СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме "Развитие коммуникативных УУД обучающихся через внеурочную деятельность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание театральной студии "Колизей"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме "Развитие коммуникативных УУД обучающихся через внеурочную деятельность"»

Обобщение опыта работы по теме «Развитие коммуникативных УУД обучающихся через внеурочную деятельность»

Любите ли вы театр, как люблю его я? Эти всем известные слова Белинского очень близки мне и моим детям, ребятам 6В класса, участникам театральной студии «Колизей», созданной в этом учебном году. Идея создания подобного коллектива возникла еще в прошлом году, когда учащиеся 5-х классов работали у меня на краткосрочном курсе «Театральная мастерская». Сначала я создала авторскую программу краткосрочного курса, а затем программу театральной студии. Данные программы я готова представить вашему вниманию.

Зачем это было необходимо? Театральные занятия настолько увлекательны для детей, что они не могут их пропустить и с нетерпением ждут встречи друг с другом и со мной, потому что каждый востребован и значим. Ребята здесь могут раскрыться с неожиданной стороны, так как их объединяет чувство товарищества, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Большую роль играет театр в формировании коммуникативных УУД. Каким образом происходит их развитие? Давайте разберемся.

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. В начале работы ребята выбирают пьесу, которую хотели бы сыграть, читают художественное произведение, которое будут инсценировать, сами выбирают роли, те, которые им близки, где они могут проявить себя. В спектакле нет «главных» и «второстепенных» участников. Дети выбирают режиссера и помощника, назначают актеров, людей, отвечающих за музыкальное оформление и техническое обеспечение, осветителя, танцмейстера и оформителя. Костюмером и гримером является каждый участник. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. Режиссер и его помощник руководят процессом, учитывая мнение каждого, учитель же выполняет роль координатора.

  2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Теперь мы делим пьесу на эпизоды, анализируем их и пробуем сыграть. При этом возникает масса вопросов, как сыграть тот или иной характер. При необходимости обращаемся к художественному тексту или к другим источникам.

  3. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Бывает, что мнение режиссера, помощника и актера расходится. Дети начинают спорить. Предлагаем высказаться всем, аргументируя свою точку зрения. Проигрываем эпизоды по-разному. Иногда приглашаем к просмотру сторонних лиц: детей других классов или неравнодушных педагогов. В любом случае стараемся вместе договориться и принять верное решение.

  1. (Слайд 4) Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий. В ходе пьесы ищем музыкально-пластическое решение отдельных эпизодов, подбираем музыку, ставим танцы. Создаем совместно с детьми эскизы декораций и костюмов. Работаем над эпизодами. При этом дети корректируют игру друг друга. Немаловажную роль здесь, играет, конечно, режиссер. После каждого выступления всегда обсуждаем нашу игру, плюсы и минусы, учимся анализировать и корректно высказывать свое мнение. Здесь, конечно же, происходит развитие речи детей: четкой, выразительной, эмоциональной.

  2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение формулировать собственное мнение и позицию. Данное УУД развивается в течение всей работы над спектаклем. Каждый участник процесса высказывает свои мысли и отстаивает свою позицию, прислушиваясь при этом к мнению окружающих. После каждого выступления всегда обсуждаем нашу игру, плюсы и минусы, учимся анализировать и корректно высказывать свое мнение. Здесь, конечно же, происходит развитие речи детей: четкой, выразительной, эмоциональной.

  3. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

При подготовке спектакля детям нужно выучить роль, произнести выразительно монолог или принять участие в диалоге или полилоге. Соответственно должны быть соблюдены все нормы родного языка. Иногда приходится бороться с ленью некоторых детей, когда им не хочется заучивать текст, а проще импровизировать (такая проблема у нас есть у Колесовой Алисы, творческой девочки, но не всегда добросовестной).

Какие изменения произошли в нашем классе в плане коммуникации после вовлечения ребят в театральную деятельность? Приведу лишь некоторые примеры:

    1. Класс стал более дружный, дети научились работать в команде, корректно общаться и договариваться друг с другом. Театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Поэтому дети и по ходу выступления, и находясь за кулисами, пытаются выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Они понимают, что спектакль - это сплоченная работа всего коллектива.

    2. В первой постановке «По щучьему велению…» Кира Каменева из-за природной стеснительности и волнения не смогла сыграть роль, зато освоила компьютер и стала замечательным звукооператором. Однако, наблюдая игру актеров в первом спектакле, она выразила желание играть роль при постановке спектакля «Чучело», продемонстрировав при этом пример усердия и дисциплины. Четко выучила текст, и речь ее сейчас отличается четкостью, выразительностью и глубиной.

    3. Настя Смертина, девочка с ограниченными возможностями здоровья, пришедшая к нам из специальной школы из-за проблем с речью, на спектаклях вызвалась быть осветителем, и не только отлично справилась с этим заданием, но и неоднократно заменяла заболевших артистов на репетициях, выучив многие роли, тем самым улучшив свою память и произношение.

    4. Дима Мерзляков, новенький мальчик, пришедший к нам в 6 классе, скромный ребенок, небольшого роста, согласился на главную роль, старался изо всех сил, тем самым завоевав доверие и уважение одноклассников. На генеральной репетиции спектакля он признался, что никогда не чувствовал в другой школе столько поддержки и понимания.

    5. Рабия Мажнонова, девочка-таджичка, плохо говорящая по-русски, оставленная на повторный год обучения, в начале 5 класса не могла рассказать наизусть ни одного стихотворения, только пересказывала их содержание, присутствуя на всех репетициях, заучивая слова, была всегда готова заменить любого артиста. Речь девочки стала громкой, четкой. Татьяна Геннадьевна, услышавшая, как говорит ребенок, была очень приятно удивлена таким изменениям.

    6. Егор Зиновьев, подросток с неуравновешенной психикой, мало говорящий, боязливый, тоже не остался в стороне, выразив желание сыграть на баяне в начале и в конце спектакля. Во время спектакля находился вместе с ребятами за кулисами, помогал переставлять реквизит. После этого ребята стали к нему относится с уважением, он стал более общительным.

    7. Дети учатся быть руководителями, режиссерами. Такие способности проявили Сесюнина Лена, Колясова Алиса, Копытова Ксения. Ребята учатся работать в команде, договариваться, помогать друг другу.

Таких примеров можно привести много, и все они положительные.

На сегодняшний день в репертуаре нашего молодого коллектива пока 2 спектакля: «По щучьему велению…» и «Чучело». Первый спектакль был уже показан учащимся 5-х классов. Также мы планируем выйти с показом спектаклей и на другие параллели.

После карантина мы приглашаем вас посмотреть нашу премьеру «Чучело».

А закончить свое выступление мне бы хотелось словами Сухомлинского:

«Театр - это одно из мощнейших средств приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Ребенок по своей природе очень пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении заложить добро людям».




2