В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Общеобразовательные учреждения являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Значительное место в обучении обучающихся уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес обучающихся к изучению Правил дорожного движения. Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом.
Наша гимназия давно работает в этом направлении. Особое внимание в данной проблеме уделяется работе с обучающимися начальной школы.
Так как игра является ведущей деятельностью для детей, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование игр по изучению ПДД отражено даже в программах, по которым сейчас и осуществляется воспитательно-образовательный процесс в школах.
При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.
Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД. Для удобства использования создается специальная картотека. Давайте познакомимся, какие именно игры в нее входят.
Дидактические игры по ПДД
Все игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге. К первой группе можно отнести следующие игры:
- «Собери дорожный знак»;
- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;
- «Собери дорожный узелок»;
- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.
Во вторую группу дидактических игр по ПДД относят:
- «Большая прогулка»;
- «Дорожная азбука»;
- «Чудо- светофор»;
- «Разрезные картинки»; и т.д.
Для проведения всех этих дидактических игр необходимо изготовить наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория». Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
Интерактивные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Повелители непогоды», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Игры с использованием макета
Цель: изготовление макета для обучения и игрового моделирования в работе с детьми младшего школьного возраста по ПДД.
Задачи: познакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на дороге; активизировать детей на самостоятельную деятельность.
На макете отражены все необходимые компоненты для детей дошкольного возраста:
1. Фото объекта образовательного учреждения.
2. Перекрестки
3.Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Место остановки автобуса».
4. Дорога с разметкой: «Зебра», «Сплошная разделительная полоса», «Прерывистая разделительная полоса».
5. Проезжая часть.
6. Направление движения транспортного потока.
7. Движение детей в (из) образовательного учреждения.
8. Опасные участки.
9. Почтовый ящик.
Применение этого макета очень многообразно. Педагоги используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада. Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.
Сюжетно – ролевые игры
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно – ролевая игра. Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.
Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории автогородка, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.).
Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители». Цель: обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора.
Сюжетно – ролевая игра «Пассажиры в автобусе» Цель: знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить понятие «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель».
Сюжетно-ролевая игра «Регулируемый перекрёсток». Цель: закрепить знания детей об особенностях движении транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; познакомить со знаком «Регулируемый перекрёсток»;
В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. Это используется нашими педагогами на занятиях внеурочной деятельности. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием рассказывают об этих знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ). У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.
Подвижные игры.
Подвижные игры так же помогают дать обучающимся знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой. Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков, а именно ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (что-то начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.). Для формирования таких двигательных навыков, как. Определение расстояния (далеко - близко). Скорости (быстрее - медленнее). Размеров (больше - меньше), видимости (кого видно, а кого нет, заслонен ли транспорт), с детьми нужно постоянно играть в подвижные игры.
Подвижная игра «Передай жезл»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.
Подвижная игра «Стоп - Идите»
Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»
Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.
Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.
Отчет о проделанной работе
В Гимназии №2руководителями отряда ЮИД, классными руководителями регулярно в течение года проводятся профилактические мероприятия, направленные на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма, соблюдение правил дорожного движения, в том числе с применением светоотражающих элементов. Совместно с инспектором ГИБДД Дубровской И.А. в среднем и старшем звене были проведены профилактические беседы о правилах управления мототранспортом. Педагоги гимназии реализуют разные формы профилактической работы с родителями по предотвращению детского дорожно – транспортного травматизма : родительские собрания, беседы, диспуты, встречи с инспектором ГИБДД, конкурсы, акции, групповые и индивидуальные работы. Вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП находят свое отражение в плане воспитательной работы гимназии, плане методического объединения классных руководителей.
В Гимназии №2 создан отряд «Юные инспекторы дорожного движения». Членами этого отряда являются обучающиеся 4-7классов. Руководителями этих отрядов являются педагоги – организаторы Глухоедова Римма Михайловна и Колачева Анастастасия Михайловна. Васильева Полина Сергеевна проводит занятия внеурочной деятельности на базе 4 классов по безопасности дорожного движения.
Основными принципами деятельности нашего отряда являются: - добровольность участия, активность в работе и творческий подход, использование средств наглядности и информационно – коммуникационных технологий, доброжелательность и непринужденная обстановка в работе. Ребята участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, викторинах, выпусках стенгазет. Организуются встречи с сотрудниками ГИБДД. ЮИДовцы занимаются активной пропагандой по изучению правил дорожного движения среди обучающихся в нашей гимназии. Занятия по ЮИДу проходят на уроках внеурочной деятельности. На них ребята готовят различные сценки, театрализации по ПДД., наглядный материал для работы. Подготовленный материал затем демонстрируется для обучающихся гимназии. Сценки, подготовленные агитбригадой, с увлечением смотрят обучающиеся начальной школы.
Общешкольные мероприятия по профилактике ДДТТ - конкурсы, викторины, игры, собрания, встречи с сотрудниками Госавтоинспекции («Единый день правил дорожного движения» с сотрудником ГИБДД, профилактические акции «Уступи дорогу», «Декада дорожной безопасности», «День памяти жертв ДТП», «Безопасные каникулы», «Безопасный маршрут», праздник по ПДД «Посвящение первоклассников в пешеходы», флешмоб «Засветись – ради безопасности», выездная акция на улицы города «Внимание, пешеход!» (выдача агитационных листовок населению), игра «Запомни сигналы регулировщика», викторина «О чем говорят знаки?», совместные мероприятия с родителями «Безопасный путь в школу», «Наш друг – светоотражающий элемент», смотр – конкурс классных уголков, стендов по ПДД, участие в городских конкурсах «Дорожная безопасность» (конкурс рисунков на асфальте), конкурсе рисунков по ПДД «Детству – безопасные дороги», конкурсах «Лучший знаток ПДД», «Лучший знаток основ страхования», интернет – викторине «Дорожная мозаика», конкурсе агитбригад, конкурсе «Безопасное колесо», участие в областном турнире «Безопасная трасса – участникам дорожного движения», акция «Безопасное сердце»).
наиболее значимые мероприятия отряда ЮИД, проведенные в текущем учебном году (11.05 «Интернет – викторина «Дорожная мозаика», 25. 05. Практическое занятие «Дороги для жизни»),городской конкурс агитбригад
з) достижения отряда ЮИД за предыдущий учебный год: 1 место в городском конкурсе агитбригаде, 2 место в конкурсе рисунков на асфальте, 2 место в городском интернет – конкурсе «Безопасное колесо - 2021»,2, 3 место в городском конкурсе рисунков по ПДД «Детству – безопасные дороги», в личных зачетах «Лучший знаток ПДД», «Лучший знаток основ оказания первой помощи», «Лучший знаток основ страхования», победитель областного турнира «Безопасная трасса – участникам дорожного движения»(Башкирев Олег).
и) деятельность агитбригады отряда ЮИД (6 мероприятий: участие в празднике «Посвящение первоклассников в пешеходы»,12 ноября флешмоб «Засветись ради безопасности», разучивание игры «Запомни сигналы регулировщика», викторина «Дорога и Я-верные друзья», начальная школа (1-4 классы), среднее звено).
В начале ив течение этого учебного года классные руководители, руководители отрядов ЮИД совместно с сотрудниками Госавтоинспекции проинформировали родителей об обязательном применении ремней безопасности и детских удерживающих устройств, при перевозке детей в салоне автомобиля. Обучающиеся гимназии и их родители в первые дни учебного года вместе с инспектором по пропаганде БДД ОГИБДД МО МВД России «Курчатовский» Тарасенко В.П. отработали короткий и безопасный маршрут « дом – школа – дом». Обучающиеся 1 – 5 классов в течение первой учебной недели были обеспечены нарукавными светосигнальными повязками. Систематически, в конце учебного дня, педагоги проводят пятиминутные беседы по предупреждению ДДТТ, акцентрируя внимание на погодные условия и особенности улично– дорожной сети. Педагоги и родители МБОУ «Гимназия №2» всегда помнят, что безопасность детей превыше всего и следуют этим правилам.6 марта отмечалось День Рождения отрядов ЮИД – 50 лет. Поэтому не случайно все мероприятия, которые будут проходить в этом году, будут приурочены этой юбилейной дате. Обучающиеся вместе со своими педагогами отрядов ЮИД приняли участие в флешмобе «Я ЛЮБЛЮ ЮИД». Ребята не только выстроили фразы на скорость, но и раздавали воздушные шары и листовки прохожим, напоминая им о соблюдении правил ПДД и рассказывая, кто такие ЮИДовцы.23 марта в Лицее №3 города Курчатова состоялось городское массовое мероприятие «Городской фестиваль агитбригад «Дорожная мозаика» среди обучающихся образовательных учреждений города Курчатова. Наша сборная команда ЮИД из 5А и 5Б классов «Юные инспектора дорожного движения» заняла достойное 2 место! Поздравляем ребят: Кашину Алену, Пахомову Елизавету, Кислякова Ярослава, Красникова Максима, Сердюкова Станислава, Голышева Дениса, Радкевич Алису, Евдокимову Кристину, Мезенцеву Арину и их руководителей Глухоедову Р.М. и Торжинскую П.С. с заслуженной победой. Так держать!