2. Актуализация знаний учащихся. Прикрепляю карточки с названиями частей речи. | 2. Актуализация знаний учащихся. Учитель: -Посмотрите все в окно и скажите какое время года у нас уже наступило? (Весна) - Правильно, весна –это замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. И мы сегодня отправимся с вами в весеннее путешествие. -Откройте тетради, положите их правильно. -Запишите число, классная работа. -Посмотрите все на доску у меня здесь карточки со словами, и мне их нужно разделить на группы. -На сколько групп можно разделить эти слова? (на 3 группы) -На какие? (Сущестествительное, прилагательное, глагол.) Прикрепляю карточки с названиями частей речи. -А теперь давайте распределим эти слова по столбикам. Подходим по одному и берём карточку со словом. -В какой столбик нужно вставить это слово? И т.д. существительное | глагол | прилагательное | ручей | светит | синий | травка | тает | зелёная | солнце | всходит | яркое | снег | бежит | белый | Учитель: Почему вы решили, что в 1 группе это имена существительные? Докажите. Дети: Эти слова отвечают на вопросы кто? что? Они обозначают предмет. Могут изменяться по числам. Бывают одушевленные и неодушевленные. (Если учащиеся не скажут, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?) Учитель: Назовите глаголы. Почему вы решили, что во 2 группе глаголы? Докажите. Дети: Эти слова отвечают на вопросы: что делает? что делают? Они обозначают действие предмета. Могут изменяться по числам. (Если учащиеся не скажет, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?) Учитель: Назовите прилагательные. Почему вы решили, что в 3 группе имена прилагательные? Докажите. Дети: Эти слова отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Они обозначают признаки предмета. Они могут изменятся по родам и числам. (Если учащиеся не скажет, то учитель задает вопросы: Что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? Как могут изменяться?) Учитель: -А теперь запишите |
3. Самоопределение к деятельности. Учитель: Молодцы. Самостоятельная работа. -Ребята, вы спишите к себе в тетрадь слова 2 столбика в строчку через запятую. А потом с любым словом составьте и запишите о весне предложение. Работа с учителем: -А теперь догадайтесь 4 класс, с какой частью речи вы будете сегодня работать, послушайте, я вам прочитаю стихотворение: В русском языке живет Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит, Все расскажет нам... (Глагол.) - Правильно мы будем повторять всё что пока изучили о глаголе. Минутка чистописания. -А сейчас как всегда несколько минут уделим чистописанию. У ю ем ём ешь ёшь ете ёте ют ут ат ят Ласковое солнце греет землю. -Прочитайте хором буквосочетания. -Что они напоминают? (окончания глаголов) -А теперь попробуйте разделить на группы. -Запишите в тетради, разберите предложение по членам и напишите над ними части речи. | 3.Самоопределение к деятельности. Учитель: Молодцы. Работа с учителем. -А теперь догадайтесь, с какой частью речи мы будем сегодня работать, послушайте, я вам прочитаю стихотворение: Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Ещё называют его … ( прилагательным ) -Правильно мы будем всё повторять об имени прилагательном. Самостоятельная работа. Минутка чистописания. -А сейчас как всегда несколько минут уделим чистописанию. ая яя ий ый ой ое ее ие Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. -Прочитайте хором буквосочетания. -Что они напоминают? (окончания им. прилагательных) -А теперь попробуйте разделить на группы. Запишите в тетрадь, в предложении найдите имена прилагательные выделите в них окончания и укажите род. |
4.Работа по теме урока. Самостоятельная работа.
Работа с учителем. 1)Проверка самостоятельной работы. -Итак продолжаем наше путешествие по весенним просторам нашей родины. 1.Ч а) Что такое глагол. -Чт -Что обозначает глагол? -На -На какие вопросы отвечает глагол? 2.Р б) Развитие речи. -О -О каком времени года идет речь? З Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В улей пчела, Первый мёд принесла. Кто знает когда это бывает? (Весной)
-На -Назовите глаголы, которые характеризуют приход веввесны. (Зазвенели, прилетели, принесла.) -Ка -Какие стихотворения о весне вы помните?
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! (А. Н. Плещеев)
Ещё весна проснулася едва, И холодно прозрачными утрами, Но снег сошёл, и ровными коврами Желтеет прошлогодняя трава. (М. Струве) Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят...
-Назовите глаголы, которые здесь есть? -Что они обозначают? (действие предмета)
-Чт -Какой же вывод мы с вами сделаем? Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является с сказуемым. В
Самостоятельная работа. (СЛАЙД №8) Работа в парах. - У вас на доске текст: вставьте пропущенные глаголы, разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.) слайд Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)
КАРТИНКИ
Работа с учителем. Проверка с/р. Дети: – Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени. – А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица. – Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям: – А я выписала глаголы с приставкой и без неё. – Глаголы в форме единственного и множественного числа. (Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)
5. Физминутка. (танец Фиксиков) (СЛАЙД №9)
| 4. Работа по теме урока. Работа с учителем. 1)Проверка самостоятельной работы. -Прочитайте прилагательные, скажите какие у них окончания и какого они рода? 2) Работа с текстом: а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте: - Сейчас мы продолжим весеннее путешествие и отправимся на лесную полянку. И нас ждёт новое задание, будем работать с текстом. -Прочитайте текст. - Вставьте в него пропущенные имена прилагательные, используя слова для справок. -Спишите. Имена прилагательные подчеркните. (СЛАЙД №6) Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами. Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые. (СЛАЙД №7) Пробудились весенние цветочки. Днем на лесной проталинке появились желтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела душистая медуница. Тянутся к весеннему солнцу стебельки с нежными цветами. Самостоятельная работа.
Работа с учителем. 1) Проверка с/р. - А теперь давайте проверим ваши тексты. - Прочитайте текст без имен прилагательных. -Прочитайте текст с именами прилагательными. -Какой текст вам нравится больше? – Какую роль играют имена прилагательные? (Дети: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным). - Какое слово в тексте вам показалось непонятным? (талый – растаявший, оттаявший под действием тепла). 2)Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи: -Отгадайте загадку: По тонкой нитке ручейка Сбежал с пригорка снег, И на пригорке вдруг цветок Раскрылся раньше всех. (первоцветы) - А почему их так называют? (Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега). - А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, вы должны вспомнить , какие из них первоцветы. - Кто назовет первоцветы? Давайте будем не только называть, но и записывать их названия. Первоцвет Мать – и - мачеха Подснежник (картинки вывешиваются на доску) - Ребята придумайте к ним подходящие по смыслу имена прилагательные (по 2 -3 прилагательных). - Что у вас получилось? - Поставьте вопрос. Что обозначают имена прилагательные? - Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!» Самостоятельная работа. -Запишите составленные словосочетания. Записывают сущ.+ прил. |
6. Закрепление изученного материала. Работа с учителем. а)Изменение глагола по временам. - Давайте вспомним как ещё изменяются глаголы? ( По временам.) -Мы вспомнили, что глаголы изменяются по временам. -Какого времени бывают глаголы? (Настоящего, прошедшего, будущего.) - Что обозначает настоящее, прошедшее и будущее время глагола? (Настоящее время – это действие, которое происходит в данный момент, прошедшее время – это действие , которое уже произошло, Будущее время – это действие, которое будет происходить.) (СЛАЙД №10) Игра «Эстафета» Кто быстрей и больше напишет глаголов о весне 1 ряд – в настоящем времени. 2 ряд – в прошедшем времени. 5. б)Неопределенная форма глагола. -ЧтЧто такое неопределенная форма глагола? ( не неоопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола). -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме глагола? - (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы чт что делать? или что сделать? Чаще всего имеют с суффикс -ть или -ти). -Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы. ) Зарубить на носу– запомнить. (СЛАЙД 11) Держать язык за зубами – молчать. Вешать нос – унывать. Мозолить глаза – надоедать. Ломать голову – думать. 5. | 6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. а) Работа по учебнику. Упражнение №152 стр.86. - От какой части речи зависит род и число имени прилагательного? б) Работа с карточками (разноуровневые). 2 чистых листа бумаги |
7. Рефлексия. -Спишите слова и над глаголами укажите лицо и число глаголов. Беспокоишь бабушку, мешает кошке, рисуют пейзаж, пишут письма, играем на улице, едят суп, гуляю с собакой, залез на гору, смотрите фильм, чищу зубы. (карточка) -Проверьте правильно сделал работу ваш сосед. -Оцените его. -Оцените свою работу на уроке. -Оцените свою работу при помощи смайликов. Дорисуйте на карточке рожицу соответствующую вашей оценке. | 7. Рефлексия. (СЛАЙД №12) Игра «Отгадай: Кто это?» Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Бурый, лохматый, косолапый (медведь) Маленькая, серенькая, пугливая (мышка) Новая, интересная, библиотечная (книга) - А теперь выберите карточку, где записано существительное, к которому вы должны подобрать имена прилагательные, описывающие этот предмет. (На листках слова: собака, яблоко, лиса, дерево.) -Оцените свою работу на уроке. -Оцените свою работу при помощи смайликов. Дорисуйте на карточке рожицу соответствующую вашей оценке. |