План-конспект урока в 6 классе
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения под редакцией Л.А.Муриной, репродукция картины И.Левитана «Март».
Цель урока:
образовательная: создать условия для формирования у учащихся умения применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, определять его синтаксическую роль.
развивающая: развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать творческое мышление учащихся.
воспитательная: поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Цель этапа: психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности.
Сообщение учителем темы урока и его задач.
II.Разминка.
Цель этапа: включение учащихся в речевую деятельность, активизация их внимания и сосредоточенность на грамматических признаках прилагательного.
Задание:
- Назовите 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,
белый, белизна, бел, белый-пребелый.
(Розоветь и белизна)
Вывод:
- Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? (Это не прилагательные).
- Как же вы узнали, что остальные слова имена прилагательные? (Поставили вопросы к словам).
- Назвать морфологические признаки прилагательного (постоянные:
разряд по значению, степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная и краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный); непостоянные: степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный), полная и краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный), род (в ед. числе), число, падеж (для полных).
- Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
III.Словарный диктант.
Цель этапа: выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.
Велик…лепным певцом, к очароват…льному цветку, на пр…школьном участке, пр…красным ландышем, ж…лтенького цыплёнка, синиц…н хвостик, воздух свеж(ь), медвежонок неуклюж(ь), пр…брежный камыш.
(Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской (великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш) . Попутно повторяются сведения по словообразованию).
- Какие правила позволили нам вспомнить диктант? (учащиеся называют правила о правописании кратких прилагательных, суффиксов притяжательных прилагательных, кратких прилагательных и др.)

IV.Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель этапа: определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
- Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами? (Нет, не могли)
- Почему нет? (Потому что первыми люди начали называть предметы, а прилагательное не обозначает предмет, а только его признак).
Зачем же они нужны в речи? (Чтобы сделать нашу речь образной, красивой, более точно охарактеризовать предмет и др.).
- В каком стиле употребляются? (в основном в художественном, также и в публицистическом и в остальных стилях речи, но реже).
- Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения).
- Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы (приложение 1). Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
- Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
- Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности).
- И помогают это понять прилагательные. Назовите их. (Одинокий, далекой, родном, мятежный).
- В роли каких образных средств они выступают? (Образных).
- Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Первый учащийся делает синтаксический разбор у доски.
Второй учащийся - морфологический разбор прилагательного одинокий
у доски.
Остальные учащиеся работают в тетрадях.
V.Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Цель этапа: развитие творческого потенциала учащихся.
Учащиеся должны ввести в текст прилагательные, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок».
- Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана «Март».
- Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, «невольно улыбнувшись» приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
- Рассмотрите внимательно картину и введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана (приложение 2) помещены на карточках- заданиях, которые раздаются учащимся на V этапе работы.)
- По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
VI. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока (рефлексия).

VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.
Приложение 1
Парус
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
М.Ю.Лермонтов
Приложение 2
Вот и закончилась… зима. Март! …
солнышко согрело … берёзки, и их вершины
кажутся розовыми. Снег стал … . На
крыше он уже подтаял и … каплями
скатывается вниз. Мартовский воздух … и
… . Так приятно распахнуть дверь и
впустить его в комнату.