СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №8»

_____________ Русакова Е.В.





Обобщение

педагогического опыта

учителя-логопеда

Вербы Аллы Анатольевны





Тема: «Развитие речевого прогнозирования при

коррекции процесса чтения у обучающихся начальных классов»





Содержание:

  1. Значение процесса чтения как вида речевой деятельности для успешного освоения обучающимися школьной программы.

  2. Теоретические основы процесса чтения.

1) Закономерности и условия формирования процесса чтения у детей.

2) Особенности овладения чтением детьми с нарушениями речи.

3) Симптоматика нарушений чтения.

4) Механизмы и виды дислексий.

  1. Роль операций прогнозирования в процессе чтения.

  2. Особенности грамматического прогнозирования.

  3. Особенности смыслового прогнозирования.

  4. Диагностика уровня сформированности прогностических операций (см. приложение).

  5. Анализ системы специальных упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма, предлагаемых Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.»)

  6. Задачи, которые должны выполнять создаваемые дидактические материалы:

  • помогать развитию способности прогнозировать буквенно-словесные выражения и смысловое содержание прочитанного;

  • способствовать развитию умения устанавливать в процессе чтения смысловые и грамматические связи между словами;

  • формировать у обучающихся навык использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, и навык умения усваивать лексическую сочетаемость слов;

  • способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

7. Результаты проводимой работы по развитию речевого прогнозирования при коррекции процесса чтения у обучающихся начальных классов (в среднем):

  • количество обучающихся с полным отсутствием прогностической деятельности снижается с 10% до 0%;

  • количество обучающихся, владеющих фрагментарными прогностическими действиями, снижается с 60% до 10%;

  • количество обучающихся с частичной сформированностью прогностических операций увеличивается с 20% до 45%;

  • количество обучающихся с нормальной сформированностью прогностических операций увеличивается с 10% до 45%.





Приложение

Диагностика уровня сформированности прогностических операций:

Задание №1 - свободные графические схемы слов:

б_____н (банан, баран)

к_____р (комар)

п_____р (повар, пожар)

с_____к (сок, сучок, сынок)

к_____ш (карандаш, камыш)

н_____к (носок)

з_____к (замок)

з_____т (зонт, закат)

с_____л (стол, стул)

д_____н (диван)

Задание №2 - жёстко заданные схемы:

р…к (рыбак)

м…ц (месяц)

л…к (лесник)

х…ть (ходить)

б…л (бежал)

ц…к (цветок)

л…ть (лежать, ловить)

ч…к (человек)

д…ть (дружить)

Задание №3 - смысловое прогнозирование:

Стоит чудесный майский …. (день). Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее …. (солнце) залило всю окрестность. После …. (теплого) дождя всюду лезет земная …. (травка). Синие и желтые цветки …. (подняли) головки. С каждым днем …. (земля) надевает новый пестрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черемухе, на сирени. Легкий …. (ветерок) играет в зелени деревьев. С раннего …. (утра) и до позднего …. (вечера) на разные голоса распевают …. (птицы). Среди них ты легко отличишь голос соловья. Он …. (поет) вечером и ночью.

Задание №4 - грамматическое прогнозирование:

Весна одарил… месяц май волшебн… силой. Он оживляет природу, торопит её к нов… жизни. По его радостн… зову меняется всё вокруг. Спеш… домой птицы из дальн… зимовки. С раннего утра до поздн… вечера не смолк… голоса. Земля наряжа…ся в цветаст… наряд. Поля, луга и леса чару… сочной зелень.. в садах цвет… сливы, вишни. С весел… жужжанием перелета… пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май – сам… нарядный и звонк… месяц года.