СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изучение обобщенно - личных предложений
Открытый урок по теме «Обобщённо-личные предложения». 8 класс.
Ход урока.
Вступительное слово. Постановка учебной задачи.
- Запишем число, классная работа.
- Листы самооценки.
На столе у каждого лежит лист самооценки. Подпишите его. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно. Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.
Вид работы | «5» | «4» | «3» | «неуд» |
1.Цифровой диктант |
|
|
|
|
2. Работа в группах |
|
|
|
|
3. Анализ пословиц |
|
|
|
|
4. Анализ предложений. |
|
|
|
|
5.Тест |
|
|
|
|
Актуализация полученных знаний.
На уроках мы знакомимся с разными типами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.
- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения? (односост и двусост)
- Какие предложения называются односост/двусост?
Цифровой диктант.
Читаем внимательно предложения на экране. Если предложение односоставное, ставим цифру 1, если двусоставное – 2.
Я помню чудное мгновенье. (2)
Яд каплет сквозь его кору. (2)
Зима. (1)
И я судьбу благословил. (2)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (1)
Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (1)
Приветствую тебя, пустынный уголок. (1)
Я гимны прежние пою. (2)
Шифр: 22121112
Оцените себя в листе самооценки.
Проблемная ситуация.
Работа в группах: собираем предложения из кусочков текстов. Ответим на вопрос: сможете ли вы объединить эти предложения в одну группу? По какому (-им) критерию (-ям)?
1, 2 группы:
- К вечеру гроза начала стихать.
- Кто-то тихо храпел.
- Почва была совершенно промёрзшей.
(двусоставные предложения)
3, 4 группы:
- На экскурсии видим много интересного.
- Передайте, пожалуйста, билет.
- Желаю всего хорошего!
(односоставные, определённо-личные)
5, 6 группы
- Почту разносят по утрам.
- Вас ждут дома.
- Тебе передали книгу?
(односоставные, неопределённо-личные)
Далее – проверка.
Оцените себя в листе самооценки.
(у каждой группы останется лишнее слово, прикрепляем его на доску)
ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
- Давайте из лишних слов соберём предложение.
- Что у нас получилось? (пословица)
- Как вы охарактеризуете это предложение по строению грамматической основы? (односоставное)
- В какой форме стоят глаголы? (любишь – 2л; люби – 2л, возить – инф)
- Значит, эта фраза относится к какому-то конкретному лицу, человеку? (нет, она может относиться к любому человеку, в общем)
- Изучали ли мы такие предложения? (нет)
- Как называются такие односоставные предложения? Какова тема урока? (обобщённо-личные предложения)
- Запишите тему урока.
- Определите цели урока: 1. Вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений; 2. Дать понятие обобщённо-личных предложений; 3. Научиться находить обобщённо-личные предложения.
Лингвофизминутка.
Я читаю предложения. Если односоставное, вы хлопаете в ладоши, если двусоставное – поднимаете обе руки вверх.
Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.), В дверь стучали (односост.), Сердце замирало от страха (двусост.), Внезапно небо потемнело. (двусост.), Цыплят по осени считают (односост.).
Анализ предложений.
На экране – обобщённо-личные предложения. Запишите их. Выделите грамматическую основу, определите, в какой форме употреблены здесь глаголы.
- По одёжке встречают – по уму провожают. (3л, мн.ч., наст.вр.)
- Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. (2 л., ед.ч., буд.вр.)
- Тише едешь – дальше будешь. (2л, ед.ч., наст. и буд.вр.)
- Какие предложения мы называем обобщённо-личными? (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно).
- Почему обобщённо-личные предложения – пословицы? (В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека).
- Где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике – стр. 96).
- Какая информация оказалась новой? (В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете – заголовки).
Оцените себя в листе самооценки.
Закрепление знаний.
Из данных на экране предложений выпишите только обобщённо-личные, доказав свою точку зрения.
1) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам. (Определённо-личное.)
2) Встретишь вечерочком милую в садочке - сразу жизнь становится иной (Обобщённо-личное.)
3) Недаром его прозвали Бирюком. (Неопределённо-личное.)
4) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (Определённо-личное.)
5) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колёс непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) (Обобщённо-личное.)
6) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (Неопределённо-личное)
Оцените себя в листе самооценки.
Выполнение теста.
Учащиеся выполняют тест на оборотной стороне листа самооценки.
Рефлексия.
На маркерной доске – названия изученных видов односоставных предложений: опр-личн, неопр-личн и обобщ-личн. Рядом – характеристика этих видов. Задача: три человека выходят к доске и сопоставляют характеристики с названиями видов предложений.
Пока идёт работа – игра «Продолжи пословицу» с классом.
Не стыдно не знать, … стыдно не учиться.
Слезами горю … не поможешь.
Волков бояться … — в лес не ходить.
Век живи … — век учись.
Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … — гуляй смело.
Клин клином … вышибают.
Что посеешь, … то и пожнёшь.
Тише едешь … – дальше будешь.
Далее – проверка и обсуждение.
Домашнее задание: §25, конспект; на выбор: упражнение 155 ИЛИ подобрать 10 примеров обобщённо-личных предложений (источник указать).
© 2022, Черникова Валентина Васильевна 485 5