Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №8»
_____________ Русакова Е.В.
Обобщение
педагогического опыта
учителя-логопеда
Вербы Аллы Анатольевны
Тема: «Развитие речевого прогнозирования при
коррекции процесса чтения у обучающихся начальных классов»
Содержание:
Значение процесса чтения как вида речевой деятельности для успешного освоения обучающимися школьной программы.
Теоретические основы процесса чтения.
1) Закономерности и условия формирования процесса чтения у детей.
2) Особенности овладения чтением детьми с нарушениями речи.
3) Симптоматика нарушений чтения.
4) Механизмы и виды дислексий.
Роль операций прогнозирования в процессе чтения.
Особенности грамматического прогнозирования.
Особенности смыслового прогнозирования.
Диагностика уровня сформированности прогностических операций (см. приложение).
Анализ системы специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма, предлагаемых Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.»)
Задачи, которые должны выполнять создаваемые дидактические материалы:
помогать развитию способности прогнозировать буквенно-словесные выражения и смысловое содержание прочитанного;
способствовать развитию умения устанавливать в процессе чтения смысловые и грамматические связи между словами;
формировать у обучающихся навык использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, и навык умения усваивать лексическую сочетаемость слов;
способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
7. Результаты проводимой работы по развитию речевого прогнозирования при коррекции процесса чтения у обучающихся начальных классов (в среднем):
количество обучающихся с полным отсутствием прогностической деятельности снижается с 10% до 0%;
количество обучающихся, владеющих фрагментарными прогностическими действиями, снижается с 60% до 10%;
количество обучающихся с частичной сформированностью прогностических операций увеличивается с 20% до 45%;
количество обучающихся с нормальной сформированностью прогностических операций увеличивается с 10% до 45%.
Приложение
Диагностика уровня сформированности прогностических операций:
Задание №1 - свободные графические схемы слов:
б_____н (банан, баран)
к_____р (комар)
п_____р (повар, пожар)
с_____к (сок, сучок, сынок)
к_____ш (карандаш, камыш)
н_____к (носок)
з_____к (замок)
з_____т (зонт, закат)
с_____л (стол, стул)
д_____н (диван)
Задание №2 - жёстко заданные схемы:
р…к (рыбак)
м…ц (месяц)
л…к (лесник)
х…ть (ходить)
б…л (бежал)
ц…к (цветок)
л…ть (лежать, ловить)
ч…к (человек)
д…ть (дружить)
Задание №3 - смысловое прогнозирование:
Стоит чудесный майский …. (день). Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее …. (солнце) залило всю окрестность. После …. (теплого) дождя всюду лезет земная …. (травка). Синие и желтые цветки …. (подняли) головки. С каждым днем …. (земля) надевает новый пестрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черемухе, на сирени. Легкий …. (ветерок) играет в зелени деревьев. С раннего …. (утра) и до позднего …. (вечера) на разные голоса распевают …. (птицы). Среди них ты легко отличишь голос соловья. Он …. (поет) вечером и ночью.
Задание №4 - грамматическое прогнозирование:
Весна одарил… месяц май волшебн… силой. Он оживляет природу, торопит её к нов… жизни. По его радостн… зову меняется всё вокруг. Спеш… домой птицы из дальн… зимовки. С раннего утра до поздн… вечера не смолк… голоса. Земля наряжа…ся в цветаст… наряд. Поля, луга и леса чару… сочной зелень.. в садах цвет… сливы, вишни. С весел… жужжанием перелета… пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май – сам… нарядный и звонк… месяц года.