СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Начальный этап развития навыков игры на классической гитаре."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Начальный этап развития навыков игры на классической гитаре."»



Ежегодно сотни родителей приводят своих детей в музыкальные школы и школы искусств для приобщения своих чад к миру классической музыки. Несмотря на общее охлаждение современного российского общества к культурным ценностям, на продолжающийся спад интереса к классической музыке в среде молодежи, обучение детей в музыкальных школах не теряет своей популярности среди родителей. Начальное музыкальное образование продолжает быть одним из самых востребованных направлений системы дополнительного образования детей и подростков. Далеко не все дети проходят полный курс обучения в ДМШ или ДШИ. Для этого есть масса причин: от нелюбви к педагогу до невозможности совмещать дополнительное образование с обязательным в общеобразовательной школе. К сожалению, немало и тех, кто, столкнувшись с первыми трудностями, бросает музыкальную школу после первого года обучения. Количество секций, студий, «кружков» для детей увеличивается с каждым годом. И, естественно, музыкальные школы вынуждены конкурировать с ними для сохранения своего контингента учащихся. Необходимая, сложная, зачастую рутинная работа по накоплению навыков игры на инструменте быстро отпугивает от занятий в школе как самих детей, так и их родителей, ожидающих от обучения быстрого и «слышимого» результата.

Несомненна важная роль начального этапа обучения для развития у ребенка интереса к музыкальным занятиям и музыке в целом. Именно на начальном этапе обучения закладываются необходимые основы – профессиональные навыки. В них входит не только развитие беглости пальцев или освоение нотной грамоты, но и организация слухового контроля, самоконтроля, развитие творческого мышления учащегося, профессиональной памяти, освоение первых исполнительских приемов . Задача современного педагога состоит не только в том, чтобы познакомить ребенка с нотной грамотой и навыками игры на инструменте, но и создать комфортную среду для творческой реализации, помочь адаптироваться в незнакомом и совершенно новом для ребенка мире музыки.

Специфика обучения в детских музыкальных школах (ДМШ) и детских школах искусств (ДШИ) предъявляет ряд определенных трудностей, связанных с адаптацией к процессу обучения.

Восприятие и воспроизведение музыки (музыкального образа) – сложный многогранный процесс, к которому психологически и интеллектуально готов не каждый ребенок.



Новые двигательные ощущения. Все действия ребенка в повседневной жизни – манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами – принципиально отличаются от тех двигательных действий, которые совершаются при игре на музыкальном инструменте и которые необходимо освоить в процессе обучения.





Необходимость систематических ежедневных домашних занятий на музыкальном инструменте при освоении навыков игры как на начальном этапе, так и в дальнейшем, при совершенствования исполнительского мастерства.

Знакомство с нотной грамотой и формирование навыков оперирования. Дети вынуждены перестраиваться и приспосабливаться к новой «нотной азбуке», а также применять эти знания практически при игре на музыкальном инструменте.

Вхождение в незнакомый коллектив сверстников и педагогов.

Частые стрессовые ситуации при публичных выступлениях: на экзаменах, академических концертах.

Достаточно большое количество музыкальных дисциплин для комплексного обучения музыкальному искусству (специальность, сольфеджио, музыкальная литература (слушание музыки), хор (оркестр), ансамбль и другие. Занятость современных детей различными видами деятельности: наряду с общеобразовательной школой дети посещают музыкальную школу, спортивные секции, репетиторские занятия и др. При этом очень важна правильная организация времени ребенка, расстановка приоритетов для сохранения физического и психического здоровья.

Таким образом, возникает проблема адаптации детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения в классе специального инструмента ДМШ и ДШИ. Традиционно адаптацией называют процесс приспособления строения и функций организмов к условиям существования. Понятие «адаптация» имеет широкий спектр обозначений в различных областях науки. Педагогическая адаптация детей младшего школьного возраста характеризуется как оптимальное приспособление индивидуально-личностных качеств ребенка к условиям обучения и развития в ДМШ и является актуальной проблемой теории и практики начального музыкального образования, соответствует запросам современного общества, его требованиям к личности в качестве цели и перспективы развития ребенка.



  • Первым критерием адаптированности детей младшего школьного возраста к обучению в музыкальной школе является психоэмоциональное состояние, основными показателями которого выступают: уровень положительного отношения к обучению в музыкальной школе; уровень эмоционального самоощущения; уровень межличностных отношений.

  • Вторым критерием адаптированности детей младшего школьного возраста к обучению в ДМШ является учебная деятельность в музыкальной школе, показателями которого являются: уровень общего (музыкального) кругозора; желание учиться; уровень сформированности начальных двигательных умений.







  • Третий критерий адаптированности детей младшего школьного возраста к обучению музыкальной школе – концертно-исполнительское поведение с соответствующими показателями: уровень стрессоустойчивости к концертным выступлениям; уровень эмоциональности во время исполнения концертной программы; уровень концентрации внимания в момент концертного выступления. Использование в процессе адаптации детей младшего школьного возраста в начальный период обучения игре на музыкальном инструменте в ДМШ и ДШИ упражнений доинструментального периода, которые являлись средством для формирования двигательных навыков, а также предотвращения мышечных и психологических зажимов. Кроме того, они способствовали правильной постановке исполнительского аппарата учащихся.

Преподаватель, начинающий обучение ребёнка игре на гитаре, обычно задаётся вопросом: каким должен быть материал на первых уроках, чтобы заинтересовать ученика, не отбить у него желание заниматься музыкой и игрой на инструменте.

Именно на начальном этапе обучения закладываются необходимые основы – профессиональные навыки. В них входит не только развитие беглости пальцев или освоение нотной грамоты, но и организация слухового контроля, самоконтроля, развитие творческого мышления учащегося, профессиональной памяти, освоение первых исполнительских приемов . Концепция построения первых уроков может быть взята за основу для проведения начального обучения на любом инструменте.



Известно, что во многом именно от личной заинтересованности ребенка процессом обучения зависит результат совместной работы педагога и ученика. Поэтому одним из главных принципов является утверждение, что ребенку должно быть интересно и легко то, чем он занимается. Занятия с начинающими по возможности должны быть лишены рутинного заучивания какого-либо материала (расположения нот, текста и пр.). Нужно стараться как можно дольше придерживаться игровых методов в первые несколько месяцев занятий. Это очень облегчает ребенку освоение инструмента, что, в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой.

В самом начале обучения игре на инструменте можно предложить ребенку завести альбом для рисования. В этом альбоме на каждой левой странице будет написана песенка со словами, а на правой странице ребенок самостоятельно будет рисовать картинку, соответствующую содержанию песни. Почти все дети с удовольствием рисуют, для них в этом нет ничего нового, значит, первый этап обучения не вызовет у них психологического дискомфорта от неизвестной деятельности. Кроме того, детские рисунки помогают педагогу узнать много нового о способностях ребенка: о психическом состоянии, воображении, творческом и ассоциативном мышлении, об умении и потребности в творчестве выразить себя и свой внутренний мир. С помощью рисования у ребенка складывается первое видение музыкального образа, первое представление о том, про что или кого он будет играть, первые ассоциации и параллели между словом, звуком и образом.



На первых нескольких уроках играет, в основном, педагог. Ребенок поет песенки со словами и постепенно из каждой песенки узнает по одной или несколько ноток – как называются, на каких линейках пишутся. Потом он пытается играть эти песенки самостоятельно. Одновременно с освоением первых песенок и нот в них появляются картонные карточки. Постепенно количество карточек увеличивается. Во время урока педагог предлагает ему поиграть в карточки. Это очень напоминает игру в лото. Ребенок и учитель по очереди тянут карточки, и тот, кто быстрее отгадал большее количество карточек, – выиграл. Дети играют с огромным удовольствием! Таким образом, они быстрее запоминают ноты, учатся отсчитывать ноты на линейках, а главное, этот процесс происходит в игровой форме и вызывает много радости. В процессе разучивания этих песенок – «попевок» у ребенка хорошо развивается внимание, чувство ритма и слух: педагог играет песню почти целиком, а ребенок должен вовремя и в нужном темпе вступить с какой-нибудь музыкальной репликой – «ответом».





В этот же первый период обучения необходимо начать работать над музыкальным содержанием произведений: в каждой песенке стремиться к передаче звуком музыкального образа. Названия песен и стишки к ним очень просты для запоминания. Главное, чтобы каждая песенка в итоге была хорошо доучена, сыграна в нужном темпе, без ошибок, чтобы были решены простейшие «звуковые» задачи. Именно достойное качество исполнения выученной песенки позволяет сыграть ее на классном концерте, т. е. у ребенка с первых уроков развивается профессиональное отношение к исполнению произведения и выступлению на эстраде.

Невозможно пройти мимо темы постановки руки на начальном этапе обучения. Здесь педагог должен объяснить все на доступном ребенку языке. Создание эмоционально-благоприятной обстановки на уроке, которая основана на реализации идей педагогики успеха и состоит из полного принятия ребенка, его чувств, переживаний, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого; кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка, дает свободу выбора, которая основывается на исключении давления на ребенка. Обучающийся имеет полное право на собственное решение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача педагога – не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думающий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, допускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и внешним благополучием. Кроме того, одним из основных и наиболее важных приемов методики является целенаправленное взаимодействие с родителями учащегося, которое основывается на формировании необходимых педагогических знаний у родителей по включению ребенка в процесс обучения в музыкальной школе,..

Поскольку обучение музыкальной деятельности происходит в непосредственной зависимости от качественной и количественной домашней самостоятельной работы обучающегося. Важную роль в формировании исполнительских навыков учащегося, вне зависимости от инструмента, имеет начальный период обучения. Ведь на этом этапе закладываются основные навыки, от которых будет зависеть дальнейшее музыкальное развитие ученика.

Именно на первых уроках можно пробудить интерес к занятиям игрой на музыкальном инструменте у ребёнка. Или же наоборот – напрочь отбить желание заниматься музыкой. Обучение на начальных этапах должно быть творческим процессом. Оно должно основываться на доступном и художественном материале. Произведения, подбираемые для обучения должны быть увлекательными и педагогически целесообразными. Они должны учить чему – то нужному, полезному и выполнять определённую воспитательную роль. Выбор произведений должен быть основан на индивидуальных особенностях учащегося, а так же на многообразии музыкальной литературы. Так же, следует помнить о том, что обучение детей игре на инструменте имеет свои особенности. Главная из них – это широкое применение игровых форм. Ребёнок в виду своих психологических особенностей не может трудиться на перспективу и далёкий результат. Он воплощает в игре впечатление от реальности, как наиболее понятную для него деятельность. Игра делает процесс обучения увлекательным, понятным, помогает раскрыть способности ребёнка более полно. Чтобы ученик получал удовольствие от занятий, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика. Методический материал должен преподноситься последовательно и рационально. Не перегружая внимания ученика. Работа с начинающими не проста и довольно трудоёмка, но в то же время интересна и благодарна. Ребёнок открыт и эмоционален. Он легко откликается на задания педагога, поэтому очень важно не упустить этот период и постараться привить ребёнку любовь к творчеству. Первоначальные этапы обучения можно разделить на два периода. Первый период – донотный. Второй – нотный.



. Донотный период.

• Знакомство с учеником. Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях. Не с каждым учеником сразу получится установить контакт и завоевать его доверие. Педагогическая работа требует от преподавателя помимо знания своего предмета, наличия комплекса знаний из области педагогики, психологии, физиологии. Хороший педагог, кроме этого, должен обладать рядом человеческих качеств, - главные из которых чувство юмора, доброта и любовь к детям. Одной из первых задач при знакомстве с учеником является оценка его возможностей и данных .



На первых уроках прежде всего, необходимо создать доброжелательную, располагающую обстановку. Необходим контакт, который даёт возможность ясного представления о комплексе качеств, характеризующих ученика. Во время беседы он успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему лучше проявить себя на уроках. Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом.



Так как гитара стала очень популярна в наше время, можно поинтересоваться у ученика, где он слышал или видел этот инструмент, каких музыкантов, и какую музыку он больше слушает и какой стиль предпочитает. Тем самым у педагога складывается понятие об общекультурном уровне учащегося. . Главная задача педагога – так рассказать об инструменте, чтобы у ребёнка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нём.





Знакомство ученика с инструментом. Самым главным этапом начинающего обучения на гитаре является непосредственное знакомство ребёнка с инструментом: строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечение. Для детей пяти-семи лет знакомство со строением инструмента лучше проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации (для лучшего запоминания). Представить гитару как нового друга, удивляя «схожестью» её с человеком: например головка грифа как голова человека; гриф как длинная шея; корпус гитары как красивое человеческое тело: а пятка есть как у человека так и у гитары. Также нужно обратить внимание на сложные названия деталей инструмента: дека, колки, розетка, порожки и т.д. При этом обязательно пояснить, для чего они нужны. Очень нравиться детям задание нарисовать дома на листке гитару красками или карандашами, ещё раз давая возможность закрепить полученные знания о частях инструмента и обратить внимание на более мелкие детали. Очень важно также звуковое восприятие инструмента: чем больше учитель играет на уроке, тем больший интерес к инструменту у ребёнка появляется. Пока он ещё не владеет инструментом, но он уже видит и слышит какая музыка и как получается при игре на гитаре. У ребёнка возникает желание научиться играть на инструменте также хорошо, и при этом он начинает уважать своего учителя, который так мастерски владеет гитарой и замечательно играет.





• Посадка ученика. Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата. Всё, чем они занимаются на уроке, для них ново и непривычно. В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующий большого опыта, знаний, терпения и внимания, так как у каждого ребёнка своя приспособляемость к инструменту, свои физиологические и психологические особенности, которые нужно учитывать. Особенно на посадку должен обратить внимание учитель на первых уроках, так как она не очень удобна и непривычна для ребёнка. Объясняя ребёнку как он должен сидеть и держать инструмент, для начала можно предложить сесть ему на стул наоборот, как бы «оседлав коня», при этом локти опираются на спинку стула, обратив внимание на свободу тела и опору. И только потом дать ему инструмент и постараться вернуть эти же ощущения и свободу.

Спину нужно держать прямо, но без напряжения, левая нога стоит на подставке, а правая под углом 90 градусов к полу. Частой ошибкой при посадке бывает нахождение правой ноги под стулом, что говорит о неправильном подборе высоты стула или игнорировании подставки для ног при домашних занятиях.

Непроизвольно ученик начинает «хватать» инструмент руками, испытывая дискомфорт в устойчивости инструмента, что приводит к зажатию рук во время игры. Плечи ребёнка должны быть расслаблены, при неправильной посадке правое плечо поднимается, обычно это происходит при низком положении грифа инструмента. Также частой ошибкой при посадке является разворот корпуса влево. К сожалению, это приводит к искривлению позвоночника ребёнка и причиной боли в спине и руках. Локоть левой руки свободен, не прижимается к туловищу, но и не отходит от него в напряжении. Локоть правой руки свободно лежит на самой высокой точке корпуса гитары, ниже 3-4 см. от сгиба локтевого сустава. Главное, на что учителю следует обратить внимание – свобода: все части тела ребёнка должны находиться в спокойном расслабленном состоянии. Это достигается прежде всего вниманием ученика, его умением расслабляться, терпением, постоянным контролем со стороны педагога, а 7 также хорошей психологической обстановкой на уроке, ученик не должен бояться и стесняться педагога, он должен чувствовать в нём друга, который хочет ему помочь, поделиться своими знаниями. Хочется сказать, что немаловажную роль в свободной посадке и полноценному обучению ребёнка на инструменте играет правильный выбор размера инструмента. Не нужно ученику покупать инструмент «на вырост», что приводит к непоправимым ошибкам в посадке и звукоизвлечении. Всё, что объясняет педагог на уроке, должно подкрепляться при занятиях дома (зачастую у детей отсутствует контроль над посадкой дома). Необходимо поговорить с родителями, чтобы они создали соответствующую обстановку для домашних занятий ученику (подбор места для занятий, стула, подставки для ног, пюпитра, освещения и т.д.), что способствует более быстрому и успешному его обучению. Самые первые уроки для детей должны быть понятны и не включать много сухой информации. Лучше всего эти занятия проводить в подражательной манере – «смотри, как делаю я, а теперь сделай и ты также», «послушай, как это звучит и попробуй повторить». Уроки с начинающими учениками не должны быть очень продолжительными, так как ещё невыносливый исполнительский аппарат юного музыканта быстро утомляется и не может выполнять поставленные задачи. Очень важно умение педагога заметить рассеивание внимания, усталость ученика и переключиться на другой материал или сделать гимнастику. Необходимо во время уроков обращать внимание на внешние моменты: как он сидит, держит голову. Привычка к естественному и красивому, с эстетической точки зрения положению корпуса, ног, рук, должно воспитываться с первых уроков.



Спокойное состояние, улыбка, естественное выражение лица не должно быть перекошено гримасами и зажатием мышц лица. Педагог должен сразу пресекать неестественные движения головы или других частей тела. Плохие привычки укрепляются очень быстро, и от них бывает порой очень трудно избавиться.



  • Перед тем, как начать играть какие либо мелодии, необходимо объяснить ученику, что пальцы ставятся на кончик подушечки, струны прижимаются ближе к железному порожку, а запястье руки находится не за грифом, а с внешней его стороны. Также нужно следить за тем, чтобы большой палец левой руки не был виден из-за грифа, был прямой и мягкий, позволяющий свободно скользить по грифу, и ни в коем случае не был зажат.



  • Частой ошибкой начинающих гитаристов является «проваливание» или несгибаемость сустава ногтевой фаланги пальца (1, 2, 3, 4 пальцы) левой руки, и прижатие ладони к грифу, местоположение пальцев не у порожков. Поэтому, исходя из практики, следует на начальном этапе избегать «неудобную» 1 струну, начиная с басовых струн, тем самым не давая уйти запястью за гриф. Процесс прижатия струны пальцем состоит из двух этапов: 1. Палец дотягивается до струны. Подушечка пальца, коснувшись струны её немного продавливает. Струна, отведённая от своего начального положения, стремиться вернуться на место, и довольно плотно прижимается к пальцу. Теперь палец можно немного поводить поперёк грифа (поверхности грифа палец не касается) и струна будет следовать за ним. Таким образом, подушечка пальца как бы «поймала» струну. В дальнейшем благодаря «пойманной» струне можно будет бесшумно скользить по ней пальцем, меняя позицию. 2. Теперь осталось прижать струну к грифу. Очевидно, что легче сделать это, если палец расположить возле порожка. Сила прижатия струны пальцем должна быть не более той, которая необходима для получения чистого звука без дребезжания. Не редко у начинающих гитаристов встречается такая проблема как усталость левой руки. Это явление может происходить при домашних занятиях ученика, если его инструмент для домашних занятий имеет 13 неудобный для игры гриф или слишком большую высоту струн над грифом.





  • В таких случаях педагог должен поинтересоваться состоянием инструмента ученика и при необходимости либо поправить высоту струн, либо обсудить с родителями ученика вопрос о приобретении нового, пригодного для занятий инструмента, предоставив помощь в его выборе. Так же очень распространённой причиной усталости левой руки является не правильное распределение усилий. Эта проблема происходит от встречного давления большого пальца левой руки. То есть, зажимая струну каким-либо пальцем, ученик давит большим пальцем левой руки с обратной стороны грифа, тем самым прикладывая большее усилие.

  • Но если просто пытаться расслабить левую руку, то правая будет машинально расслабляться вместе с ней. В результате этого звукоизвлечение станет ослабленным. Игра будет неоправданно тихой, вялой, без энергетики. Таким образом, из – за проблем с левой рукой снижаются выразительные возможности инструмента. Для того что бы помочь ученику избавиться от усталости в левой руке можно воспользоваться методом, который предлагает С. Руднев в своей книге «Сократить время или как повысить эффективность занятий на гитаре». Этот метод называется «Качели». Заключается он в следующем. Для начала нужно избавиться от встречного давления большого пальца левой руки, когда остальные четыре прижимают струны. Нужно прижать любую струну, например средним пальцем на втором ладу. Предплечье давит на себя, большой палец расслаблен, кисть напряжена.



Как только ученик подтянет гриф к себе, гитара тут же начнёт смещаться. Этому движению нужно противодействовать правой рукой, прижимая гитару предплечьем в районе локтя к себе.



  • То есть нужно объяснить ученику, что обеими руками делается небольшое встречное усилие, как бы на излом грифа. Если в это время ослаблять одну из рук, то инструмент начнёт качаться по направлению от ученика или к ученику. Это так называемые «качели», где центральной точкой будет выемка гитары, лежащей на колене. Нотный период. Первые упражнения, пьесы и гаммы по нотам. На этом этапе сначала нужно познакомить ученика с нотной грамотой. А именно: со скрипичным ключом, названием нот, расположением их на нотном стане, системой тонов и полутонов, знаками альтерации, строем гитары и системой расположения нот на грифе гитары, системой записи и счёта ритмических рисунков. После этого уже учеником могут осваиваться первые упражнения по нотам.

Упражнения для постановки правой руки. При занятиях постановкой правой руки, а так же звукоизвлечением, поначалу следует уделять внимание каждому пальцу в отдельности. Начать можно с большого пальца. Можно предложить ученику следующее упражнение: пальцы правой руки ставятся на струны, таким образом, чтобы палец i стоял на третьей струне, палец m на второй, палец a на первой. Или можно поставить все три пальца на первую струну. Большой палец играет по 14 очереди шестую, пятую, четвёртую струны, каждую по четыре раза четвертями. Так же, наряду с постановкой правой руки и работой над звукоизвлечением, ученик может выполнять ещё такие задачи как освоение нот на открытых струнах и освоение системы записи ритма. Для этого можно использовать детские песенки из сборника В. Калинина «Юный гитарист»







  • Знакомство с аппликатурой. Первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Дети приходят на занятия теоретически неподготовленные (за редким исключением), и педагог, часто опережая текущие темы по сольфеджио, первые занятия посвящает музыкальной грамоте (рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме и длительностях и т.д.), совмещая это с обучением на инструменте. На первых же уроках детям можно предложить нарисовать ладошки своих рук с немного растопыренными пальчиками и подписать аппликатуру правой и левой рук, объясняя при этом - почему у этого пальца такая буква или цифра. Это наглядное «пособие» для них с удовольствием запоминается, и они быстро выучивают название каждого пальца.

Положение рук.

Правая рука. Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук создаётся правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения. Многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности и, как результат, к неполноценному звуку. Часто гитарист играет опираясь на корпус гитары. Руку надо чувствовать всю от плеча, держа её как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента. Что бы ученик мог почувствовать вес руки при правильном положении, нужно сделать следующее: 1. Ученик встаёт. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой. 2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90º. Кисть держится на одной линии с предплечьем. 3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча. 4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперёд примерно на 45º. Запястье делается слегка выпуклым. Кисть не должна висеть свободно. Она должна держаться в нужном положении. Следует обратить внимание на то, чтобы большой и указательный пальцы правой руки образовывали между собой «крестик». Т. е. большой палец должен как бы накрывать при игре указательный палец. Ни в коем случае большой палец при игре не должен уходить внутрь ладонь.

Звукоизвлечение.

Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн. Полноценный гитарный звук извлекается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только за тем отпускается. При этом все участки струны равномерно приходят в колебание, и основной тон преобладает над обертонами. Если струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество обертонов. Звук получается не красивым. Ученику с самого начала необходимо привыкать к качественному звуку. Педагог должен следить за правильностью движения пальцев и звучанием гитары ученика. Во время занятий ученику нужно всё время слышать правильный звук и видеть соответствующее движение пальцев. Поэтому в течение урока педагогу необходимо постоянно показывать игру на инструменте. Извлечение звука состоит из трёх фаз: 1. ощущение струны (палец находится на струне); 2. натяжение струны; 3. соскальзывание со струны, при этом палец движется по направлению к соседней струне, в этот момент струна начинает вибрировать и появляется звук. Существует два способа извлечения звуков: 1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на правой руке. 2. Способ извлечения звука подушечками пальцев правой руки. Первый способ является наиболее употребительным и заключается в том, что палец ставится на струну таким образом, чтобы струна находилась на подушечке пальца вплотную к ногтю. Положение большого пальца правой руки отличается от положения остальных пальцев, но, тем не менее, большой палец, как и остальные пальцы, касается струны одновременно и подушечкой и ногтем. При таком способе звукоизвлечения звук получается ярким и сильным. При игре ногтевым способом звукоизвлечения ногти должны быть не длиннее чем на 1,5-2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму, похожую на форму подушечки пальца и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Так как ногти на пальцах всё время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и ни в коем случае не допускать шероховатостей – всё это отражается на звуке. Второй способ звукоизвлечения состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Если извлекать звук только подушечками пальцев, то ногти должны быть коротко острижены. Первый приём, которым овладевает ученик – tirando. Несмотря на кажущуюся простоту, с ним возникают проблемы. Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка – не просто сказать о том, что нужно задеть струну, а привести сравнение. Например: удар должен быть как по футбольному мячу, сначала замах, а потом удар. Основная ошибка заключается в том, что он с силой давит на струну, или при прикосновении к струне участвует не палец, а вся рука. Поэтому когда даются первые упражнения на открытых струнах, то целесообразно пальцы i, m,a поставить подушечками на первую струну почти перпендикулярно, но свободно, а большой палец р учится самостоятельно, без помощи руки делать замах. Таким образом, пальцы правой руки постепенно привыкают к своему положению, и кисть не принимает «плоскую» форму, что не приводит к неправильному прикосновению к струнам. Также на первых занятиях нецелесообразно подключать безымянный палец правой руки, который ведет к «заваливанию» руки и неровности звучания ученик котором. Так как постановка правой руки напрямую связана с левой, то параллельно с изучением приема tirando начинается работа над постановкой левой руки. Левая рука. Это один из самых сложных этапов, как для педагога, так и для ученика. Он требует предельного внимания и терпения. Все ошибки, допущенные при постановке левой руки, впоследствии будут сказываться на небрежной, «грязной» игре музыканта, доставляя дискомфорт себе и слушателю. Постановка левой руки должна выглядеть следующим образом: большой палец упирается подушкой в заднюю сторону грифа, располагаясь примерно чуть ниже середины ширины грифа. Ладонь располагается параллельно грифу, не прикасаясь к нему, а на небольшом расстоянии. Остальные пальцы находятся в полукруглом положении и прижимают струны. Струны прижимаются кончиками пальцев, таким образом, что бы пальцы как бы «стояли» на струнах и сохранялось круглое положение кисти и пальцев. Положение кисти левой руки при игре на гитаре можно сравнить с положением руки, в которой лежит что-то круглое, например яблоко. Локоть левой руки должен находиться в расслабленном, как бы «висячем» положении.

Первый способ является наиболее употребительным и заключается в том, что палец ставится на струну таким образом, чтобы струна находилась на подушечке пальца вплотную к ногтю. Положение большого пальца правой руки отличается от положения остальных пальцев, но, тем не менее, большой палец, как и остальные пальцы, касается струны одновременно и подушечкой и ногтем.

При таком способе звукоизвлечения звук получается ярким и сильным. При игре ногтевым способом звукоизвлечения ногти должны быть не длиннее чем на 1,5-2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму, похожую на форму подушечки пальца и концы их должны быть хорошо отшлифованы.

Так как ногти на пальцах всё время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и ни в коем случае не допускать шероховатостей – всё это отражается на звуке.

Второй способ звукоизвлечения состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Если извлекать звук только подушечками пальцев, то ногти должны быть коротко острижены.

Приём игры – tirando. Несмотря на кажущуюся простоту, с ним возникают проблемы.




Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка – не просто сказать о том, что нужно задеть струну, а привести сравнение. Например: удар должен быть как по футбольному мячу, сначала замах, а потом удар. Основная ошибка заключается в том, что он с силой давит на струну, или при прикосновении к струне участвует не палец, а вся рука. Поэтому когда даются первые упражнения на открытых струнах, то целесообразно пальцы i, m,a поставить подушечками на первую струну почти перпендикулярно, но свободно, а большой палец р учится самостоятельно, без помощи руки делать замах.




Таким образом, пальцы правой руки постепенно привыкают к своему положению, и кисть не принимает «плоскую» форму, что не приводит к неправильному прикосновению к струнам. Также на первых занятиях нецелесообразно подключать безымянный палец правой руки, который ведет к «заваливанию» руки и неровности звучания .На занятия ученику интересно играть в ансамбле, педагог становиться не учителем, а партнёром для ученика. Дуэты могут даваться ученику с «пальцев» и одновременно учить ученика длительностям, расположению нот на грифе и нотном стане. Основная идея работы – это игра ученика до знакомства с нотами.

Кроме приёма tirando, существует приём игры apoyando. Это приём игры, при котором палец правой руки, извлекающий звук опирается на соседнюю струну,как бы «сползая» на неё..

.

Левая рука.

Это один из самых сложных этапов ,как для педагога ,так и для ученика . Он требует предельного внимания и терпения. Все ошибки, допущенные при постановке левой руки, в последствии будут сказываться на небрежной, «грязной»игре музыканта, доставляя дискомфорт себе и слушателю.

Постановка левой руки должна выглядеть следующим образом :большой палец упирается подушкой в заднюю сторону грифа, располагаясь примерно чуть ниже середины ширины грифа. Ладонь располагается параллельно грифу ,не прикасаясь к нему ,а на небольшом расстоянии.

.Остальные пальцы находятся в полукруг лом положении прижимают струны .Струны прижимаются кончиками пальцев, таким образом, чтобы пальцы как бы «стояли»на струнах и сохранялось круглое положение кисти и пальцев. Положение кисти левой руки при игре на гитаре можно сравнить с положением руки ,в которой лежит что-то круглое ,например яблоко .Локоть левой руки должен находиться в расслабленном ,как бы «висячем»положении.

Перед тем, как начать играть какие либо мелодии, необходимо объяснить ученику, что пальцы ставятся на кончик подушечки, струны прижимаются ближе к железному порожку, а запястье руки находится не за грифом, а с внешней его стороны.

Также нужно следить за тем, чтобы большой палец левой руки не был виден из-за грифа, был прямой и мягкий, позволяющий свободно скользить по грифу, и ни в коем случае не был зажат. Частой ошибкой начинающих гитаристов является «проваливание» или несгибаемость сустава ногтевой фаланги пальца (1, 2, 3, 4 пальцы) левой руки, и прижатие ладони к грифу, местоположение пальцев не у порожков. Поэтому, исходя из практики, следует на начальном этапе избегать «неудобную» 1 струну, начиная с басовых струн, тем самым не давая уйти запястью за гриф.

Процесс прижатия струны пальцем состоит из двух этапов:

1. Палец дотягивается до струны. Подушечка пальца, коснувшись струны её немного продавливает. Струна, отведённая от своего начального положения, стремиться вернуться на место, и довольно плотно прижимается к пальцу. Теперь палец можно немного поводить поперёк грифа (поверхности грифа палец не касается) и струна будет следовать за ним. Таким образом, подушечка пальца как бы «поймала» струну. В дальнейшем благодаря «пойманной» струне можно будет бесшумно скользить по ней пальцем, меняя позицию.

2. Теперь осталось прижать струну к грифу. Очевидно, что легче сделать это, если палец расположить возле порожка. Сила прижатия струны пальцем должна быть не более той, которая необходима для получения чистого звука без дребезжания.


Нередко у начинающих гитаристов встречается такая проблема как усталость левой руки. Это явление может происходить при домашних занятиях ученика, если его инструмент для домашних занятий имеет неудобный для игры гриф или слишком большую высоту струн над грифом. В таких случаях педагог должен поинтересоваться состоянием инструмента ученика и при необходимости либо поправить высоту струн, либо обсудить с родителями ученика вопрос о приобретении нового, пригодного для занятий инструмента, предоставив помощь в его выборе.

Так же очень распространённой причиной усталости левой руки является не правильное распределение усилий. Эта проблема происходит от встречного давления большого пальца левой руки.

То есть, зажимая струну каким-либо пальцем, ученик давит большим пальцем левой руки с обратной стороны грифа, тем самым прикладывая большее усилие. Но если просто пытаться расслабить левую руку, то правая будет машинально расслабляться вместе с ней. В результате этого звукоизвлечение станет ослабленным. Игра будет неоправданно тихой, вялой, без энергетики. Таким образом, из – за проблем с левой рукой снижаются выразительные возможности инструмента. Для того что бы помочь ученику избавиться от усталости в левой руке можно воспользоваться методом, который предлагает С. Руднев в своей книге «Сократить время или как повысить эффективность занятий на гитаре». Этот метод называется «Качели». Заключается он в следующем. Для начала нужно избавиться от встречного давления большого пальца левой руки, когда остальные четыре прижимают струны. Нужно прижать любую струну, например средним пальцем на втором ладу. Предплечье давит на себя, большой палец расслаблен, кисть напряжена. Как только ученик подтянет гриф к себе, гитара тут же начнёт смещаться. Этому движению нужно противодействовать правой рукой, прижимая гитару предплечьем в районе локтя к себе. То есть нужно объяснить ученику, что обеими руками делается небольшое встречное усилие, как бы на излом грифа. Если в это время ослаблять одну из рук, то инструмент начнёт качаться по направлению от ученика или к ученику. Это так называемые «качели», где центральной точкой будет выемка гитары, лежащей на колене.

§2. Нотный период. Первые упражнения, пьесы и гаммы по нотам.

На этом этапе сначала нужно познакомить ученика с нотной грамотой. А именно: со скрипичным ключом, названием нот, расположением их на нотном стане, системой тонов и полутонов, знаками альтерации, строем гитары и системой расположения нот на грифе гитары, системой записи и счёта ритмических рисунков. После этого уже учеником могут осваиваться первые упражнения по нотам.

Упражнения для постановки правой руки.


При занятиях постановкой правой руки, а так же звукоизвлечением, поначалу следует уделять внимание каждому пальцу в отдельности. Начать можно с большого пальца. Можно предложить ученику следующее упражнение: пальцы правой руки ставятся на струны, таким образом, чтобы палец i стоял на третьей струне, палец m на второй, палец a на первой. Или можно поставить все три пальца на первую струну. Большой палец играет по очереди шестую, пятую, четвёртую струны, каждую по четыре раза четвертями.

Так же, наряду с постановкой правой руки и работой над звукоизвлечением, ученик может выполнять ещё такие задачи как освоение нот на открытых струнах и освоение системы записи ритма. Для этого можно использовать детские песенки из сборника В. Калинина «Юный гитарист».

.

Следующая задача в постановке правой руки – это поочерёдная игра пальцами i и m на первой струне ровными длительностями (например четвертями) .

Далее можно поучиться играть упражнение, которое помогает освоить подготовленное извлечение звука на одной струне. Возможны различные варианты аппликатуры, например средний – указательный. Извлекается звук средним пальцем, выдерживается четвертная нота, затем ставится указательный палец, после чего выдерживается четвертная пауза и так далее. После того как вырабатывается навык, продолжительность звучания нот и пауз межу ними, а так же темп можно менять.

Следующее упражнение – для тренировки разворота кисти при переходе на басовые струны. Это упражнение можно назвать «Лесенка». Возможны различные варианты аппликатуры, например: указательный – средний. Поочерёдно пальцы извлекают звуки на первой струне, затем на второй, третьей и т. д.

При этом щипок осуществляется под углом 45 градусов, при переходе на басовые струны кисть необходимо развернуть таким образом, чтобы было удобно защипывать струну под углом 90 градусов. После игры на басовых струнах, при переходе на третью струну кисть необходимо вернуть в начальное положение. Таким образом, рука готовится к исполнению гамм и различных мелодических оборотов, в которых есть переход на басовые струны.

Это упражнение можно играть как от первой струны к шестой, так и наоборот, от шестой к первой. Так же можно объединить движение от первой струны к шестой и от шестой струны к первой в одно упражнение и как бы спускаться и подниматься по «Лесенке» то вниз, то вверх. Далее можно сменить поочередность пальцев, играя то же самое пальцами m, i.

При игре данного упражнения у ученика может возникать проблема в чередовании пальцев. Так же часто у некоторых детей возникает вопрос : - «Почему надо играть именно двумя пальцами по очереди и почему нельзя играть одним пальцем?». В данном случае можно провести аналогию с ходьбой. Тем более что данное упражнение называется «Лесенка». Ведь было бы неудобно подниматься и спускаться по лесенке на одной ноге. Это может привести к спотыканию или даже падению, а так же к тому, что движение по «Лесенке» будет происходить намного медленнее, чем на двух ногах.

Для того что бы ученик помимо постановки правой руки так же продолжал заниматься ещё и освоением нот на открытых струнах и ритма так же можно давать ему играть простейшие пьесы, например из сборника О. Зубченко «Хрестоматия юного гитариста» :

Или можно воспользоваться «Хрестоматией гитариста» В.М. Ярмоленко.

Так же, в случае, когда мы имеем дело с учениками в возрасте примерно 6 - 7 лет, мы можем воспользоваться сборником В. Донских «Я рисую музыку». В данном издании представлены пьесы для дуэта ученика и преподавателя. Шестилетнему или семилетнему ученику будет очень интересно играть пьески в дуэте с преподавателем. Это позволит ему видеть в преподавателе не только своего учителя, но и своего напарника и старшего товарища. На уроках будет создаваться более непринуждённая обстановка и ученик будет чувствовать себя свободнее. Его интерес к занятиям игрой на гитаре возрастёт.



После того как освоена игра пальцами p, i, m, остаётся подключить палец а. Для начала можно так же попробовать поиграть безымянным пальцем отдельно несколько раз первую струну. Для этого ученику нужно поставить пальцы на струны так чтобы палец р стоял на шестой или пятой или четвёртой струне, палец i на третьей струне и палец m на второй. А пальцем а нужно попробовать поиграть ровными длительностями на первой открытой струне. Следует обращать внимание на то чтобы данное упражнение, как и все остальные упражнения, выполнялось без напряжения. Кисть правой руки не должна напрягаться и отклоняться в разные стороны. Пальцы p, i, m должны находиться на струнах не отрываясь от них, не напрягаясь и не меняя своего положения. Струну должен защипывать только палец а, при этом он не должен увлекать за собой остальные пальцы. Так же обязательно нужно помнить о том, что положение пальцев правой руки должно быть таким, чтобы большой и указательный пальцы образовывали «крестик».

Когда ученик привыкнет к игре пальцем а отдельно, играя на одной струне, можно переходить к упражнениям на чередование и комбинирование разных пальцев правой руки.


Данные упражнения позволяют нам охватить игру пальцами i, m, a на какой – либо одной струне. Поскольку после игры этих упражнений правая рука уже приобретает некоторую уверенность, то кроме игры приёмом tirando, на этих упражнениях так же можно поучиться играть приёмом apoyando.

Теперь остаётся добавить к этим пальцам палец p. При игре на гитаре палец р в основном будет играть басовые ноты, расположенные на шестой, пятой и четвёртой струнах. Поэтому ученик должен с самого начала привыкать к тому что большой палец всегда играет бас.





Если у ребенка правильно поставлены руки, выработан музыкальный, конкретный и четкий звук, налажен контакт со струнами, верно отработаны движения, то проблем при переходе на ногтевой способ не возникает. Пройдя начальный этап работы над извлечения звука, ученик быстро входит в прежний ритм занятий, при этом, конечно же, обретая новый, более качественный и яркий звук.

 

 

 

 

 

 





20

Теперь, когда учеником была освоена техника игры пальцами i, m, a на одной струне,

 






Специфический для музыкальной школы вид деятельности – концертные выступления – рассматриваются нами как одно из условий успешной адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в музыкальной школе.



Некоторые дети, в силу индивидуально-психологических особенностей (интроверты, высокореактивные, неуверенные в себе дети), не могут справиться с неловкостью, застенчивостью, тревожностью во время концертно-исполнительской деятельности. Для таких учащихся ситуация выступления на публике является стрессовой. При подготовке и во время самого выступления возникают трудности разного уровня: с одной стороны, это освоение определенных навыков и умений, которые необходимо продемонстрировать во время экзамена или зачета, с другой – существование психологических трудностей, связанных с низким уровнем психологической комфортности ребенка во время выступления. Поэтому один из важнейших разделов методики – воспитание концертно-исполнительского поведения, основанного на ряде приемов, которые помогают осуществить подготовку к выступлению:



выносить на публику произведения хорошо подготовленные, выученные, которые нравятся ребенку; это могут быть даже очень легкие пьесы, но они вселяют уверенность и позитив в юного исполнителя;



«репетиционный» концерт (своеобразная тренировка и отработка всех ситуаций, которые свойственны настоящему концерту) практически на каждом уроке, предшествующем концерту или зачету. Он строится на обыгрывании всей ситуации концерта: выход, поклон, непосредственная игра, аплодисменты, поклон, уход со сцены. Это позволяет ребенку воспринимать ситуацию концерта как знакомую и снижает уровень тревожности и страха;



выступление сначала в классе перед другими ребятами. Такой прием помогает дозировать степень ответственности во время выступления. Поскольку к одноклассникам учащийся уже привык и знает, что другие также окажутся на его месте, он меньше тревожится, чем при выступлении перед незнакомой публикой или экзаменационной комиссией. Такие выступления способствуют также формированию собранности, концентрации внимания и развитию эмоциональности и раскрепощению;



большую роль играет также психологический настрой на успех перед выходом на сцену. Он поможет учащемуся с помощью педагога ощутить поддержку, одобрение. Кроме того, ребенок почувствует уверенность в своих силах;



чрезвычайно важно для неуверенных в своих силах детей выступление в ансамблях. Такой вид музицирования дает ребятам возможность психологической опоры на других учащихся, вырабатывает дух командного коллективного соучастия и поддержки;



еще один важный прием – это домашние концерты, которые можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам ребенку совместно с родителями или другими членами семьи. Такие концерты повышают заинтересованность родителей и членов семьи к музыкальной деятельности, служат психологической опорой и поддержкой для юного музыканта и являются возвращением к давней традиции домашнего музицирования (в том числе и совместного с родителями).



Нередко педагоги считают, что в первый год обучения ребенку нужно освоиться, привыкнуть к инструменту, не испытывая дополнительных стрессов от выступления на публике, но многолетняя практика показывает, что именно публичное выступление способно подтолкнуть ребенка к дальнейшей учебе и



послужить мощным стимулом для развития интереса к занятиям на инструменте. И первым концертом, где может выступить начинающий, может стать концерт учащихся собственного класса преподавателя. Концерт класса подразумевает выступление всех учащихся одного или нескольких педагогов. Подобные концерты легко приурочить к окончанию четверти или полугодия, посвятить какому-либо празднику. В качестве публики приглашаются друзья и родители исполнителей. Соблюдаются все «традиции» проведения обычного концерта: серьезная подготовка, нарядные костюмы участвующих, бурные аплодисменты, цветы и одобрение окружающих – на классном концерте всегда царит праздничная атмосфера.



Не все дети, обучающиеся в ДМШ и ДШИ, соответствуют профессиональному уровню общешкольных, окружных или городских мероприятий. Для таких детей классный концерт педагога становится кульминацией обучения в музыкальной школе, своеобразным итогом предшествующих занятий. К сожалению, нередко педагоги игнорируют проведение подобных концертов. Хотя для многих детей, особенно среди начинающих обучение в музыкальной школе, классный концерт становится той «отправной точкой», после которой и у ребенка, и родителей меняется отношение к занятиям на инструменте. Присутствие родителей на классном концерте становится немаловажным фактором для успеха последующего обучения: видя на сцене своего ребенка, переживая его первые победы и поражения, родители невольно втягиваются в процесс и начинают более серьезно относиться к обучению ребенка в музыкальной школе.



Для выступления на классном концерте необходимо качественное исполнение пусть даже простейшей песенки, т. е. подготовка к первому классному концерту уже формирует определенное профессиональное отношение ребенка и к самому процессу работы, и к публичному выступлению. Если следовать традиционной программе ДМШ, то первое выступление учащегося, «академический зачет», проходит лишь после полугода занятий с педагогом. Нередко такие зачеты проводятся «в классе», на них присутствуют два-три преподавателя и обстановка больше напоминает обычный урок. В конце года ребенок должен представить программу на открытом экзамене. Большинство детей на экзамене испытывают сильный стресс. Экзаменационная обстановка неизменно провоцирует волнение и напряжение у сдающих, несмотря на усиленную работу педагогов по психологической подготовке учащихся к выступлению.



Соответственно, тот «контакт» с публикой, который для большинства детей становится мощным импульсом для последующего желания выступать и заниматься, оттягивается на неопределенный срок, и ребенок «варится в своем соку», полностью погруженный в приобретение технических навыков игры на инструменте. Ребенку становится скучно и постепенно интерес к обучению пропадает вовсе. В итоге для многих детей (и родителей) первый год обучения становится последним и оставляет тяжелые воспоминания на всю жизнь, подсознательно формируя определенное негативное отношение к классической музыке вообще. Педагогу необходимо с первых уроков настраивать ребенка на радость от первого публичного выступления, психологически и профессионально занимаясь его подготовкой.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ











Г.Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно, - вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни. Трудовые обязанности ребенок узнает в положенный срок, а сначала ему надо открыть чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее. Педагог, ведущий занятия с начинающими музыкантами, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.



Не менее важную роль в первый период обучения играет и домашнее окружение. Ребенок, у которого есть родные, горящие энтузиазмом и желанием помочь преодолеть встретившиеся трудности в освоении нового, быстрее пройдет период адаптации. Мама, папа, бабушка или дедушка, старший брат или сестра, если они любят музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения, даже если они не учились музыке и не умеют играть ни на каком музыкальном инструменте. Только с такой помощью музыка становится для ребенка самой жизнью, а не одним из занятий.



Все вышесказанное является необходимым условием для успешной адаптации ребенка в стенах ДМШ.















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК











Артоболевская А. Д. Малыши и музы. – М., 1972. – с. 78.



Вайнер М. Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни. // Начальная школа, 2007, № 4.



Вахрушева Л. Н. Проблемы интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе. // Начальная школа, 2006, № 4.



Землянухина Т. М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа, 2002, № 6.



Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Государственное музыкальное издательство, 1958. – 320 с.



Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.



Электронный научный журнал «Педагогика искусства», № 1, 2012.



Электронный научный журнал «Педагогика искусства», № 3, 2012.





12


12