СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке одаренные дети получают индивидуальные задания, на некоторых этапах урока проводят коллективную работу с классом. 

Необходим выход в Интернет, работа с сайтом "Учи.ру"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»»

Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

(4 класс, «Перспектива»)

Тип урока. Урок рефлексии знаний

Цель: организация совместной деятельности учащихся по повторению и обобщению изученного материала.

Задачи:

1) актуализировать знания о прошлом нашей страны, об исторических произведениях;

2) продолжить формирование умений работать с произведениями искусства;

3) формировать универсальные учебные действия.

Формируемые УУД:

Предметные

  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения

  • Использовать в речи литературоведческие понятия

  • Формировать понятие о нравственности

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения

  • Развивать творческие способности

  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Метапредметные

регулятивные: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

коммуникативные: учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку и самопринятие, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

  1. (слайд 1) Прочитайте пословицу «Нельзя любить Родину, не сохраняя ее историю». Как понимаете смысл?

Как вы думаете, почему урок мы начинаем с этой пословицы?

Как называется раздел, который мы изучали? Где удобно посмотреть название раздела? (в содержании) Раздел «О Родине, о подвиге, о славе»

Постановка задач урока

Есть ли произведения, которые мы еще не изучили?

Мы познакомились со всеми литературными произведениями, поэтому тема урока «Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе» (слайд 2)

Какие задачи поставим сегодня на урок? Продолжите запись (слайд 2)

Обобщить…

Вспомнить…

Воспитывать…

Проверка домашней работы

  1. Перед проверкой домашней работы раздать карточки с заданиями для одаренных (см. ниже)

  2. Начнем с проверки домашней работы с 92

Прочитаем стихотворение Юрия Энтина «Прекрасное далёко»

Прочитайте задание 1. Вы заметили, что стихотворение Ю. Энтина читается легко? Узнайте, какой композитор сочинил к нему музыку, в каком фильме звучало стихотворение.

Какой композитор написал музыку для этой песни? Евгений Крылов. Стихотворение было написано специально для детского фильма «Гостья из будущего» в 1984 году, по роману Кира Булычева «Сто лет тому назад». Поэт Юрий Энтин говорил, что огромную популярность этой песне принесла музыка. Прослушивание отрывка из песни.

От какого истока начинается путь в завтра, в «прекрасное далёко»? Найдите в тексте (От чистого истока). Вспомним из окружающего мира, что такое исток реки? Какой это литературный прием? (эпитет) Объясните смысл этой фразы.

Этап

Откройте с 96 «Проверь себя»

  1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях.

Где удобно посмотреть список всех произведений этого раздела? (В содержании)

Какая трагическая страница истории нашей Родины особа выделена в этом разделе? (ВОВ) Мы читали очень серьезное стихотворение («Реквием»). Вы самостоятельно искали, что значит его название. Вспомните. (Реквием- поминальная молитва)

  1. Я дала ученику в начале урока стихотворение о ВОВ «Перекрёсток» Маргариты Агашиной. Нужно было самостоятельно выбрать подходящую интонацию, темп, а также подумать над смыслом. Послушаем ученика

(Ученик читает стихотворение, обсуждаем, как он сформулировал главную мысль стихотворения, подобрал интонацию и темп)

  1. Кто автор произведения «Папе на фронт»? Вчера мы читали его на страничках для самостоятельного чтения. В начале урока один ученик получил задание приготовить рассказ о биографии Е. Благининой. Для этого он сейчас воспользовался информацией с сайта «Учи.ру» (Литературный кружок, 3класс, Благинина Е. «Биография», «Вопросы об авторе»)

Послушайте, потом по биографии ученик задаст вам вопросы и проверит, как вы внимательно слушали сообщение об авторе (вопросы даны на сайте)

https://uchi.ru/literature-club/teacher/books



  1. С 96. Прочитайте вопрос 2. Как мы называем Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении слова Станислав Романовский? (Работа с текстом на с60)

  2. Работа в группах.

Вариант 1. Прочитайте отрывок из произведения, вспомните название и автора

А) В глазах Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий. (А. Приставкин «Портрет отца»)

Б) Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

В) В одной руке не удержишь, такой он большой. Хлеб припахивал чем-то военным. Никогда я не ел такого вкусного хлеба. (Феликс Семяновский «Фронтовое детство»)

Г) Сшиблись богатыри на полном скаку – и вдруг все увидели, что Челубей валится из седла. Русская сторона возликовала. Но и Пересвет был смертельно ранен. Когда его боевой конь вернулся в строй, все увидели: витязь мертв. («Куликовская битва» Александр Старостин)

Е) Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское. («Слово о побоище Ледовом» Наталья Кончаловская)

Вариант 2. Подбери правильное окончание для пословиц.

Родину любить -  умей за неё постоять.

Родина мать,  во сне снится.

Человек без Родины,  верно Родине служить.

На чужбине родная землица  что соловей без песни.

Закончите пословицы

Где кто родился, там и ….. (пригодился)

Родная сторона – мать, чужая … (мачеха)

Любовь к Родине сильнее …. (смерти)

Тот герой, кто за Родину (горой)



Прочитать мини сочинение «Почему Родину называют матушкой?»

Рефлексия

Кроссворд (слайд 3) Проводят ученики, которые работали с карточкой

Домашнее задание

С 96, задание 9. Откройте с 91, эти книги вам в помощь. Вспомните, какую из книг высоко оценил А.С. Пушкин, об этом мы узнали, когда были с вами на уроке в нашей библиотеке на прошлой неделе.

На завтра тетрадь «Работа с текстом» Вариант 5 №2, 3, 4, 5, 7 и закрасить ёжика

Карточки для одарённых

  1. Напиши мини-сочинение «Почему Родину называют матушкой?»

(Напиши свои размышления на эту тему. Что для тебя значит мама, чему научила, что дала? Почему Родина важна для человека также, как мама.)

  1. Зашифруй слова кроссворда (Двум ученикам необходимо подобрать лексическое значение слов из кроссворда. Потом они зачитывают значения этих слов, а класс разгадывает пустой кроссворд. От точности формулировки зависит, смогут ли ученики разгадать)























5 п

о

д

в

7 и

г



2 г








с



р



1 п

у

ш

к

3 и

н




к



к




с



з





в



у




л



4 б

е

р

ё

з

а



т




и



а








с











8 н

е

в

с

к

и

й



Перекрёсток  (Маргарита Агашина)

На самом шумном перекрёстке, 
У входа в город Сталинград, 
Стоят каштаны и берёзки 
И ели стройные стоят. 

Как ни ищи – ты их не встретишь 
В лесах заволжской стороны, 
И, говорят, деревья эти 
Издалека принесены. 

А было так: война когда-то 
Была на волжском берегу. 
На перекрёстке три солдата 
Сидели рядом на снегу. 

Стоял январь. И ветер хлёсткий 
Позёмку в кольца завивал. 
Горел костер на перекрёстке – 
Солдатам руки согревал

Что будет бой – солдаты знали. 
И перед боем с полчаса 
Они, наверно, вспоминали 
Свои далекие леса. 

Потом был бой... И три солдата 
Навек остались на снегу. 
Но перекрёсток Сталинграда 
они не отдали врагу. 

И вот теперь на перекрёстке, 
На месте гибели солдат, 
Стоят каштаны и берёзки, 
И ели стройные стоят. 

Шумят нездешними листами, 
Дождём умытые с утра, 
И обжигают нашу память 
Огнём солдатского костра. 



Вариант 1 А) В глазах Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.________________________________________________________

Б) Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! _______________________________________

В) В одной руке не удержишь , такой он большой. Хлеб припахивал чем-то военным. Никогда я не ел такого вкусного хлеба.

________________________________________________________________

Г) Сшиблись богатыри на полном скаку – и вдруг все увидели, что Челубей валится из седла. Русская сторона возликовала. Но и Пересвет был смертельно ранен. Когда его боевой конь вернулся в строй, все увидели: витязь мертв.

_________________________________________________________________

Е) Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское. ___________________________________________________



Вариант 2 Подбери правильное окончание для пословиц.

Родину любить -  умей за неё постоять.

Родина мать,  во сне снится.

Человек без Родины,  верно Родине служить.

На чужбине родная землица  что соловей без песни.

Закончите пословицы

Где кто родился, там и ………………………

Родная сторона – мать, чужая ………………..

Любовь к Родине сильнее ……………………

Тот герой, кто за Родину……………………….