МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
по теме: «Современный урок русского языка в свете внедрения ФГОС ООН»
учитель русского языка и литературы
Калюга О.А.
2020 год
В сентябре 2015 года мне был доверен 5 класс В 5-е классы введены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сразу появилось много вопросов. В чём суть ФГОС? С чего начинать? Как грамотно составить образовательную программу? Какие современные технологии, методы и приёмы использовать? Как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Чтобы лучше разобраться в материале, начала изучать материал по организации урока в рамках ФГОС и пришла к выводу о том, что при переходе на обучение по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется. Изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Одним из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.
Кроме того, для эффективной организации процесса обучения учитель должен обладать способностью к самостоятельному конструированию системы предметного обучения, умением гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать приемы и средства педагогической техники. От использованных на уроке и внеурочное время средств, методов, технологий обучения во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся.
Считаю одним из ведущих подходов обучения системно–деятельностный, при котором ученики являются главными «действующими героями» на уроке, ведут самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться - был обозначен ещё Л.Н.Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. На мой взгляд, слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология.
Я изучила многие из них и активно применяю в своей практике.
Информационно - коммуникационная технология
Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала.
Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам информацию, оживить любой материал и упростить восприятие, быстро ознакомиться с наиболее важной информацией, проводить физкультурные минутки. Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации подымает интерес учащихся.
Одним из эффективных способов достижения результативности на этапе повторения темы на экран вывожу теоретический материал в форме схем, таблиц, на этапе закрепления работаем с тренажёром.
Технология личностно - ориентированного обучения
Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, и сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Данная технология различает следующие понятия:
разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;
субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости;
дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;
С 5 класса мои ученики ведут отдельную тетрадь для схем и таблиц, где весь изучаемый материал сводится в крупные блоки (опорные схемы), использование которых обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний. Опорные схемы и алгоритмы использую в своей практике постоянно.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;
-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Приведу примеры некоторых заданий.
Тема | 1 группа | 2 группа | 3группа |
«Однокоренные слова и формы одного и того же слова» 5 класс | 1.Составьте текст на тему: «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 2.Найдите «лишнее» слово: Гвоздика-гвоздь-пригвоздить…Выписать из предложенного текста однокоренные слова и формы одного и того же слова | К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый, зеленеет подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова. |
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий по изученному материалу;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
- сочинение лингвистических сказок-миниатюр;
- работа с дополнительной литературой;
- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
- выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;
-работа «учителем» (проведение фрагментов урока)
На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
Применяю индивидуальный подход, который предполагает работу отдельно с каждым учеником. К примеру, организацию проверки домашнего задания могу строить следующим образом: группа детей работают по карточкам, группа – у доски, со слабоуспевающими проверяем домашнюю работу
Учитывая способности детей, составляю разноуровневые задания:
1-я группа выполняет задания на уровне воспроизведения: вносит недостающие данные, отделяет верные утверждения от ошибочных;
2-я группа работает на продуктивном уровне: решает задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразований в 1-2 действия;
3-я группа выполняет задания с большим количеством преобразований, то есть работает на творческом уровне.
Нередко использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, Данная форма работы способствует формированию коммуникабельности.
Технология «Интегрированные уроки»
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Чаще всего уроки русского языка интегрирую с уроками литературы, ИЗО. Ввожу в урок стихотворения или отрывки из произведений отечественной литературы, демонстрирую картины известных русских художников.
Игровая технология
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра дисциплинирует. Для этих целей использую кроссворды, ребусы, шарады, загадки, элементы сказочных путешествий .
Ученики с интересом включаются в ролевые игры, с удовольствием читают тексты по ролям, инсценируют эпизоды, составляют рассказы от имени различных персонажей. Эти игры можно использовать не только на уроках литературы, но и русского языка. Учащимся даю задание – подготовить рассказ от имени какой-либо части речи «Что рассказало бы о себе имя существительное (глагол, местоимение…), если бы умело говорить». Или «Почему предлог иногда обижается на ребят?»
Ученикам нравится быть в роли учителя, поэтому предлагаю им к следующему уроку самостоятельно подготовить различные виды заданий для одноклассников по изучаемой теме:
- материалы для словарного диктанта,
- вопросы по изученному правилу,
- примеры, иллюстрирующие правило, из изучаемых на уроках литературы произведений и т.д. Проверив подготовленные материалы, я даю возможность ученику провести данный вид работы на уроке вместо учителя. Это организует учащихся, побуждает к осознанному восприятию изучаемого материала, к самостоятельному поиску новых знаний.
Здоровьесберегающие технологии
Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:
Для укрепления здоровья в среднем звене регулярно провожу физминутки, используя видеоматериал, слежу за правильной осанкой. Для профилактики сохранения и укрепления зрения, использую технологии В.Ф.Базарного.
Технология проблемного обучения
«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.
. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, выбираю такую форму урока, как диспут или дискуссию.
К каждой новой теме я разрабатываю проблемные ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для
достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент
проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее
разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию
необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно
сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать
двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает,
что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В
ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и
формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает
сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения
учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое
должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде
вопроса.
Часто использую на уроках русского языка проблемные задачи. Назову некоторые из них:
1. Помоги Пете Двойкину исправить ошибки в предложенном тексте, предложении. Подскажи, какие правила ему надо повторить.
2. Составь предложение, используя слова: окно, сад, дождь, стучать, умывать, осенний, в, и. (Осенний дождь стучит в окно и умывает сад.) Какие виды связи слов в предложении ты использовал?
3. Отгадав загадку, назови морфологические признаки данной части речи.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное
И на вопросы его отвечаю,
А глагол по значению напоминаю.
5. Найди неверное утверждение:
а) весь, каждый, сам, иной, другой – это определительные местоимения;
б) этот, такой, столько, тот-это указательные местоимения,
в) некто, нечто, несколько, некий – это отрицательные местоимения.
6. Докажи, что прилагательные лисий и медвежий могут быть не только притяжательными.
7. Прочитай текст параграфа и объясни правило соседу.
8. Проанализируй свои ошибки в письменной работе и составь архив подсказок.
На уроках литературы использую различные методические приемы создания проблемной ситуации:
1. Побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы. (Общение с каким героем для тебя было бы предпочтительнее: с Онегиным А.С.Пушкина или Печориным М.Ю.Лермонтова? Почему?);
2. Сопоставляю факты (Верно ли утверждение, что А.С. Пушкин и В.А. Жуковский рассказали нам одну и ту же сказку «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящая царевна»?);
3. Подвожу к противоречию и предлагаю найти способ разрешения (Почему Герасиму в городе живётся труднее, чем в деревне?)
4. Ставлю конкретные вопросы для рассуждения. (Почему Обломову не суждено расстаться с привычным образом жизни?)
5. Предлагаю проблемные теоретические и практические задания (исследование текста различных стихотворений, составление письма литературном у герою, создание продолжения истории героя и т.д.);
Технология критического мышления.
Критически мыслящим человеком
невозможно манипулировать.
Воспитать личность, имеющую способность к коммуникации, умеющую гибко реагировать, готовую к глобальному сотрудничеству и конкуренции, умеющую отвечать на вызов времени, возможно, развивая способность учащихся к критическому мышлению.
Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Возможные методы и приемы
Составление списка «известной информации»:
- рассказ-предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
Пометки на полях», «Взаимоопрос», «Зигзаг».
- Заполнение кластеров, таблиц.
- Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Ответы на поставленные вопросы.
- Организация устных и письменных круглых столов.
- Организация различных видов дискуссий.
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
- Синквейн
Технология «Метод проектов»
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
(Полат Е.С. Метод проектов).
Уже несколько лет применяю данную технологию в своей работе на уроках русского языка и литературы, начиная внедрять её с 5 класса. Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной проблемы, совместная учебно-познавательная работа, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Сначала выбираем тему проекта, его тип, форму, количество участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. Ребята относятся к ним серьёзно, готовят рефераты, доклады, презентации. Этот вид работы способствует повышению культуры речи, так как в ходе исследовательской работы, учащиеся обогащают свой словарный запас, готовятся к устной защите. Например, в 5 классе по теме «Пословицы. Поговорки» дети готовили проект, целью которого было раскрыть переносный смысл той или иной пословицы, для этого дети делали зарисовки и писали мини-сочинение по пословице или поговорке, имеющий большие воспитательное значение. Итогом работы стал иллюстрированный сборник пословиц и поговорок учащихся. В 6 -7 классе дети работали над проектами «Этимология слова», «История происхождения русских фамилий» , «Топонимы села Александровского», «Изучение словарных слов с помощью этимологии» и др.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы не обхожусь без репродуктивных методов обучения, но стараюсь вводить новые.
Основу содержания деятельности и учителя, и ученика на уроке составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. В рамках реализации перечисленных технологий и применяемых форм организации и проведения уроков, на перечисленных этапах урока использую следующие приемы:
Этап целеполагания:
Кто не знает, в какую гавань он плывёт,
для того нет попутного ветра.
Сенека.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на начальном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности .Поэтому большое внимание уделяю именно этому этапу урока. На своих уроках я пользуюсь следующими приёмами подведения к теме урока и соответственно целеполаганию.
Прием «Исключение». Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»
Прием «Яркое пятно». Этот прием заключается в том , что в начале урока я или подготовленный ученик сообщаем какие-либо интересных запоминающиеся факты по теме.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашем лицее. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды.
При изучении произведения К.Паустовского «Заячьи лапы» зачитываю детям интересные факты о зайцах.
- Зайцев можно встретить в любой стране на земле, так как они обитают по всему земному шару;
- в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;
- во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;
- зайцы могут несколько километров подряд пружинить на своих лапках со скоростью 50 километров в час, при этом совершая немыслимы виражи. Можно сказать, что у них в лапах настоящие пружины;
- зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают;
- зайцы являются территориальными животными. Даже когда этот зверек убегает от охотника или хищника, то перемещается в пределах своей территории;
- многие заблуждаются, полагая, что зайцы являются вегетарианцами. На самом деле эти животные едят не только капусту и морковку, но и мясо.
- для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Также, как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;
зайцев часто называют косыми, хотя на самом деле косоглазия у этих зверьков нет. А называют их так, из-за умения зайчика петлять во время бега. Таким спобом заяц старается запутать своего преследователя и уйти от погони. Зверек все время петляет еще и из-за ассиметрично развитых левых и правых лапок;
- зимой у зайцев на брюшке шерсть удлиняется на пару миллиметров, чтобы животное не заморозило животик. Отрастают волоски и вокруг носика, защищая его от мороза;
- известен случай, когда зайца воспитала домашняя собака. Зверек перенял от своего "воспитателя" манеру поведения: бросался на других собак и даже кусал их;
- раньше зайцев относили к отряду грызунов, однако теперь для них выделили отдельный отряд зайцеобразных;
-в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.
- живут зайцы не более 9 лет, а самцы и того меньше – около 5. Однако были зафиксированы случаи, когда заяц доживал и до 13,5 лет.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением К Паустовского «Заячьи лапы».
Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- прекратить знакомство (расстаться);
- жестокий поступок ( бессердечный);
- беспечное настроение ( беззаботное).
Почему вы выбрали написание з или с ? Как будет звучать тема урока?
Тема: «Правописание приставок на з и с.
Прием ≪Ассоциаций≫ учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Прием ≪Мозаика≫. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Прием ≪Иллюстрация≫: После просмотра фильма или картины, возможно, портрета участники формулируют тему урока и цели.
Прием «Проблемный вопрос»
Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)
Какое слово я забыла? (сыграть)
А как же правильно его написать? (Варианты)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Какую цель мы поставим?
Прием «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Фрагменты урока №1. «Многозначные слова».
В рамках урока-путешествия, предлагаю детям взять в руки кораблик с заданием, в котором нужно отгадать 3 слова по лексическому значению и записать в тетрадь. В процессе работы дети понимают, что они записали три раза одно и то же слово. В процессе дальнейшей беседы приходим к тому, что слово, имеет несколько (или много) лексических значений, и называется оно многозначным. Далее дети формулируют тему и цели.
Фрагменты урока №2. «Стили речи»
При изучении стилей речи предлагаю детям прослушать сказку о курочке Рябе в научном и художественном стилях. В ходе дальнейшей беседы дети приходят к выводу, что выбираемый стиль общения зависит от речевой ситуации , т.е. от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ .И уже могут самостоятельно сформулировать тему и цели.
«Курочка Ряба» в научном стиле
Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665.
И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
не претерпела значительного физического изменения.
Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке
. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась.
Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием.
Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке
вперемежку.
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил – Не разбил.
Баба била-била – Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
Фрагменты урока №3. «Омонимы». Изучая тему «Омонимы», предлагаю детям взять чистый лист и выполнить мои команды. По окончании действий у ребенка должен получиться человечек, но при предъявлении их классу, дети понимают , что человечки почему-то получаются разными, не смотря на то, что говорила я всем одно и то же. В результате размышлений дети приходят к выводу, что так происходит, потому что мы все внешне одинаковы, но каждый индивидуален, мыслит и воспринимает по своему, т.е все мы одинаковы , но в то же время разные, так же как и слова с которыми они будут знакомиться на уроке. Далее формулируем тему: «О словах разнообразных – одинаковых, но разных»
Итак, в центре листа изобразите квадрат, внизу квадрата изобразите два прямоугольника, но постарайтесь, чтобы они обязательно соприкасались с квадратом любым способом (одной точкой, стороной, частью стороны), как вам нравится больше. Слева и справа от квадрата нарисуйте два треугольника, соприкасающихся с квадратом, вверху, над квадратом – круг, над кругом один треугольник. А теперь, используя знакомые фигуры, дорисуйте лицо. У каждого из вас получился человек. Но в ваших работах я заметила одну очень интересную деталь..(говорила я всем одинаково, а результат почему-то разный, есть несколько вариантов).
Давайте подумаем, почему так вышло? Внешне мы с вами одинаковые, у каждого из нас две руки , две ноги, но мы разные внутри
Мыслим по-разному
Воспринимаем по-разному
Каждый из нас – индивидуален, у каждого из нас свой внутренний мир,
При подготовке к написанию сочинения описания интерьера читаю детям описание жилищ сказочных героев из произведений Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей, И.Тургенев «Му-му»)
Дети легко узнают героев произведений и приходят к выводу, что обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, легко определяют цель урока.
Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон - маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))
Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)
Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)
Определение темы урока.
Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)
К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)
Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?
Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)
Этап самостоятельной продуктивной деятельности.
Стремлюсь ,чтобы на этапе открытия нового знания учащимися велась самостоятельная работа, чаще всего это групповая работа или работа в парах . Предлагаю детям карточки , где путем наблюдений нужно вывести необходимое знание и сформулировать правило, («Знаки препинания при прямой речи», «Знаки препинания при обращении»),либо предлагаю детям представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми они обладают.(«Омонимы»), а иногда дети самостоятельно работают над описанием картины , используя банк данных вопросов и слов-помощников (Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица»).
Тема урока «Знаки препинания при обращении».
- Мой друг ,Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
- А мы с тобой ,брат, из пехоты.
- Приди ко мне ,любезный друг.
Что общего в строении данных предложений? Чем они различаются? (позиция
обращения). Запишите предложения. Какое затруднение возникло? Почему?
Прочитайте предложения, интонационно выделяя обращения. Как вы думаете, как в письменной речи нужно оформить обращения? Сформулируйте правило. Проверьте
себя по учебнику.
Тема урока «Омонимы».
Предлагаю детям представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми они обладают.
- Что общего в паре: замок – замок?
Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и буквально в переводе с греческого означает «пишу»?
Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос» - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем… .
Рассмотрим следующую пару: компания – кампания . Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки?
Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос» - «одинаковый» + «phone» - «звук»?
- Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола, поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили?
Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос» - «одинаковый» + форма).
Сравним с эталоном .
На этом же этапе использую приемы:
Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты и птица»
| Вопрос | Слова-помощники |
1. | Что изобразил художник на картине? | Ваза стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода… Цветы изысканный букет; красивые цветы; белые и нежно-розовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмно-зеленые листья; длинные стебли … Фрукты веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце… Птичка изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила головку к яблоку; что-то высматривает на его блестящей кожице … Бабочка красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. … |
2. | Где стоят цветы? |
3. | Где стоит ваза? |
4. | Как выглядят лепестки? |
5. | Цветы куда повернули головки? |
6 | Какого цвета один из лепестков? |
7. | Что этим хотел показать художник? |
8. | Какая вода в вазе? |
9. | Что расположено вокруг вазы? |
10. | Что видим на переднем плане картины? |
11. | Как они выглядят? |
12. | Как изображена мякоть яблока? |
13. | Что дополняет картину? |
14. | Если приглядеться, что еще видим? |
15. | Какую птицу она напоминает? |
16. | Что придают картине парящие над фруктами бабочки? |
17. | Где расположил всю композицию художник? |
18. | Чем привлекают краски, которые использовал художник? |
19. | Когда долго смотришь на картину, что начинаешь понимать? |
20. | Чему учит художник? |
Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» - «узнал новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» - «есть вопросы»
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Прогнозирование.На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации
На завершающей стадии урока я применяю след. методы: синквейн, кластер, 5-минутное эссе, прием «МОПС-формула»,
Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример синквейна:
Фразеологизмы
Яркие, красочные
Называют, изображают, не изменяются
Не чуя под собой ног
Образность
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Приём «Шесть шляп» на примере произведений «Муму» Тургенева и К. Паустовского «Заячьи лапы».
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Коллаж
Не менее важным на уроках такого типа является обучение навыкам формулирования и оформления результатов деятельности школьников. Нередко я использую во время подведения итогов урока такой прием как «Коллаж».
Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша) —
небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
На этапе рефлексии: «Три М», «Рюкзак», «Незаконченное предложение» , притчи, пословицы.
Притча
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных и
подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал и попросил открыть его.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.»
Я желаю всем набраться смелости и не бояться делать попытки по освоению все новых и новых современных технологий и методов обучения..