Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
ВИДЫ УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ - осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - общеучебные (включая специально – предметные), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ - целеполагание , планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
КОММУНИКАТИВНЫЕ - обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
формирование всех видов универсальных учебных действий с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации.
УУД, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
- эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
- умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
- смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
Формирование личностных УУД
- «Расскажи, что ты чувствуешь?»
- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость произведения ?
-«Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»
- Инсценирование, чтение по ролям
- «Если бы ты был..»
Формирование регулятивных УУД
- «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу»
- «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?»
- «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?»
- «Читай внимательно. Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?»
Формирование коммуникативных УУД
- Устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному;
- Пересказ, чтение наизусть, словесное иллюстрирование;
- Беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов;
- Викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям.
Формирование познавательных УУД
- Выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге.
- Характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера, установление причинно – следственных связей, анализ, обобщение, классификация.
АНАГРАММЫ
СКАЗКА
БАСНЯ
КАЗАСК
АБЯНС
ЧТО ЭТО?
ЗАДАНИЯ - ШИФРОВКИ
уннлуссскокккмонннрьяфф
ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ
МАК
Р АК
Л АК
Л У К
СОЧИНЯЛКИ
Придумай сказку по вопросам:
- Кто это был?
- Как выглядел?
- Куда пошел?
- Кого встретил?
- Что ему сказали?
- Что он ответил?
- Что ему сделали?
- Какова была его реакция?
- Чем вся эта история закончилась?
СОЧИНЯЕМ СТИХИ
… ..звонок
…… .урок
……… нас
…… .класс
«Читать – это ещё ничего не значит , что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» .
К.Д. Ушинский