Урок 131
Тема: Обобщение знаний
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знаний по темам, изученным в первом классе: «Нумерация чисел первого и второго десятков», «Сложение и вычитание чисел в пределах двадцати», «Решение простых и составных задач», «Многоугольники».
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; уметь использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание); решать простые задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: демонстрируют положительное отношение к школе, к изучению математики.
Сценарий урока
I. Устный счёт.
– Подумайте и решите цепочки примеров.
6 + 4 – 5 – 4 + 8 – 3 =
2 + 7 – 4 + 3 – 4 – 2 =
7 – 5 + 8 – 6 + 0 + 3 =
– Помогите ежику добраться до норки. Перед ним две дорожки. Длина одной дорожки 9 м, а длина другой 11 см. Сравните, какая из них короче? Какая длиннее? На сколько сантиметров длиннее? На сколько сантиметров короче? Как узнали?
– Прочитайте загадку.
Учитель на доске чертит квадраты и вписывает в них цифры и слоги, затем он предлагает прочитать слоги в порядке их номеров и отгадать загадку.
2 | | 1 | | 4 | | 3 | | 6 | | 5 | | 8 | | 7 | | 9 | | 10 | | |
маль | | пять | | ков | | чи | | чу | | пять | | чи | | лан | | ков | | Разо | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | 11 | | 14 | | 13 | | 15 | | 17 | | 16 | | 19 | | 18 | | 20 | | 21 |
маль | | шлись | | ки | | чи | | в | | ные | | раз | | лан | | чу | | чи | | ки |
II. Работа по карточкам.
Учащиеся составляют и решают задачи, используя иллюстрации.
III. Работа по учебнику.
Коллективно разбираются 1–2 задачи из учебника (с. 104–105) (по выбору учителя).
Самостоятельно (по вариантам) учащиеся решают задания 6 и 7 (с. 102) с последующей взаимо- или самопроверкой.
IV. Фронтальная работа.
Игра «Десятки и единицы».
Дидактическая цель: закрепление приёма образования двузначных чисел, основанного на нумерации; закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20.
I вариант.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берет пучок в одну руку, а отдельные палочки – в другую и показывает их классу. Дети угадывают, показывают карточку с цифрой числа палочек в другой руке.
Затем задание усложняется: угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик по заданию взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 палочек в левую. Он показывает пучок в правой руке. Дети отгадывают, что в левой руке 5 палочек, и составляют для проверки пример на сложение: 10 + 5 = 15.
II вариант.
Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:
Содержание игры: учитель молча стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточках с цифрами.
III вариант.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева – десятки. Учитель называет двузначное число; ученик, стоящий справа, отхлопывает число единиц, а стоящий слева – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.