᴎ человеку качестваᴍᴎ. Программа обучения по технологии сотрудничества многопланова, а ее реализация – дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонким прикосновением к душе каждого так, чтобы он вышел из класса обученным, личностно приподнятым, удовлетворенным.
Новые педагогические технологии могут быть выстроены только на основе более глубоких знаний о детях, понимания глубинных процессов форᴍᴎрования различных качеств. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций (учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний).
Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: создание проблемных ситуаций, обучение учащихся в процессе решения проблем, сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
- сложность, выступающая в форме противоречия,
- ёмкое содержание,
- увлекательная форма,
- доступный для ученика уровень сложности.
В процессе работы наиболее часто учитель использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером.
Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Информационно - коммуникационные технологии в начальной школе
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности.
За последние 10 лет произошло изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией.
Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяют реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций , принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника (стимулируюет активность, самостоятельность, инициативу ученика).
Применение на уроках ИКТ способствует так же: сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: видеоролики, песени, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления ученика, формирование приемов мыслительной деятельности.
Для формирования позитивного отношения учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого учитель использует различные развивающие методы и приемы, такие как: метод анализа,
метод сравнения, метод обобщения, метод классификации, формулировка понятий, внутренний план действий.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения (мультимедийные курсы, презентации к урокам, логические игры и тд.)
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
-повышает качество знаний;
-продвигает ребенка в общем развитии;
-помогает преодолеть трудности;
-вносит радость в жизнь ребенка;
-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
-владеть основами работы на компьютере;
-иметь навыки работы с мультимедийными программами;
-владеть основами работы в Интернет.
При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы (этапы-диагностика, прогнозирование, планирование).
Итак, можно сделать вывод, что применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно - логическим), а также повышают мотивацию обучения.
В начальной школе используют информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, внеклассных занятий и др.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность учащимся проявить себя, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала детьми. Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
-обеспечивает наглядность
-привлекает большое количество дидактического материала
-повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Применение ИКТ:
-расширяет возможность самостоятельной деятельности;
-формирует навык исследовательской деятельности;
-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Игровые технологии
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся.Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Например : на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.
Технология критического мышления
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления: чтение с остановками, работа с вопросниками, кластерный подход, таблица "Знаю, узнал, хочу" и тд.
Эти приемы использую на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Применение их на уроках позволит получение очень хорошего результата, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
Достоинствами технологии являются:
- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
-Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
- Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.
Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой
С.Н. Лысенковой разработана технология опережающего обучения с использованием опорных схем и конспектов. Концептуальные положения ее технологии таковы:
-личностный подход в педагогике сотрудничества;
-успех — главное условие развития детей в обучении;
-комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;
-предупреждение ошибок, а не работа над ними;
-последовательность, системность содержания учебного материала;
-дифференциация, доступность задания для каждого;
-к полной самостоятельности — постепенно;
-через знающего ученика учить незнающего.
Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
-предварительное введение первых порций будущих знаний;
-уточнение новых понятий, их обобщение, применение;
-развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
Такое распределенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий. Он называется пробно-порциональным.
Технология С.Н. Лысенковой помогает оптимально включить в работу весь класс, поддерживать непрерывную обратную связь со всем коллективом.
Заключение
Для решения современных психолого-педагогических задач, стоящих перед нуждающейся в обновлении системой образования, необходимо изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, что является важным условием их психологической подготовки к жизни в социуме, к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свои действия, умение самоорганизовываться, критически осмысливать и оценивать происходящие процессы.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими. Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Еще раз следует подчеркнуть, что при новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося, компетентным консультантом и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, дают возможность поэтапно спланировать работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
С помощью средств инновационных технологий, можно достичь высоких результатов в предметных олимпиада, конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей обучающих.
Список литературы
1. Атутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Атутов / Педагогика. - 1996. № 2
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М., 1995. «Начальная школа» №1, 2008.
3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
4. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого- социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008
5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. -Рига Эксперимент, 1995.
6.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев.- М.: Знание, 1991.
7. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика / Б.Г. Матюнин.- М., 1995.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М., 2007.
9. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./.
10. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000.
11. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
12. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. - Журнал «Начальная школа» №5, 2002.
13. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.
15. Фоменко В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса / В.Т. Фоменко. -Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.
16. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
-