«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка: Хамите. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Знаменито. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл», «Мрачная погода», «Мрачный случай», «Мрачный кот» и т. д.) Мрак. Жуть. (Жуткий.Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»). Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения). Не учите меня жить. Как ребёнка. («Я его бью, как ребёнка» — при игре в карты.«Я его срезала, как ребёнка» — как видно, в разговоре с ответственным съёмщиком). Кр-р-расота! Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых иодушевлённых предметов). Поедем на извозчике. (Говорится мужу). Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола). У вас вся спина белая (шутка). Подумаешь! Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля). Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость). Железно! ( определённо, да) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов». Организует словарную работу У: Составим перечень слов, которые могут пригодиться при работе над журналом. ЭТАЛОН (учитель открывает доску с написанными словами). Кафтан, иллюстрация, брошюра, тубус, акварель, ровесник, благословить, объяснение, преподавать, маринист, инъекция, менеджер, сверстник. У: Проверим записи. Обменяйтесь тетрадями. Карандашом исправьте ошибки соседа. У кого не было ни одной ошибки? Одна? Молодцы. У: Какие лексические группы слов здесь представлены? У: Лексическое значение какого слова не понятно? Воспользуйтесь толковым словарем учебника и скажите, что вы узнали о слове из словарной статьи. У: Самостоятельно дайте толкование слов (письменно): - группа. Маринист. - группа. Акварель. (слова и толкование вывешиваются на доску) У: Уважаемые коллеги! На основе проделанной работы сделайте вывод: что изучает лексикология. Этап разбит на 4 рубрики: «Все работы хороши», Рубрика «Почему мы так говорим?», «Четвёртый лишний», «В каждой строчке...». а) Отгадайте, о человеке какой профессии идет речь: 1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры. 2. Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза. Как вы это определили? Слова, какой группы вам в этом помогли? б) А теперь очень серьезная работа для серьезных людей. Речь снова пойдет о профессионализмах. Работа на две парты (четыре человека). В каждом из конвертов - название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии. Моряки Пожарные Лингвисты Милиционер Летчики Строитель Слова для справок: якорь, фюзеляж, рукав, лексика, жезл, пила, багор, штраф, пропеллер, арматура, штурвал, абзац каска, пистолет, крыло, омонимы, корма, бетон рубанок, удостоверение, парус, планшет, огнетушитель, текст, Кобура , лестница, точка, кран, ватерлиния, парашют. Проверка. Каждая " четверка" читает по 3 столбика. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку. в) Устная лексическая разминка Вы знаете, что мы ведем активную переписку с читателями. Один из них рассказал в письме весьма занятную историю. Послушайте ее, а потом посоветуемся, прав ли оказался герой. Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает: -Ну, Алик, как твой кариес? Я только плечами пожал: -Никакого кариеса у меня нет. -Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу? Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике. Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь. Уважаемые коллеги, что мы ответим нашему читателю? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова? Насколько оправдано ли употребление профессиональных слов в повседневной речи? г) И еще одно письмо от читателей. По лексическому значению они просят назвать слово. Давайте поможем. (После ответов детей, учитель прикрепляет слова на доску) 1. Устойчивое словосочетание. 2. Дословная выдержка из какого - либо текста. 3. Красная строка. 4. Картины природы. 5. Все слова языка. 6. Слова с противоположным значением. - Рубрика "Почему мы так говорим?” а) "Четвёртый лишний". Наборщики ошиблись, и в каждом ряду одно слово оказалось лишним. Задание на парту (4 чел.) Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили? красные карточки : ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки тарелка, миска, ендова, кувшин меню, каша, квас, щи, синие карточки, горелки, прятки, лото, шахматы дворник, мэр, мать, дочь пальто, кафтан, шуба, куртка б) Проверка. Назовите лишние слова. Задание всем: дайте толкование "лишних" слов. Ботфорты (устар.) - высокие кавалерийские сапоги. Ендова (устар.) - большая открытая посуда. Шахматы - игра на доске. Меню - перечень блюд. Мэр - глава муниципалитета. Кафтан - русская мужская долгополая верхняя одежда. Б) Посмотрите на цвет карточек. Разные цвета собираются в разных углах класса и получают задание.( из четверок формируются пары) Задание красным карточкам. Исторический отдел. Подберите современные синонимы к архаизмам, воспользовавшись рисунком (результат оформить на доске и в тетради, магнитная доска): рамена - плечи десница - рука перси - грудь чрево - живот ланиты - щёки Око - глаз Во время проверки - вопрос к остальным: как устаревшие слова могут пригодиться в современном русском языке? Задание синим карточкам. Редакторы. Найдите заимствованные слова и замените их русскими синонимами (результат записать на доске и в тетради): 1) У нас в городе открыли новый колледж. 2) Я участвую в школьной олимпиаде. 3) В работе были найдены дефекты. 4) Для театра приобрели новые декорации. Во время проверки - вопрос ко всем: нужны ли заимствованные слова в русском языке? Задание желтым карточкам. Стилисты Подберите синонимы и антонимы к слову свежий в следующих словосочетаниях (результат записать на доске и в тетради): Свежий хлеб свежее лицо свежий ветер свежая газета свежее полотенце свежее утро Во время проверки - вопрос ко всем: Что дают русскому языку синонимы и антонимы? Задание зеленым карточкам. Фольклористы. Подберите синонимы к фразеологизмам ( на доске рисунки, сделать к ним надпись): Вешать лапшу - обманывать Спустя рукава - плохо собаку съел - опытный специалист вставлять палки в колёса - мешать нестись во весь опор - быстро бежать делать из мухи слона - обманывать Во время проверки - вопрос ко всем: почему фразеологизмы так часто встречаются в речи? Выводы. Какими языковыми пластами мы сегодня пользовались? Почему каждый лексический пласт языка важен? Что это дает художественной литературе? Что это даст нашему лингвистическому журналу? |