СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по изученным темам о глаголе (4 класс) . Обобщение знаний об имени прилагательном (3 класс).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обощение двух частей речи в малокомплектных классах. В разработке даны разные виды работы: игры, работа в паре,самостоятельная работа.Урок в игровой форме в виде весеннего путешествия.К уроку прилагается презентация с пошаговыми переходами от одного класса к другому.Используются карточки для составления таблиц  имени прилагательного и  глагола.Стихи о весне для повторения глагола.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по изученным темам о глаголе (4 класс) . Обобщение знаний об имени прилагательном (3 класс).»





Тема урока: Обобщение по изученным темам о глаголе.

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.


Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

-продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.






2,Развивающие :

-развивать умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.



3.Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность; --

-любовь к русскому языку;

-воспитывать чувство товарищества.


Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

- закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

- совершенствовать умение писать родовые окончания имен прилагатель-

ных.

2. Развивающие:

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- создавать речевые высказывания на заданную тему;

- развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувство прекрасного; - воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

- воспитывать чувство товарищества и сопереживания.


Формы организации урока:

- словесные (беседа);

- практические ( упражнения, самостоятельная работа)

-наглядные(таблица дидактический материал на т. «Части речи»)


Оборудование: карточки, презентация, учебник.


Формы организации урока:

- словесные (беседа);

- практические ( упражнения, самостоятельная работа, тест)

- наглядные ( таблица, дидактический материал на т. «Части речи»)

Оборудование: картинки первоцветов, карточки, учебник.




Ход урока

4 класс 3 класс

1.Организационный моммент

1. Организационный моммент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сели все правильно и слушаем меня:


А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!











Все хотят? (Да!)

2. Актуализация знаний учащихся.




















Прикрепляю карточки с названиями частей речи.














































2. Актуализация знаний учащихся.


Учитель:

-Посмотрите все в окно и скажите какое время года у нас уже наступило? (Весна)


- Правильно, весна –это замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. И мы сегодня отправимся с вами в весеннее путешествие.


-Откройте тетради, положите их правильно.

-Запишите число, классная работа.


-Посмотрите все на доску у меня здесь карточки со словами, и мне их нужно разделить на группы.

-На сколько групп можно разделить эти слова? (на 3 группы)

-На какие? (Сущестествительное, прилагательное, глагол.)

Прикрепляю карточки с названиями частей речи.


-А теперь давайте распределим эти слова по столбикам. Подходим по одному и берём карточку со словом.

-В какой столбик нужно вставить это слово? И т.д.





существительное

глагол

прилагательное

ручей

светит

синий

травка

тает

зелёная

солнце

всходит

яркое

снег

бежит

белый

Учитель: Почему вы решили, что в 1 группе это имена существительные? Докажите.

Дети: Эти слова отвечают на вопросы кто? что? Они обозначают предмет. Могут изменяться по числам. Бывают одушевленные и неодушевленные.

(Если учащиеся не скажут, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?)


Учитель: Назовите глаголы. Почему вы решили, что во 2 группе глаголы? Докажите.

Дети: Эти слова отвечают на вопросы: что делает? что делают? Они обозначают действие предмета. Могут изменяться по числам.

(Если учащиеся не скажет, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?)


Учитель: Назовите прилагательные. Почему вы решили, что в 3 группе имена прилагательные? Докажите.

Дети: Эти слова отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Они обозначают признаки предмета. Они могут изменятся по родам и числам.

(Если учащиеся не скажет, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?)

Учитель: -А теперь запишите

3. Самоопределение к деятельности.


Учитель: Молодцы.


  1. Самостоятельная работа.


-Ребята, вы спишите к себе в тетрадь слова 2 столбика в строчку через запятую. А потом с любым словом составьте и запишите о весне предложение.











  1. Работа с учителем:


-А теперь догадайтесь 4 класс, с какой частью речи вы будете сегодня работать, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:


  • Интересная часть речи

В русском языке живет

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пишет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Все расскажет нам... (Глагол.)

- Правильно мы будем повторять всё что пока изучили о глаголе.

Минутка чистописания.

-А сейчас как всегда несколько минут уделим чистописанию.

У ю ем ём ешь ёшь ете ёте ют ут ат ят


Ласковое солнце греет землю.



-Прочитайте хором буквосочетания.

-Что они напоминают? (окончания глаголов)

-А теперь попробуйте разделить на группы.


-Запишите в тетради, разберите предложение по членам и напишите над ними части речи.



3.Самоопределение к деятельности.


Учитель: Молодцы.


  1. Работа с учителем.


-А теперь догадайтесь, с какой частью речи мы будем сегодня работать, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

  • Я слово ищу, необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Ещё называют его … ( прилагательным )


-Правильно мы будем всё повторять об имени прилагательном.


  1. Самостоятельная работа.


Минутка чистописания.

-А сейчас как всегда несколько минут уделим чистописанию.


ая яя ий ый ой ое ее ие


Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг.


-Прочитайте хором буквосочетания.

-Что они напоминают? (окончания им. прилагательных)

-А теперь попробуйте разделить на группы.


Запишите в тетрадь, в предложении найдите имена прилагательные выделите в них окончания и укажите род.

4.Работа по теме урока.

Самостоятельная работа.

















































Работа с учителем.

1)Проверка самостоятельной работы.

-Итак продолжаем наше путешествие по весенним просторам нашей родины.

1.Ч а) Что такое глагол.

-Чт -Что обозначает глагол?

-На -На какие вопросы отвечает глагол?

2.Р б) Развитие речи.

-О -О каком времени года идет речь?

З Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела,

Первый мёд принесла.

Кто знает когда это бывает? (Весной)





-На -Назовите глаголы, которые характеризуют приход веввесны. (Зазвенели, прилетели, принесла.)

-Ка -Какие стихотворения о весне вы помните?





Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Н. Плещеев)



Ещё весна проснулася едва,
И холодно прозрачными утрами,
Но снег сошёл, и ровными коврами
Желтеет прошлогодняя трава.
(М. Струве)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...



-Назовите глаголы, которые здесь есть?

-Что они обозначают? (действие предмета)



-Чт -Какой же вывод мы с вами сделаем? Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является с сказуемым.

В



Самостоятельная работа. (СЛАЙД №8)


Работа в парах.

- У вас на доске текст: вставьте пропущенные глаголы, разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.)

слайд


Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)















































КАРТИНКИ































Работа с учителем.

Проверка с/р.

Дети:

– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.

(Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)





















5. Физминутка. (танец Фиксиков)

(СЛАЙД №9)


























4. Работа по теме урока.

Работа с учителем.

1)Проверка самостоятельной работы.


-Прочитайте прилагательные, скажите какие у них окончания и какого они рода?




2) Работа с текстом:

а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

- Сейчас мы продолжим весеннее путешествие и отправимся на лесную полянку. И нас ждёт новое задание, будем работать с текстом.

-Прочитайте текст.

- Вставьте в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок.

-Спишите. Имена прилагательные подчеркните.


(СЛАЙД №6)


Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.


Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.

(СЛАЙД №7)

Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами.

Самостоятельная работа.
























































Работа с учителем.


1) Проверка с/р.

- А теперь давайте проверим ваши тексты.

- Прочитайте текст без имен прилагательных.

-Прочитайте текст с именами прилагательными.

-Какой текст вам нравится больше?

Какую роль играют имена прилагательные?


(Дети: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).


- Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший,

оттаявший под действием тепла).

2)Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:


-Отгадайте загадку:



По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (первоцветы)


- А почему их так называют?

(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).


- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы.


- Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать их названия.


Первоцвет

Мать – и - мачеха

Подснежник (картинки вывешиваются на доску)


- Ребята придумайте к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных).

- Что у вас получилось?

- Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные?


- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»



Самостоятельная работа.


-Запишите составленные словосочетания.

Записывают сущ.+ прил.


6. Закрепление изученного материала.

Работа с учителем.

а)Изменение глагола по временам.

- Давайте вспомним как ещё изменяются глаголы? ( По временам.)

-Мы вспомнили, что глаголы изменяются по временам.

-Какого времени бывают глаголы? (Настоящего, прошедшего, будущего.)

- Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола? (Настоящее время – это действие, которое происходит в данный момент, прошедшее время – это действие , которое уже произошло, Будущее время – это действие, которое будет происходить.)

(СЛАЙД №10)


Игра «Эстафета»

Кто быстрей и больше напишет глаголов о весне

1 ряд – в настоящем времени.

2 ряд – в прошедшем времени.

5. б)Неопределенная форма глагола.

-ЧтЧто такое неопределенная форма глагола? ( не неоопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола).

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме глагола?

- (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы чт что делать? или что сделать? Чаще всего имеют с

суффикс -ть или -ти).

-Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы.

)

Зарубить на носу– запомнить. (СЛАЙД 11)

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.

Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.


5.

6. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

а) Работа по учебнику.

Упражнение №152 стр.86.

- От какой части речи зависит род и число имени прилагательного?

б) Работа с карточками (разноуровневые).
















2 чистых листа бумаги

7. Рефлексия.

-Спишите слова и над глаголами укажите лицо и число глаголов.


Беспокоишь бабушку, мешает кошке, рисуют пейзаж, пишут письма, играем на улице, едят суп, гуляю с собакой, залез на гору, смотрите фильм, чищу зубы.

(карточка)

-Проверьте правильно сделал работу ваш сосед.

-Оцените его.




-Оцените свою работу на уроке.

-Оцените свою работу при помощи смайликов. Дорисуйте на карточке рожицу соответствующую вашей оценке.


7. Рефлексия.

(СЛАЙД №12)

Игра «Отгадай: Кто это?» Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Бурый, лохматый, косолапый (медведь)

Маленькая, серенькая, пугливая (мышка)

Новая, интересная, библиотечная (книга)

- А теперь выберите карточку, где записано существительное, к которому вы должны подобрать имена прилагательные, описывающие этот предмет.

(На листках слова: собака, яблоко, лиса, дерево.)



-Оцените свою работу на уроке.

-Оцените свою работу при помощи смайликов. Дорисуйте на карточке рожицу соответствующую вашей оценке.


8. Подведение итогов.


-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Кто легко справился со всеми заданиями?

-Кому было трудно?

8. Подведение итогов.

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? ТАБЛИЦА


(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)


- А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.


- Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?


9. Домашнее задание. (СЛАЙД №13)

Упр.177 стр.87.

- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, использовать в речи убедительные и яркие имена прилагательные и глаголы, чтобы уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

9. Домашнее задание.

Упр.153 стр.87

- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, использовать в речи убедительные и яркие имена прилагательные и глаголы, чтобы уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!