СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта»

МБОУ «Банищанская СОШ»

Льговского района Курской области













Тема самообразования

«Нетрадиционные технологии на уроках биологии»





















Из опыта работы

учителя биологии

и географии

Алмосовой Н.И.







2020 год.

Биология занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта цель обучения будет достигнута тогда, когда будет сформирован интерес к знаниям.
Роль учителя - организовать учебный процесс так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, чтобы он был активным участником их реализации, т. е. субъектом деятельности. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, необходимо сочетать в ходе урока рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры. В этом помогает использование нетрадиционных форм урока. 

Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционную форму урока как "нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как "основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. [1]

Наряду с традиционными учебными занятиями, все чаще я применяю нетрадиционные уроки, такие как:

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

В своей работе я применяю различные виды лекций:

1.Проблемная лекция Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. (Урок по теме «Белки» в 10 классе)

2 . Лекция - пресс-конференция, к которой привлечены несколько учителей смежных дисциплин. (Урок по теме «Гигиена пищеварения»)

3. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. (Урок «Обобщение знаний по теме «Земноводные»)

4. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. (Урок по теме «Свойства живой природы»)

5. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить. (Урок по теме «Многообразие млекопитающих»)

Урок-дискуссия

Особенно в старших классах я часто использую элементы дискуссии. Они призваны выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную проблему. На уроке – дискуссии присутствует характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. Очень интересно дискуссия проходит в 9 классе на уроке «Сущность жизни и признаки живых организмов». Я спрашиваю ребят, чем живые организмы отличаются от неживых. Следуют обычные ответы: питаются, растут, дышат,… Но, оказывается, что к этому способны и тела неживой природы. На этом уроке разгорается жаркий спор. Каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики, а также навыками источниковедческой работы.

Иногда я использую групповую дискуссию, построенную на основе работы группы сильных ребят и "аудитории”. Это уроки по типу "круглого стола”. При изучении таких тем, как «Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека», я провожу пресс-конференцию, на которой выступают сторонники различных гипотез: креационизма, абиогенного синтеза, панспермии и, конечно же, современные ученые. В ходе урока каждый выбирает себе ту гипотезу, которая кажется ему наиболее правильной.
Роль учителя в процессе дискуссионного занятия сводится к роли "главного ведущего”, который добивается всесторонности и глубины обсуждения проблемы классом. 

Урок-семинар

С целью отработки, закрепления учебного материала, обобщения знаний по теме я провожу семинары. Они могут следовать за лекцией. Важная особенность семинарских занятий – это проявление самостоятельности учащихся, их активной мыслительной деятельности при решении поставленных или возникающих в процессе обсуждения вопросов, широкое применение приемов логического мышления, особенно сравнений, аналогий, систематизации и обобщения.

Для проведения семинарского занятия по обобщению знаний я заранее даю учащимся план урока и небольшой список литературы. Отдельные вопросы формулирую в виде проблемы, это позволяет проводить эвристическую беседу, дает возможность учащимся выражать свою точку зрения, завязывать дискуссию.

В 11 классе, изучая тему «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора», я провожу семинар, где ребята раскрывают суть разных видов приспособлений, часто используя компьютерные презентации.
Видео-урок

Метод основывается преимущественно на наглядном восприятии информации представленная в такой форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Я использую видеофильмы на уроках зоологии при изучении разнообразия животных, в 10-11 классах на уроках генетики, селекции. В моем кабинете создана библиотека видеофильмов, в которой представлены не только фильмы ВВС, но и фильмы, снятые детьми во время экскурсий и путешествий. 

Урок-игра

Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. [4]
Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Виды деловых игр

1. Игры-упражнения используются как форма закрепления изученного материала. Учащиеся составляют сами кроссворды, игры-упражнения, текстовые задачи, которые решаются всеми учащимися класса.

2. Игры-загадки. Эта группа познавательных игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство сотрудничества ребят. 

3. Игра-соревнование (игры-конкурсы, игры — общественные смотры знаний, учебные встречи). Старая часто используемая, но очень эффективная форма урока, так любимая учениками.

4. Сюжетно-ролевые игры. Они приобщают учащихся к задачам, которые решает человек в своей производственной деятельности, ставит их в позицию сопричастности к делу взрослых и нуждам общества. Проводится первичная профориентация, особенно интересно ребятам исполнять непривычные для них роли: муравьишки из сгоревшего леса, печени алкоголика, легких курильщика.

5. Игры-путешествия. Можно предложить учащимся путешествие в воображаемый мир, например, "Путешествие в мир клетки", "Путешествие в мир мозга".

Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.

Использование информационных технологий при обучении
Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Так, мною проводятся уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Строение клетки» (10 класс), «Белки» (10 класс), «Гипотезы происхождения жизни на Земле» (11 класс). На этих уроках учащиеся не только получают исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно видят строение полимеров, устройство клетки и знакомятся с гипотезами возникновения жизни. 

Закрепление изученного материала также можно проводить с применением дисков. С этой целью был проведён медиа - урок в 10 классе по теме «Дигибридное скрещивание». Часть урока была посвящена просмотру, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

Хочется отметить, что в школьной лаборатории не всегда можно провести эксперимент в должном виде. А так как в некоторых темах он необходим, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому при изучении фотосинтеза в 6 классе был проведён медиа-урок.
Новые возможности открылись перед нами после появления в школе цифровых микроскопов, которые позволяют снимать видеофильмы, проводить лабораторные работы и наблюдать даже живые объекты. 

Интегрированные уроки

Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». [2]

Есть три уровня интеграции:

• внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

• межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока;

• транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. [3]

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

• повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

• рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

• организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

• показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельностив стандартныхучебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Мной вместе с учителями географии, химии и литературы разработаны интегрированные блоки уроков по темам: «История Земли», «Я всем обязан океану» (литературно-географическое-биологическое путешествие по мотивам книги Ж. Верна «20 тысяч лет под водой»), «Демографическое положение в Челябинской области», «Белки».

Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные уроки:

- направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного "очеловеченного” исторического материала, который не подается однозначным, они ставят перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера;

- заставляют функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся: внимание, восприятие, мышление, память, воображение;

- проигрывание роли, внутренне раскрепощает ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество.
Но нужно обязательно сказать, что не следует полностью абсолютизировать нетрадиционные уроки, должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно также нельзя отвергать нетрадиционное.







Список использованных источников

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/ Москва, 2008 г. 

2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [текст]/ Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. 

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник. 1-2 ч [текст]/ Москва, 2006 г. 

4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр [текст]/ Москва, 2007 г. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!