СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы заключается в повышении значения филологического образования для социализации личности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»

Формирование коммуникативной компетенции через вовлечение  в творческую деятельность    Автор: учитель начальных классов  МБОУ Староюрьевской СОШ филиала в с. Вишневое  Фролова Ирина Ивановна Проект рассчитан на учащихся 3 класса. Срок реализации 1 год.

Формирование коммуникативной компетенции через вовлечение в творческую деятельность

Автор: учитель начальных классов

МБОУ Староюрьевской СОШ

филиала в с. Вишневое

Фролова Ирина Ивановна

Проект рассчитан на учащихся 3 класса.

Срок реализации 1 год.

Ты не  достигнешь настоящего успеха ,  если не любишь свое занятие. Дейл Карнеги « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».  (Концепция модернизации российского образования)

Ты не  достигнешь настоящего успеха , если не любишь свое занятие.

Дейл Карнеги

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

(Концепция модернизации российского образования)

 По словам К.И. Чуковского, у «абсолютного большинства наших граждан мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».  Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи, общения, т.е. коммуникативной компетентности.  Актуальность темы заключается в повышении значения филологического образования для социализации личности, предложен конкретный практический вариант решения этой задачи.

По словам К.И. Чуковского, у «абсолютного большинства наших граждан мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи, общения, т.е. коммуникативной компетентности.

Актуальность темы заключается в повышении значения филологического образования для социализации личности, предложен конкретный практический вариант решения этой задачи.

создать организационно-педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе учебной и внеурочной работы изучить психолого-педагогическую и методическую литературу; диагностировать первоначальный уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся; развивать мотивацию учебной деятельности, повысить результативность обучения;  определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников; оценить результаты педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций учащихся; создать и опубликовать методические разработки для возможности применения материалов другими учителями

создать организационно-педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе учебной и внеурочной работы

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • диагностировать первоначальный уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся;
  • развивать мотивацию учебной деятельности, повысить результативность обучения;
  • определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников;
  • оценить результаты педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций учащихся;
  • создать и опубликовать методические разработки для возможности применения материалов другими учителями
Повысить качество знаний по литературному чтению Проанализировать динамику роста уровня техники чтения Систематизировать результативные формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников Получить модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
  • Повысить качество знаний по литературному чтению
  • Проанализировать динамику роста уровня техники чтения
  • Систематизировать результативные формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
  • Получить модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.
То, что дети могут сделать вместе сегодня,  завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.  Л. Выготский.  .  Практическая значимость моего методического опыта состоит в том, что он нацелен на создание условий для становления высоконравственной, интеллектуальной и компетентностной личности, способной эффективно действовать в современных быстроменяющихся условиях развития общества. Продуктивность методической системы состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие.

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский.

.

Практическая значимость моего методического опыта состоит в том, что он нацелен на создание условий для становления высоконравственной, интеллектуальной и компетентностной личности, способной эффективно действовать в современных быстроменяющихся условиях развития общества. Продуктивность методической системы состоит в том, что у детей развиваются творческие способности, приобретаются новые знания, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, что обеспечивает развитие собственной активности ребенка и саморазвитие.

Родители Учащиеся Социальные партнеры Педагоги

Родители

Учащиеся

Социальные партнеры

Педагоги

  Подготовительный (август-октябрь, 2014 г.) Подготовительный (август-октябрь, 2014 г.) 1 этап   Практический (ноябрь – апрель, 2014-2015 г. г.) Практический (ноябрь – апрель, 2014-2015 г. г.) 2 этап Заключительный (апрель-май , 2015 г.) Заключительный (апрель-май , 2015 г.) 3 этап

  • Подготовительный (август-октябрь, 2014 г.)
  • Подготовительный (август-октябрь, 2014 г.)

1 этап

  • Практический (ноябрь – апрель, 2014-2015 г. г.)
  • Практический (ноябрь – апрель, 2014-2015 г. г.)

2 этап

  • Заключительный (апрель-май , 2015 г.)
  • Заключительный (апрель-май , 2015 г.)

3 этап

Проектировочная деятельность Диагностическая деятельность  мониторинг сформированности коммуникативной компетенции у учащихся  мониторинг сформированности коммуникативной компетенции у учащихся    мотивация и подготовка коллектива к деятельности, диагностика выявление уровней развития коммуникативной компетенции учащихся .  мотивация и подготовка коллектива к деятельности, диагностика выявление уровней развития коммуникативной компетенции учащихся . Организационная деятельность

Проектировочная деятельность

Диагностическая деятельность

мониторинг сформированности коммуникативной компетенции у учащихся

  • мониторинг сформированности коммуникативной компетенции у учащихся

мотивация и подготовка коллектива к деятельности, диагностика выявление уровней развития коммуникативной компетенции учащихся .

  • мотивация и подготовка коллектива к деятельности, диагностика выявление уровней развития коммуникативной компетенции учащихся .

Организационная деятельность

Результаты анкетирования обучающихся по сформированности коммуникативных действий   0 Говорить перед классом 1 12уч. Излагать материал последовательно 12уч. 2 10 уч. Сделать сообщение 10уч. Отвечать у доски 11уч. 2 уч. 3 3 уч. 10уч. 9уч. 2уч.  Обращаться к учителю за разъяснением 2уч. 4уч. 10уч. При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 6уч. 3уч. 3уч. Сообща работать в группе 8уч. 12уч. 5уч. 4уч. 11уч. 5уч. 5уч. 3уч. 12уч. 5уч. 5уч. 5уч. Оценка результатов:  0  баллов – Сделать это мне тяжело                                         1 балл – Сделать это мне скорее тяжело                                           2 балла – Сделать это мне скорее легко                                         3 балла - Сделать это мне легко

Результаты анкетирования обучающихся по сформированности коммуникативных действий

 

0

Говорить перед классом

1

12уч.

Излагать материал последовательно

12уч.

2

10 уч.

Сделать сообщение

10уч.

Отвечать у доски

11уч.

2 уч.

3

3 уч.

10уч.

9уч.

2уч.

Обращаться к учителю за разъяснением

2уч.

4уч.

10уч.

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

6уч.

3уч.

3уч.

Сообща работать в группе

8уч.

12уч.

5уч.

4уч.

11уч.

5уч.

5уч.

3уч.

12уч.

5уч.

5уч.

5уч.

Оценка результатов:

0  баллов – Сделать это мне тяжело

                                        1 балл – Сделать это мне скорее тяжело

                                          2 балла – Сделать это мне скорее легко

                                        3 балла - Сделать это мне легко

Диагностика подготовительного этапа

Диагностика подготовительного этапа

Результаты диагностики подготовительного этапа

Результаты диагностики подготовительного этапа

Привлечение социальных партнеров Вовлечение во внеурочную деятельность Корректировка педагогической деятельности Подбор дидактического материала Использование современных технологий Ознакомление со специальной литературой

Привлечение социальных партнеров

Вовлечение во внеурочную деятельность

Корректировка педагогической деятельности

Подбор дидактического материала

Использование современных технологий

Ознакомление со специальной литературой

Исполнительская деятельность  организация деятельности в соответствии с планом, отработка методов и фиксация результатов.  организация деятельности в соответствии с планом, отработка методов и фиксация результатов. Коррекционная  деятельность    внесение изменений в ход и содержание работы  внесение изменений в ход и содержание работы    проверка, оценка и анализ результатов    проверка, оценка и анализ результатов Контролирующая функция

Исполнительская деятельность

организация деятельности в соответствии с планом, отработка методов и фиксация результатов.

  • организация деятельности в соответствии с планом, отработка методов и фиксация результатов.

Коррекционная деятельность

внесение изменений в ход и содержание работы

  • внесение изменений в ход и содержание работы

проверка, оценка и анализ результатов

  • проверка, оценка и анализ результатов

Контролирующая функция

Монологические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Диалогические формы речевой деятельности Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах Пересказывать Сообщать Дискуссия Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Монологические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Диалогические формы речевой деятельности

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Сообщать

Дискуссия

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Отработка навыков интонирования Работа с образными средствами языка Изучение норм речевого этикета Работа с пословицами и скороговорками Подбор рифмы Изменение конца сказки Развитие литературных способностей и творческого воображения Режиссёрская работа Дополнение текста эпитетами и сравнениями

Отработка навыков интонирования

Работа с образными средствами языка

Изучение норм речевого этикета

Работа с пословицами и скороговорками

Подбор рифмы

Изменение конца сказки

Развитие литературных способностей и творческого воображения

Режиссёрская работа

Дополнение текста эпитетами и сравнениями

Игры учебного характера Детские игры Ролевые игры Игры, имитирующие телевизионные игры

Игры учебного характера

Детские игры

Ролевые игры

Игры, имитирующие

телевизионные игры

Муромец Храбрый Сильный Спасает Рассуждает Защищает Справедливый защитник нашей Родины Богатырь

Муромец

Храбрый

Сильный

Спасает

Рассуждает

Защищает

Справедливый защитник нашей Родины

Богатырь

  Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщение и выводы   Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщение и выводы Аналитическая деятельность Продуктивная   деятельность   Распространение опыта  (публикации, конференции, мастер-классы, фестиваль, семинар, презентации)   Распространение опыта  (публикации, конференции, мастер-классы, фестиваль, семинар, презентации)

Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщение и выводы

  • Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщение и выводы

Аналитическая деятельность

Продуктивная деятельность

Распространение опыта

(публикации, конференции, мастер-классы, фестиваль, семинар, презентации)

  • Распространение опыта (публикации, конференции, мастер-классы, фестиваль, семинар, презентации)
Деятельность ученика взаимодействие в группе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, самостоятельный поиск информации Принципы научности, новизны, ситуативности, речемыслительной активности, функциональности Деятельность учителя направлена на создание условий для познавательной деятельности ученика, для взаимодействия с родителями Цель:  создать организационно-педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе учебной и внеурочной работы Подходы : компетентностный, коммуникативно-когнитивный, деятельностный, лично-ориентированный Технологии: интерактивные, модульные, проектные, эвристическое обучение, здоровьесберегающие Формы обучения: фронтальная, групповая, ндивидуальная работа Результат : эффективное формирование коммуникативной компетенции

Деятельность ученика

взаимодействие в группе, умение представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, самостоятельный поиск информации

Принципы

научности, новизны, ситуативности, речемыслительной активности, функциональности

Деятельность учителя

направлена на создание условий для познавательной деятельности ученика, для взаимодействия с родителями

Цель: создать организационно-педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции школьников в процессе учебной и внеурочной работы

Подходы : компетентностный, коммуникативно-когнитивный, деятельностный, лично-ориентированный

Технологии:

интерактивные, модульные, проектные, эвристическое обучение, здоровьесберегающие

Формы обучения:

фронтальная,

групповая,

ндивидуальная работа

Результат : эффективное формирование коммуникативной компетенции

Динамика результатов техники чтения Уровень осознанности чтения – 72 % Словарный запас – 76%

Динамика результатов техники чтения

Уровень осознанности чтения – 72 %

Словарный запас – 76%

 литературное чтение  2013 -2014 Абсолютная успеваемость - 100% 2014 - 2015 Абсолютная успеваемость - 100% Успешность - 83% Успешность - 87% Результаты обученности 3 класса:  Уровень обученности.  Абсолютная успеваемость - 100%. Успешность - 71%

литературное чтение

2013 -2014

Абсолютная успеваемость - 100%

2014 - 2015

Абсолютная успеваемость - 100%

Успешность - 83%

Успешность - 87%

Результаты обученности 3 класса:

  • Уровень обученности.

Абсолютная успеваемость - 100%. Успешность - 71%

Рисуя осень, я выбираю теплые краски.  Желтый. Но не кислый и не противно слепящий глаза...Нужен такой... такой, чтоб  заставлял душой улыбаться. Кольцова Диана Я люблю золотую осень, потому что в золотой осени есть очень тёплые светлые дни. Очень хорошо в такие дни гулять в парке. Деревья стоят жёлтые, красные. Листочки красиво падают. А если сухая погода, то листья под ногами шуршат. Журавлев Кирилл

Рисуя осень, я выбираю теплые краски. Желтый. Но не кислый и не противно слепящий глаза...Нужен такой... такой, чтоб  заставлял душой улыбаться.

Кольцова Диана

Я люблю золотую осень, потому что в золотой осени есть очень тёплые светлые дни. Очень хорошо в такие дни гулять в парке. Деревья стоят жёлтые, красные. Листочки красиво падают. А если сухая погода, то листья под ногами шуршат.

Журавлев Кирилл

 Вывод заключается в том, что на основании сравнительно небольшого количества выборок из детской речи были получены результаты, свидетельствующие  о необходимости целенаправленного развития коммуникативной способности учащихся с учетом их системы обучения, а также оптимизации процесса овладения знаниями и умениями в области общения как вооружение учащихся моделями эффективной коммуникативной деятельности.  Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.  Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.

Вывод заключается в том, что на основании сравнительно небольшого количества выборок из детской речи были получены результаты, свидетельствующие  о необходимости целенаправленного развития коммуникативной способности учащихся с учетом их системы обучения, а также оптимизации процесса овладения знаниями и умениями в области общения как вооружение учащихся моделями эффективной коммуникативной деятельности.

Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.

  • Федеральный Закон «Об образовании РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 г. 
  • Болотов В.А., Сериков В.В., Изаренков Д.И. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3.
  • Бориснев С.В. Социология коммуникации: уч. пособие для вузов. – М., 2005.
  • Гейхман Л. К. //Коммуникативная компетентность профессионала.//        Профессиональное образование, 2006.
  • Дереклеева Н. И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Профессиональное образование, 2005.
  • Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Народное образование. - 2004. - № 4. 
  • Кабдолова К. Л.  //Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.// Открытая школа, 2004.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М., 2010

Интернет источники

1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

2. Сайт Начальная школа (Электронный ресурс) http://1-4.prosv.ru/about.aspx?ob_no=43874