Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Ясная правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.
Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической и диалогической речи. Среди многообразия методов и приёмов, используемых в данном направлении воспитания детей, моё внимание привлекли возможности театрализованной деятельности. Поэтому возникла идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию речи через театрализованную деятельность.
Задачи:
1.Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.
2.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
3.Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
4.Развивать выразительную, интонационную сторону речи
5.Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий.
5.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
6.Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе. Вовлекать детей в различные театрализованные представления.
Ожидаемый результат
Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.
Будет организована развивающая среда (костюмы, декорации, куклы, дидактические игры, аудио и видеоматериалы и т.д.).
Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.
Основные направления развития речи
Создание театрализованного уголка
Различные виды театров
Реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей
Атрибуты для различных игровых позиций
Ширмы для показа кукольного театра
Мини-костюмерная
Конспекты НОД по театрализованной деятельности
Картотека театрализованных игр и упражнений
Активное участие в изготовлении различных видов театра и обогащении видового разнообразия театрализованных игр приняли родители и сами воспитанники, учились работать в команде.
Театрализованные игры, используемые в работе:
Игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки персонажей; ролевые диалоги на основе текста; постановки спектаклей)
Режиссёрские игры (настольный театр, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр кукол Би-ба-бо, теневой театр).
Методы и приёмы, используемые в работе
Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
Беседы с детьми.
Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации.
Рассматривание иллюстраций.
Моделирование
Показ кукольных спектаклей.
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) речи.
Театрально-игровые технологии.
Основные требования к организации театрализованных игр
Мотивация к включению детей в театрализованную деятельность, активность на всех этапах подготовки;
Доступность, содержательность и разнообразие театрализованных игр;
Использование в играх-драматизациях знакомого литературного материала
Партнёрское взаимодействие взрослого с детьми;
Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников;
Последовательность, усложнение тем и сюжетов в соответствии с приобретёнными умениями;
Обеспечение индивидуальной поддержки детей по ходу формирования навыков игры с куклой и ролевого воплощения образов.
Театрализованную деятельность организовывали поэтапно. Наблюдали за самостоятельной игрой-драматизацией детей. В процессе игровой деятельности мы старались определить уровень развития речи каждого ребёнка. Убедились, что дети проявляют слабый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью и способностью понимать эмоциональное состояние другого человека. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляли материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Постепенно стали приобщать детей к театральной культуре. Работа с детьми старшего дошкольного возраста была направлена на то, чтобы дать им представление о театре как о виде искусства. Просмотр видеоматериалов, энциклопедий, открыток театральной тематики расширил словарный запас воспитанников, они узнали значения таких слов, как «афиша», »декорация», «кулисы»,»премьера», «грим». Кроме того, воспитанники познакомились с профессиями театральных работников – режиссёра, кукловода, гримёра. Специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха помогли овладеть средствами интонационной выразительности. Дети с помощью жестов учились передавать ощущения «горячо», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком. Для организации режиссерских игр широко использовались плоскостной, пальчиковый, ложковый театры, театры на фланелеграфе, кукол би-ба-бо, театры на рукавичках, сюжетно-образные игрушки. В играх-драматизациях, основанных на собственных действиях исполнителя роли, воспитанники воспроизводили содержание литературных произведений, используя куклы или сказочные персонажи, надетые на пальцы или руку, конусный театр («Дед хотел уху сварить…» и т.д. В этих играх они действовали самостоятельно, прибегая к таким средствам выразительности образа, как интонация, мимика и пантомима. Театрализованная игра является средством обеспечения эмоционального благополучия дошкольников, развивает способность сопереживать, сочувствовать персонажам, поступкам, действиям, способствует усвоению литературного текста, накоплению знаний об окружающей действительности, знакомству с социальным и природным миром. Маленькие артисты с удовольствием участвовали в драматизации русской народной сказки «Как коза избушку строила», «Муха-цокотуха» К.Чуковский, «Анна-Ванна бригадир» С.Михалков. Дети старались образно передать характеры и настроение персонажей. На районную сцену вышли с музыкальными спектаклями «Теремок»(диплом 1 степени2018г), «Анна Ванна – бригадир» (диплом 3 степени 2019г, «Мужичок с ноготок» (диплом 2степени 2019г.). Видеозапись предварительного просмотра спектакля помогла детям оценить свои исполнительские способности. На просмотре открытого занятия для педагогов по театрализованной деятельности показали инсценировку «Как Тошка клад искал».
В своей работе мы стали использовать полифункциональное игровое оборудование (театральная многофункциональная ширма, неоформленный игровой материал и др). Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов. В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.
Для развития самостоятельности детей использовали разнообразные приёмы: выбор детьми по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение роли по карточкам; проигрывание ролей в парах (благодаря этому приёму, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменить друг друга). Для проигрывания различных эмоциональных состояний детям во время драматизации предлагаем смотреться в зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то другие дети могут стать избушкой, тучей речкой, деревом т.д. Например в сказке «Красная Шапочка» добавили роли девочек-бабочек, мальчиков-цветов. Также был включён в образовательный процесс интерактивный театр (об этом мы узнали случайно в интернете). Интерактивный театр – это небольшие спектакли, активно экспериментирующие методы работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль, отдаётся зрителю. Это яркое, весёлое музыкальное представление с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще событий. Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Содержанием часто являются фантастические сюжеты, взятые из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно - игровых ситуаций. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей в свободное время организовывается художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Дети работают подгруппами, получают задание, например, вылепи фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Развитие театральной деятельности накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, требующая участия родителей. Это беседы, консультации, совместное изготовление атрибутов, костюмов. Провели «Вечер любимых сказок», где родители совместно с детьми инсценировали сказки, организовали театральную встречу, где родители показали детям «Сказку о глупом мышонке», а дети «Теремок». Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «Учись играя»
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Игры - драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей. Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать. В моей работе был проведен анализ опыта основателей дошкольной педагогики по речевому воспитанию дошкольников средствами театра, я раскрыла роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие дошкольников и необходимость их использования. Изучены формы и методы руководства театрализованными играми, методика руководства играми-драматизациями. Разработала этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста. Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Результат проделанной работы:
1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки
-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.
-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.