Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель урока:
Задачи урока:
отработка практических навыков в написании и определении существительных;
организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.
формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
Цели урока направлены на формирование и развитие УУД
личностные действия
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивные действия
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательные действия
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативные действия
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
участвовать в групповом обсуждении
Тип урока: обобщение изученного материала.
Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы;
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока
Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
а) Определение темы урока.
И сейчас внимание,
Необычное задание.
Какая тема урока у нас?
Разберемся мы сейчас.
Учитель: Давайте соберём пословицу, которая будет девизом сегодняшнего урока.
Повторение - мать учения.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Повторение - мать ученья - это пословица, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Слово мать – как начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья)
Учитель: Эта пословица сегодня – девиз урока. Значит, чем будем заниматься? (повторять, обобщать).
Учитель: А что именно мы сегодня будем повторять и обобщать, нам поможет отгадать Байр, прочитав стихотворение.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Ах, какие же слова восхитительные!
Называются все они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
Учитель: Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.)
Учитель: Какая цель нашего урока?
Цель урока: повторить и обобщить знания об имени существительном.
б) Минутка чистописания.
Учитель:
С темой разобрались,
За работу все взялись!
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Копейка рубль бережёт. (надпись на доске)
Как вы понимаете значение пословицы?
Какая заглавная буква?
Кк (запишите в тетрадь)
Дайте характеристику звуку. (Звук [к]. Согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким).
Пальчиковая гимнастика: Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.)
в) Словарная работа
На доске картинки (собака, тетрадь, корова, карандаш, заяц, молоко, ворона, медведь).
Записываем в тетради эти слова.
( один ученик записывает слова на доске)
Учитель: Почему эти слова называются словарные. (В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить)
Молодцы!
Работа по теме урока.
- К какой части речи относятся данные слова?
-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)
-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).
Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
На какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).
3.Распределите слова в две группы.
Кто? Что?
Собака тетрадь
Корова карандаш
Заяц молоко
Ворона
медведь
4.Проверьте свою работу.
Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Волшебные превращения: КОЗА, ЦАПЛЯ, СОМ.
- На какой вопрос отвечают данные слова?
КТО?
- Замените в каждом слове одну букву так, чтобы слова отвечали на вопрос ЧТО? (кора, капля, ком)
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
2.Допиши слова.
Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)
страна -..., (Россия)
город - ..., (Элиста)
имя - …, (Иван)
-Что ещё вспомнили об имени существительном?
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной (прописной) буквы.
Чашка, малыш, стул.
Прочитайте слова, какой частью речи они являются?
Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).
Измените их число.
Чашки, малыши, стулья.
Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).
-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?
Имена существительные изменяются по числам: единственное и множественное.
-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)
-Какая часть слова указывает на изменение формы слова? (окончание)
- Выделите окончания.
V. Физкультминутка
VI. Самостоятельная работа
Раим Фархади
(Один учащийся читает вслух)
Тает снег. Журчит ручей.
Где же прыткий воробей?
Воробей крикливый где?
Он лежит в своем гнезде.
Рядом капли и микстура,-
У него температура.
Воробей скакал по лужам
И теперь лежит простужен.
-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?
-Выпишите имена существительные.
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?
-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)
2. Работа в парах Найдите ошибки :
Улицы – глагол, кто?, , неодуш., собств., ед.ч.
Ученик - сущ., что?, неодуш., нариц., ед.ч..
Школа – сущ., кто?, неодуш., нариц. , мн.ч.
Москва– сущ., кто?, неодуш., нариц., мн.ч.
Проверим
VIII. Обобщение по теме. Составление схемы.
-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.
-А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое. Каким будет ключевое слово нашей схемы? (Имя существительное)
IX. Проверка работы. Рефлексия.
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.
-отлично усвоил тему урока
-знаю, но не могу рассказать
-ничего не понял
X. Итог урока.
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
Я вспомнил….
Мне удалось…..
Мне понравилось…..
Я могу похвалить себя за..
XI. Домашнее задание.
Придумать три предложения о весне. Подчеркнуть в них имена существительные.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Приложение 1.
Р
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
абота в паре
. Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Работа в паре.
Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей,
мороз.
Приложение 2.
(Слова на панно).
(Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились).
Приложение 3.
Работа в группе.
Составление кластера.
Имя существительное
Работа в группе.
Составление кластера.
Имя существительное