СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Лексика»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок «Обобщение по теме «Лексика» является десятым. На уроке обощаются приобретённые ранее умения и навыки, а именно: закрепляется понятия о лексикологии как разделе науки о языке; формируются умения определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; обогащается словарный запас учащихся; развивается умение работать со словарем;

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Обобщение по теме «Лексика»»

Технологическая карты урока

Предмет_русский язык_класс__6_____________________


Тема урока

Обобщение по теме «Лексика»


Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Формы, приемы, методы:

Игра, читающее кафе, работа в группах

Педагогические технологии

Технология развивающего обучения. Технология дифференцированного обучения

Цель урока

создать условия для формирования устойчивого интереса к предмету.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

формировать навык коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, проверить знания по ключевым темам предмета.



• Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что уже известно и что неизвестно;

умение формулировать цель урока;

• Познавательные УУД:

уметь проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям, обобщение;

умение получать информацию из текста и справочной литературы, структурировать её и моделировать, строить сообщения в устной форме;

• Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями;

уметь строить монологические высказывания в соответствии с нормами русского языка;

уметь находить несколько вариантов решения учебной задачи в сотрудничестве со сверстниками и учителем;

контроль, коррекция действий сверстников.

Вызвать интерес к познанию, предметно-исследовательской деятельности; создавать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста,

-подбор аргументации для подтверждения собственной позиции,

-выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях;

-научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации

-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;











ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Оценивание/формы контроля

I ( Организационный момент) – время (1 мин.)

Приветствие учащихся

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке-игре «Обобщение по теме «Лексика ».

Вызов

Выход главного редактора журнала:

Уважаемые коллеги! Сегодня наша редакция собралась, чтобы подготовить материалы для школьного лингвистического журнала "Лексика". Задача нашего редакторского коллектива - собрать материал не только нужный и полезный, но и интересный, развивающий творческие способности ученической читательской аудитории. Это поможет нам в конце заседания создать научную статью для журнала. Для этого необходимо понимать, что изучает раздел науки о языке, который называется лексикологией, а также показать свою компетентность.

Определим содержание сегодняшней работы. Подойдет ли такой план подготовительной работы (смотрим на доску)?

Разбивка на команды

Учитель делит учащихся на команды

-Итак, вы заняли свои места, но для того, чтобы назваться командой, вам необходимо придумать название, связанное с предметом русский язык, и записать его на табличке.

Приветствие друг друга

  1. Принцип психологической комфортности

  2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




Слайд 1


Карточки-пазлы






Цветные таблички для каждого стола.

II (2.Мотивация к учебной деятельности) – время (2 мин)

Вызов (показ видеофрагмента)

И.Ильф и Е.Петров «12 стульев» Эллочка-людоедочка)

- Всем нам в нашей жизни, так или иначе, приходится использовать знания грамматики, лексики и других областей русского языка. И от того насколько богата и чиста наша речь зависит многое.

-Как вы думаете, какое отношение имеет этот фрагмент видео к нашему уроку?

А как вы думаете, зачем нам иметь большой словарный запас? Может нам достаточно 30 слов, какими владела героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев» Эллочка-людоедочка?

- Благодарю вас за ответы. Вы совершенно правы. По одежке встречают, а красота речи позволяет продолжить наше общение людьми и сделать его насыщенным и содержательным.


Отвечают на заданный вопрос

Примерные ответы:

  1. Знания грамматики русского языка позволяют нам грамотно выражать свои мысли.

  2. Большой лексический запас украшает нашу речь.






Фронтальная работа


2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

  1. Хамите.

  2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

  3. Знаменито.

  4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «Мрачный Петя пришёл», «Мрачная погода», «Мрачный случай», «Мрачный кот» и т. д.)

  5. Мрак.

  6. Жуть. (Жуткий.Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча»).

  7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

  8. Не учите меня жить.

  9. Как ребёнка. («Я его бью, как ребёнка» — при игре в карты.«Я его срезала, как ребёнка» — как видно, в разговоре с ответственным съёмщиком).

  10. Кр-р-расота!

  1. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевлённых иодушевлённых предметов).

  2. Поедем на извозчике. (Говорится мужу).

  3. Поедем на таксо. (Знакомым мужского пола).

  4. У вас вся спина белая (шутка).

  5. Подумаешь!

  6. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля).

  7. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворённость).

  8. Железно! ( определённо, да)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов».

Организует словарную работу

У: Составим перечень слов, которые могут пригодиться при работе над журналом.

ЭТАЛОН

(учитель открывает доску с написанными словами).


Кафтан, иллюстрация, брошюра, тубус, акварель, ровесник, благословить, объяснение, преподавать, маринист, инъекция, менеджер, сверстник.


У: Проверим записи. Обменяйтесь тетрадями. Карандашом исправьте ошибки соседа. У кого не было ни одной ошибки? Одна? Молодцы.


У: Какие лексические группы слов здесь представлены?

У: Лексическое значение какого слова не понятно? Воспользуйтесь толковым словарем учебника и скажите, что вы узнали о слове из словарной статьи.

У: Самостоятельно дайте толкование слов (письменно):


- группа. Маринист.

- группа. Акварель.

(слова и толкование вывешиваются на доску)

У: Уважаемые коллеги! На основе проделанной работы сделайте вывод: что изучает лексикология.


Этап разбит на 4 рубрики: «Все работы хороши», Рубрика «Почему мы так говорим?», «Четвёртый лишний», «В каждой строчке...».

а) Отгадайте, о человеке какой профессии идет речь:

1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

2. Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.

Как вы это определили? Слова, какой группы вам в этом помогли?

б) А теперь очень серьезная работа для серьезных людей.

Речь снова пойдет о профессионализмах.

Работа на две парты (четыре человека). В каждом из конвертов - название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.

Моряки Пожарные Лингвисты Милиционер Летчики Строитель

Слова для справок: якорь, фюзеляж, рукав, лексика, жезл, пила, багор, штраф, пропеллер, арматура, штурвал, абзац каска, пистолет, крыло, омонимы, корма, бетон рубанок, удостоверение, парус, планшет, огнетушитель, текст,

Кобура , лестница, точка, кран, ватерлиния, парашют.

Проверка. Каждая " четверка" читает по 3 столбика. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку.

в) Устная лексическая разминка

Вы знаете, что мы ведем активную переписку с читателями. Один из них рассказал в письме весьма занятную историю. Послушайте ее, а потом посоветуемся, прав ли оказался герой.

Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:

-Ну, Алик, как твой кариес?

Я только плечами пожал:

-Никакого кариеса у меня нет.

-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?

Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.

Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Уважаемые коллеги, что мы ответим нашему читателю? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

Насколько оправдано ли употребление профессиональных слов в повседневной речи?

г) И еще одно письмо от читателей. По лексическому значению они просят назвать слово. Давайте поможем. (После ответов детей, учитель прикрепляет слова на доску)

1. Устойчивое словосочетание.

2. Дословная выдержка из какого - либо текста.

3. Красная строка.

4. Картины природы.

5. Все слова языка.

6. Слова с противоположным значением.

- Рубрика "Почему мы так говорим?” а) "Четвёртый лишний".

Наборщики ошиблись, и в каждом ряду одно слово оказалось лишним. Задание на парту (4 чел.) Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?

красные карточки :

ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки тарелка, миска, ендова, кувшин меню, каша, квас, щи, синие карточки, горелки, прятки, лото, шахматы дворник, мэр, мать, дочь пальто, кафтан, шуба, куртка б) Проверка. Назовите лишние слова.

Задание всем: дайте толкование "лишних" слов.

Ботфорты (устар.) - высокие кавалерийские сапоги.

Ендова (устар.) - большая открытая посуда.

Шахматы - игра на доске.

Меню - перечень блюд.

Мэр - глава муниципалитета.

Кафтан - русская мужская долгополая верхняя одежда.

Б) Посмотрите на цвет карточек. Разные цвета собираются в разных углах класса и получают задание.( из четверок формируются пары)

Задание красным карточкам. Исторический отдел.

Подберите современные синонимы к архаизмам, воспользовавшись рисунком (результат оформить на доске и в тетради, магнитная доска):

рамена - плечи десница - рука перси - грудь чрево - живот ланиты - щёки Око - глаз

Во время проверки - вопрос к остальным: как устаревшие слова могут пригодиться в современном русском языке?

Задание синим карточкам. Редакторы.

Найдите заимствованные слова и замените их русскими синонимами (результат записать на доске и в тетради):

1) У нас в городе открыли новый колледж.

2) Я участвую в школьной олимпиаде.

3) В работе были найдены дефекты.

4) Для театра приобрели новые декорации.

Во время проверки - вопрос ко всем: нужны ли заимствованные слова в русском языке?

Задание желтым карточкам. Стилисты

Подберите синонимы и антонимы к слову свежий в следующих словосочетаниях

(результат записать на доске и в тетради):

Свежий хлеб свежее лицо свежий ветер свежая газета свежее полотенце свежее утро

Во время проверки - вопрос ко всем: Что дают русскому языку синонимы и антонимы?

Задание зеленым карточкам. Фольклористы.

Подберите синонимы к фразеологизмам ( на доске рисунки, сделать к ним надпись):

Вешать лапшу - обманывать Спустя рукава - плохо собаку съел - опытный специалист вставлять палки в колёса - мешать нестись во весь опор - быстро бежать делать из мухи слона - обманывать

Во время проверки - вопрос ко всем: почему фразеологизмы так часто встречаются в речи?

Выводы.

Какими языковыми пластами мы сегодня пользовались?

Почему каждый лексический пласт языка важен?

Что это дает художественной литературе?

Что это даст нашему лингвистическому журналу?


Рассуждения и ответы учащихся



















Учащиеся отвечают на вопросы

Проверяют свои ответы.















Составляют слова

( работают в тетрадях, взаимопроверка, учитель открывает доску с написанными словами).

Работа с эталоном

Исправляют ошибки, которые допустили в работе



Работают с толковым словарем

Делают вывод























































































Самоконтроль















































Взаимопроверка









Работа в группах

Закрепление– время (5 мин)


И снова письма в редакцию. Теперь уже от иностранных читателей. Помогите им узнать как можно больше слов с заимствованными корнями. Запишите в ваших журналистских блокнотах как можно больше слов за 1 минуту.

1 группа - слова с корнем - аква - .

2группа - слова с корнем - графио -.

Проверка. 1 чел. изкаждый группы читает. Все составляют предложения с любым из этих слов и записывают их в тетрадь.

- Рубрика "В каждой строчке..."

Перед вами наброски научной статьи в лингвистический журнал. На месте пропусков нужно вставить термины. (Работа идет в двух группах).

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка,

называется . Все слова языка образуют его

словарный состав, или . То, что обозначает слово,

В русском языке существуют и слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Таких слов много в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля.

Слова могут не только называть предметы, признаки, действия, количество, но и выражать отношение к ним. Такие слова называются

Они часто используются в художественной речи.

Лексика русского языка с течением времени меняется. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нем. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются

Оно часто используются в разговорной речи и в художественных произведениях, придают речи выразительность.

Русский язык велик и разнообразен. Он настолько богат различными средствами языка, что у каждого есть возможность как можно точнее, ярче и образнее выражать свои мысли.

Слова для справок: лексикология, лексика, лексическое значение, общеупотребительные слова , профессионализмы, диалектизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, исконно русские слова и заимствованные слова, фразеологизмы.

Эталон

Проверка: учащийся читает получившийся текст.

-Ну, Алик, как твой кариес?

Я только плечами пожал:

-Никакого кариеса у меня нет.

-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?

Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.

Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Уважаемые коллеги, что мы ответим нашему читателю? Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

Насколько оправдано ли употребление профессиональных слов в повседневной речи?

г) И еще одно письмо от читателей. По лексическому значению они просят назвать слово. Давайте поможем. (После ответов детей, учитель прикрепляет слова на доску)

Устойчивое словосочетание.

Дословная выдержка из какого - либо текста.

Красная строка.

Картины природы.

Все слова языка.

Слова с противоположным значением.

-Рубрика «Почему мы так говорим?» и «Четвёртый лишний»

Наборщики ошиблись, и в каждом ряду одно слово оказалось лишним. Задание на парту (4 чел.) Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?

красные карточки :

ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки тарелка, миска, ендова, кувшин меню, каша, квас, щи, синие карточки, горелки, прятки, лото, шахматы дворник, мэр, мать, дочь пальто, кафтан, шуба, куртка б) Проверка. Назовите лишние слова.

Задание всем: дайте толкование "лишних" слов.

Ботфорты (устар.) - высокие кавалерийские сапоги.

Ендова (устар.) - большая открытая посуда.

Шахматы - игра на доске.

Меню - перечень блюд.

Мэр - глава муниципалитета.

Кафтан - русская мужская долгополая верхняя одежда.

а идет в двух группах).

Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка,

называется . Все слова языка образуют его

словарный состав, или . То, что обозначает слово,

В русском языке существуют и слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Таких слов много в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля.

Слова могут не только называть предметы, признаки, действия, количество, но и выражать отношение к ним. Такие слова называются

Они часто используются в художественной речи.

Лексика русского языка с течением времени меняется. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нем. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются

Оно часто используются в разговорной речи и в художественных произведениях, придают речи выразительность.

Русский язык велик и разнообразен. Он настолько богат различными средствами языка, что у каждого есть возможность как можно точнее, ярче и образнее выражать свои мысли.

Слова для справок: лексикология, лексика, лексическое значение, общеупотребительные слова , профессионализмы, диалектизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, исконно русские слова и заимствованные слова, фразеологизмы.

Проверка: учащийся читает получившийся текст.

Физминутка

-А теперь немного отдохнем!

Предлагаю отправиться в кафе и немного подкрепиться. Кафе необычное «Читающее Кафе»

Учитель в роли официанта предлагает меню блюд


Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируют работыодноклассников.

Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись


Проверка. 1 чел. изкаждый группы читает. Все составляют предложения с любым из этих слов и записывают их в тетрадь.


































































































































(Работа идет в двух группах).


4 Включение изученного в систему знаний– время (8 мин)

И еще одно письмо от читателей. По лексическому значению они просят назвать слово. Давайте поможем. (После ответов детей, учитель прикрепляет слова на доску)

1.Устойчивое словосочетание.

2.Дословная выдержка из какого - либо текста.

3.Красная строка.

4.Картины природы.

5.Все слова языка.

6.Слова с противоположным значением.

-Рубрика "Почему мы так говорим?” а) "Четвёртый лишний".

Наборщики ошиблись, и в каждом ряду одно слово оказалось лишним. Задание на парту (4 чел.) Найти в каждой строчке лишнее слово. Почему вы так решили?

красные карточки :

ботинки, ботфорты, сапоги, тапочки тарелка, миска, ендова, кувшин меню, каша, квас, щи, синие карточки, горелки, прятки, лото, шахматы дворник, мэр, мать, дочь пальто, кафтан, шуба, куртка б) Проверка. Назовите лишние слова.

Задание всем: дайте толкование "лишних" слов.

Ботфорты (устар.) - высокие кавалерийские сапоги.

Ендова (устар.) - большая открытая посуда.

Шахматы - игра на доске.

Меню - перечень блюд.

Мэр - глава муниципалитета.

Кафтан - русская мужская долгополая верхняя одежда.

Б) Посмотрите на цвет карточек. Разные цвета собираются в разных углах класса и получают задание.

(из четверок формируются пары)

Задание красным карточкам. Исторический отдел.

Подберите современные синонимы к архаизмам, воспользовавшись рисунком (результат оформить на доске и в тетради, магнитная доска):

рамена - плечи десница - рука перси - грудь чрево - живот ланиты - щёки Око - глаз


Выполняют задания предложенного материала.









Выбирают лишнее



Работа в группах. Взаимная проверка

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?


Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках




5 Рефлексия

Спасибо за урок!!!!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хотя к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!

Я надеюсь, что каждый из вас нашел для себя свои изюминки лексики

Шкала успешности

Итак, ребята, у вас на столах лежат листы самооценки

-оцените, пожалуйста, себя

по шкале успешности

Какое настроение вы испытывали на уроке. Оценка урока.




Оценивание своей работы, возвращение к видеофрагменту и толкование









Работают с листом самооценки





Оценивают себя







- рефлексия деятельности (оценка успешности);




6.(Домашнее задание)

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!