УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
« Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Обобщение знаний
об имени существительном »
Организационный момент
- Вот звонок нам дал сигнал!
- Поработать час настал.
- Так, что время не теряем
- И работать начинаем .
- Очень занимательное имя существительное
- Трудно будет без него, если пропадёт оно,
- Но чтобы всё отлично стало, разных признаков немало.
- Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять,
- Их падеж определять и окончания писа ть.
Задачи урока:
- ПОКАЗАТЬ УМЕЕМ ЛИ МЫ ОПРЕДЕЛЯТЬ СКЛОНЕНИЕ, РОД, ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
- 2. НАУЧИЛИСЬ ЛИ МЫ ВСТАВЛЯТЬ НУЖНОЕ ПАДЕЖНОЕ ОКОНЧАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Тр и надцат о е д е к а бря. Кла сс ная р а бота.
Орфографическая зарядка. Будьте внимательны!
По л .. сной тропк .. , г ..стил у бабушк..,
др..жал от хол..да, нашёл на ул…це, на у.. кой
доро ..к.., чудес..ная к ..ртина, пос…дел от
старост.., пос ..дел на скамейк..
Чистописание
Cc c о осо ся су си семья союз
Не нужен и клад,
когда в семь … лад.
- Cc c о осо ся су си семья союз Не нужен и клад, когда в семь … лад.
- Cc c о осо ся су си семья союз Не нужен и клад, когда в семь … лад.
Словарь:
Составьте и запишите предложение из группы слов.
На верхушке сосны дятел долбил
клювом шишку.
На (верхушка)
долбил
шишка
клювом
дятел
сосна
Выберите правильный ответ.
Имя существительное-это …
- 1.Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделают?
- 2.Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
- 3.Часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Расшифруйте грамматическую модель имени существительного.
Что?
Чего?
Чему? Что?
Чем?
О чём?
С
Нариц .
Собст.
И. п. Кто?
Р.п. Кого?
Д.п. Кому?
В.п. Кого?
Т.п. Кем?
П.п. О ком?
Ж.р.
М.р.
Ср.р .
1скл.
2скл.
3скл.
Одуш.
неодуш.
Ед.ч.
Мн.ч.
Г.Ч
В.Ч
Синтаксическая роль в предложении.
1скл.
2скл.
3скл.
Р.д. И
Д.п. И
П.п. И
Р.д. И
Д.п. Е
П.п. Е
П.п. Е
Безударные падежные окончания имён существительных
! орфограмма
Чтобы правильно писать безударные окончания существительного надо:
Шаг 1
Определить склонение.
Шаг 2
Определить падеж.
Шаг 3
Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже по таблице.
Шаг 4
По «волшебному» слову проверить окончание существительного
(1скл.- весна, 2скл.- окно, 3скл.- степь)
Падежные окончания имён существительных
1 скл.
Р.п.
2 скл.
Д.п.
3 скл .
П.п.
К опушк е
К опушк …
У лошад …
В подъезд …
У лошад и
В подъезд е
На речк е
На речк …
Внимание! Выборочный ответ .
слова
ответы
Идти по улиц..
и
Письмо дочер..
е
е
Писать честност..
е
и
и
Аромат сирен..
Плыть на лодк..
и
е
и
и
и
е
и
е
е
1 2 3
Исследуйте имена существительные. Выберите правильный ответ.
- На ладони-сущ., одуш., нариц., м.р., 3скл., ед.ч., П.п.
- По Волге-сущ., неодуш., собств., ж.р., 3 скл., ед.ч., П.п.
- Из деревни-сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ж.р., 1скл., Р.п.
Морфологический разбор имени существительного
- Н.ф. – (И.п., ед.ч.)
- Постоянные признаки:
а) собст. или нариц.
б) одуш., или недуш.
в) род
г) склонение
3. Непостоянные признаки:
а) число
б) падеж
4..Синтаксическая роль в предложении.
Морфологический разбор имени существительного
- Н.ф. – (что?) земля.
- Нариц., недуш., ж.р., 1 скл.
3. Ед. ч., П.п.
4..В.Ч. – (на чём? где?) на земле
(обстоятельство места)
тест
Домашнее задание
С. 144, упр. 157.
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
До новых встреч!
1. В комнат..
е
1 скл., п.п.
е
2. К башн..
1 скл., д.п.
3. У гаван..
3 скл., р.п.
и
4. На роял..
е
2 ск., п.п.
5. В отчет..
2 скл., п.п .
е
е
1. На рейк..
1 скл., п.п.
2. К программ..
е
1 скл., д.п
2 скл., п.п.
3. В город..
е
4. По област..
и
3 скл., д.п.
5. На простор..
е
2 скл., п.п.
Словарь:
а птека, пш е ница,
к о см о на в т, м е та лл ,
пр а вит е льств о .
5
Словарь
1
6
2
3
4
Работа в парах. Составьте предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы
Азбука - к мудрост . потех . час
Делу время, и в горст . мила
Своя земля ступенька
Спишите. Письменно объясните правописание безударных окончаний существительных
- В школьной тетрадк… –
- Идти по дорог… –
- От большой радост…–
- С тонкой ветк… -
ступенька.
и
(Д.п.,3 скл.)
мила.
и
(П.п.,3 скл.)
е
час.
(Д.п.,1 скл.)