Обобщение: самостоятельные и служебные части речи
Тип урока: обобщение и повторение.
Цель урока: обобщение знаний о самостоятельных и служебных частях речи.
Результаты:
- личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- предметные: использовать изученные понятия;
- метапредметные:
— регулятивные: выстраивать последовательность выбранных действий;
— коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— познавательные: определять существенный признак для классификации языковых единиц (частей речи).
4 класс
Подберите вопросы к словам в предложении
Актуализация
— Подберите вопросы к словам в предложении. Назовите их части речи.
— К каким словам нельзя задать вопрос? Что это за слова? К какой части речи относятся? (С, и, не. К служебным частям речи.)
Проверяем
Актуализация
— Давайте проверим ваши рассуждения.
Целеполагание
— Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим себе? Какая общая тема урока?
Сделаем выводы
Повторение
— Ребята, рассмотрите экран. Что необходимо выполнить? Что относится к самостоятельным частям речи, а что к служебным?
— Что вы помните об этих частях речи с прошлых уроков русского языка? (Самостоятельные части речи — это слова, которые обозначают предметы, действия, признаки и т. д. и могут быть членами предложения. К ним относятся существительные, прилагательные, глаголы, наречия и другие. Служебные части речи — это слова, которые не имеют самостоятельного значения и используются для связи слов в предложении или для выражения отношений между ними. К ним относятся предлоги, союзы и частицы.) Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Обобщение: самостоятельные и служебные части речи» из сервиса «Подготовка к уроку».
№ 1
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Часть речи
Что обозначает?
Имя существительное
На какой вопрос отвечает?
Предмет
Имя числительное
Примеры
Признак предмета
Количество или порядок предметов при счёте
«какой?», «какое?», «какая?», «какие?»
Действие или состояние предмета
Указывает на предмет, но не называет его
«кто?» он,
«что?»он
Повторение
Примечание : на одну парту необходимо разложить по одному листку с заготовленными таблицами.
— Следующее задание мы выполним в парах. Помните, что в паре, как и в группе, не может только один ученик выполнять всё задание.
— Работаем с таблицей № 1. Посмотрите на таблицу (на слайде и на листах). Для чего нам нужно выполнять это задание? (Чтобы вспомнить информацию о самостоятельных частях речи.)
— Вам необходимо вставить свои варианты ответов в пустые ячейки таблицы. Примеры для всех таблиц необходимо составить на тему «город». Вдохновиться вам поможет изображение города внизу слайда.
— Не забудьте распределить роли в паре: кто будет заполнять ячейки, какие именно? Кто будет проверять правильность работы? Договоритесь между собой.
№ 1
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Часть речи
Что обозначает?
Имя существительное
На какой вопрос отвечает?
Предмет
Имя прилагательное
Имя числительное
Примеры
«кто?»,
Признак предмета
Количество или порядок предметов при счёте
Глагол
музей
«что?»
«какой?», «какое?», «какая?», «какие?»
музейный
«сколько?», «который?», «какой?»
Действие или состояние предмета
Местоимение
Указывает на предмет, но не называет его
третий
«что делать?»,
«кто?» он,
гулять
«что сделать?»
«что?»он
он (дом)
Повторение
Учитель спрашивает пары по очереди.
— Давайте проверим, как ваши пары справились с заданием.
— Прочитайте по строчкам, что получилось
— Ребята, вы согласны? Если нет, в чём заключалась ошибка? Помогите её исправить.
№ 2
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Часть речи
Для чего?
Предлог
Примеры
Служит для связи слов в словосочетании
Союз
и предложении
Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения
Частица
Придают оттенки словам и предложениям, служат для образования форм слов
Не изменяются,
не являются членами предложения
Повторение
— Продолжаем работать в парах.
— Работаем с таблицей № 2. Посмотрите на таблицу (на слайде и на листах). Для чего нам нужно выполнять это задание? (Чтобы вспомнить информацию о служебных частях речи.)
— Вам необходимо записать примеры предлогов, союзов и частиц, которые мы изучали на уроках русского языка.
№ 2
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Часть речи
Для чего?
Предлог
Примеры
Служит для связи слов в словосочетании
Союз
и предложении
в, на, из, без, над, до, у, об
Служит для связи однородных членов и частей сложного предложения
Частица
Не изменяются,
Придают оттенки словам и предложениям, служат для образования форм слов
и, а, но
не
не являются членами предложения
Повторение
— Давайте проверим, как ваши пары справились с заданием.
— Прочитайте, что получилось.
— Ребята, вы согласны? Если нет, в чём заключалась ошибка? Помогите её исправить.
— Скажите, а как отличить предлог от приставки? Кто помнит? (Мы знаем, что предлоги не стоят перед глаголами. Поэтому, если что-то стоит рядом с глаголом, это точно приставка. Она пишется слитно. Если «не» с глаголом, то это предлог. Проверяем: для этого пробуем поставить между словами вопрос или слово. Если получается это сделать, перед нами точно предлог, и его мы всегда пишем отдельно от слова.)
№ 3
ОТЛИЧИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ОТ СЛУЖЕБНЫХ
Основание для сравнения
Части речи
Самостоятельные
К каким частям речи можно задать вопрос?
Служебные
Какие части речи являются членами предложения?
Какие части речи имеют лексическое значение?
Повторение
— Последнее задание в паре. Заполняем таблицу № 3.
— Для чего нам нужно выполнять это задание? (Чтобы различать служебные и самостоятельные части речи.)
— Вам необходимо вставить свои варианты ответов в пустые ячейки таблицы, для этого нужно ответить на три вопроса и сравнить части речи между собой.
— Не забудьте распределить роли в паре: кто будет заполнять ячейки, какие именно? Кто будет проверять правильность работы? Договоритесь между собой.
№ 3
ОТЛИЧИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ОТ СЛУЖЕБНЫХ
Основание для сравнения
Части речи
Самостоятельные
К каким частям речи можно задать вопрос?
Служебные
Можно
Какие части речи являются членами предложения?
Какие части речи имеют лексическое значение?
Являются
Нельзя
Не являются
Имеют
Не имеют
Повторение
Учитель спрашивает пары по очереди.
— Давайте проверим, как ваши пары справились с заданием.
— Прочитайте по строчкам, что получилось.
— Ребята, вы согласны? Если нет, то в чём заключалась ошибка? Помогите её исправить.
Распределите части речи
Повторение
— Распределите части речи по рюкзакам: где служебные, а где самостоятельные? Как будете действовать? (Сначала читаю слово и понимаю его. Потом задаю вопрос к слову: если можно задать вопрос — это самостоятельная часть речи (отправляю слово в рюкзак слева), если нельзя задать вопрос — служебная (отправляю в рюкзак справа). Заметка: это задание вы можете провести, показав в презентации, или интерактивно, загрузив урок «Обобщение: самостоятельные и служебные части речи» из сервиса «Подготовка к уроку».
Проверяем
Повторение
— Проверяем ваши варианты ответов. Были сложности в определении слов к частям речи?
3
1
4
2
Рефлексия. Оценка эмоционального состояния детей
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у первого Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у второго Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у третьего Гриши.
— Поднимите руку те, у кого такое же настроение, как у четвёртого Гриши.
Рекомендации для занятий дома — В личном кабинете нажмите на квадрат «Задания от учителя». До заданной даты решите все карточки.