СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном метериале размещён опыт работы по формированию осознанного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»

« Система работы над текстом для формирования осознанного чтения через урочную и внеурочную работу в начальной школе».

Джафарова Надежда Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Архангельска

ИПМ -1 . Теоретическая интерпретация.

ИПМ -2 . Построение системы работы.

ИПМ – 3. Урочная работа.

ИПМ – 4. Внеурочная работа.

Библиография.

Приложение 1. Приёмы работы над словом, предложением.

Приложение 2. Применение приёма «Зигзаг» из ТРКМ на уроках.

Приложение 3 .Фрагмент урока с использованием технологии РКМ.

ИПМ – 1. Теоретическая интерпретация.

Проблема, актуальность.

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

По результатам исследования PISA наши школьника при проверке грамотности чтения (включает задания на  работу с текстом) показывают удручающие показатели: в 2000 г. - 462 место, в 2003 г. – 442 место, в 2006 г. – 440 место. На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения  (не используя предложенный текст и  применяя  другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.  

Современная школа меняется, приходят всё новые технологии, более подробно и напористо возвращаются уже ранее известные, но забытые приёмы в другом оформлении, под красивыми названиями. Огромный пласт информации, который ученик должен переработать, понять, запомнить, воспроизвести, а самое главное, потом в дальнейшей жизни ещё и применить. Как выйти из этого круговорота со знаниями, с крепким здоровьем? Сможет ли ребёнок в социуме применить то, что мы закладываем в школе?

Сущность опыта.

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Именно в период обучения в начальных классах активно развиваются эти процессы, с этого периода и начинаем работать над осознанностью текста.

Целью любой педагогической технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются:

А) степень прогресса личности по отношению к её предшествующим проявлениям в образовательной деятельности;

Б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.

Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Одна из ключевых компетенций – это информационная. Именно развив до определённого, необходимого для успеха уровня данную компетенцию, можно говорить и об успешности применения любых педтехнологий, которые применяют учителя в процессе обучения.

Одна из ведущих задач учителя – формирование грамотного читателя, который бы умело пользовался информацией.

Ещё несколько лет назад фраза «читательская грамотность» ассоциировалась бы с такими заданиями :

- ответить на вопросы о прочитанном;

- найти и зачитать отрывок из произведения;

- выделить главную мысль услышанного, прочитанного;

- что нового узнали из прочитанного и т.д. ;

Всё это связано было непосредственно с уроками чтения, работая над художественными произведением. Почему мы сегодня говорим о работе с текстом, о читательской грамотности как о чём – то новом, рамки понятия «текст» расширились и это уже не только работа на уроках литературного чтения.

Обобщая свой опыт, я подобрала такой слоган «ОТ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ К ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ».

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?





В начальной школе в программу формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Чтение. Работа с текстом.» Она имеет продолжение и в основной школе под названием «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Какие разделы входят в состав программы «Чтение. Работа с текстом»:

- получение, поиск и фиксация информации;

- понимание и преобразование информации;

- применение и представление информации ;

- оценка достоверности получаемой информации.

Это означает, что :

- их следует развивать на каждом учебном предмете;

- их необходимо проверять на каждом предмете.

Итак, какова основная идея моего опыта?

1. Погружение в понимание прочитанного необходимо начинать ещё в букварный период обучения в 1 классе. Это применение различных приёмов, которые показывают значимость даже одной буквы в значении слова.

2. Начиная со 2 класса активно ввожу приёмы из технологии РКМ ( развитие критического мышления ). Они учат отбирать, отсеивать важное зерно в тексте, формируются коммуникативные навыки, что очень важно на этом этапе развития ребёнка – небоязнь высказать своё мнение, принять или опротестовать чужую точку зрения и т. д.

3. С 3 класса, выстраиваем совместную работу с детским садом, куда выходим с инсценировками сказок, рассказами стихов. А до этих выходов идёт планирование с детьми тех произведений, которые по содержанию будут подходить для дошкольников. Неоднократные репетиции, подбор костюмов, декораций - здесь активно привлекаются родители. Дети учатся аргументировать, планировать, повышается мотивация и у тех детей, которые не входят в состав артистов, т.к. поучаствовать хотят многие. Происходит тесное сотрудничество семьи и школы.

4. На протяжении всех четырёх лет учёбы проводятся библиотечные уроки – выезд в библиотеку на занятия, где слушают образцовое чтение текстов библиотекарем, порой получают задание – прочитать также ! Анализируются поступки героев, отыскиваются скрытые мотивы. Определить жанр произведения, изменить концовку произведения, выделить мораль, написать письмо герою – это те из немногих заданий, которые ребята с интересом выполняют. Работа с текстом проводится не в классной обстановке, в другом социуме, другим взрослым - интерес возрастает. Для таких внеурочных занятий учитель должен составить с библиотекарем совместно список литературы, который будет изучаться, спланировать занятия.



Сопутствующая работа проводится и на других учебных дисциплинах.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

- чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

- восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

- аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов.

Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании осознанности прочитанного.

Цель - формирование осознанного чтения текстов детьми младшего школьного возраста через различные формы организации их деятельности.

Задачи: - проанализировать используемые технологии, приёмы по формированию навыка смыслового чтения, выделить более эффективные;

- наметить основные этапы в работе по формированию навыка смыслового чтения;

- организовать применение выделенных приёмов , технологий в системе, упорядоченно;

- привлечь родителей, ресурсы дополнительного образования в работу по формированию у детей осознанности при чтении;

- вовлечь учащихся в социальную среду, где продемонстрируется важность того, что текст надо чувствовать, понимать;

При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». 

Оригинальную методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов («Творческое чтение», 1925). Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая , на мой взгляд, в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Автор программы литературного чтения образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева творчески переработала её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.

В данное время, работая по УМК «Гармония», всю свою работу выстраиваю на материале таких педагогов как М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова ( русский язык, литературное чтение ). Тексты органично подобраны, проводится основательная подготовительная работа перед восприятием материала.

Всю свою работу провожу, придерживаясь следующим принципам:

- систематичность и последовательность в работе;

- самостоятельность, активность учащихся в добывании знаний;

- учёт возрастных и индивидуальных особенность учащихся;

- свобода в высказываниях, раскрепощённость на занятиях ;


Для обучения работе с текстами, по моему мнению, нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем. Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-практическое отличие текста от набора предложений.

-выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-озаглавливание текста (подбор заголовков).

-составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

-подбор антонимов и синонимов к словам.

-нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3-4 классы – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному;

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

При соблюдении всех этапов, условий у детей проявляется интерес к учению, работа с текстом становится увлекательной. Учениками осваиваются проблемные , коммуникативные аналитические типы деятельности. При работе по технологии РКМ у детей лучше усваивается учебный материал, задания, в основном, носят творческий характер. При хорошей организации со стороны учителя, экономится время на уроке, урок превращается в урок – игру, что ведёт к снятию напряжения у учеников, исчезает боязнь «спросят – не спросят».

Творческие выходы в детский сад и в библиотеку развивает у ребят потенциал к искусству, возрастает желание быть старшими ( по сравнению с дошкольниками ). А успех в инсценировках окрыляет детей, хотят творить снова.

Данный мой опыт можно легко перенести в работу любого педагога. Проводимые технологии, приёмы рассчитаны на детей разного уровня подготовки, т.е. есть возможность проявить себя в работе каждому ученику. Учитель должен знать особенности внедряемой технологии РКМ ( развитие критического мышления ), иметь базу приёмов, которые проводятся в системе.



ИМП – 2. Построение системы работы.


Система работы над формированием осознанного чтения









Внеурочная работа

ИПМ - 4

Урочная работа

ИПМ - 3








Библиотечные творческие занятия

Посещение детского сада с инсценировками сказок

Применение ТРКМ

Система приёмов

( подготовительный букварный период) ,

работа над словом, предложением
















ИПМ – 3. Урочная работа.

Работа по формированию осознанного чтения представляет собой систему, которая складывается из:

- материала, представленного авторами в УМК, по которому я работаю;

- копилки приёмов, которая сложилась за годы моей работы в школе ;

- дополнительно внесённых технологий в практику, например, широко применяю ТРКМ;

Цель – формирование в урочное время осознанности при чтении текста на любом учебном предмете.

Работа над этой целью начинается ещё в букварный период, когда дети изучают буквы. Уже на этом этапе нужно привлекать внимание детей к тому, что одна буква может менять смысл слова. То есть, осознанность начинаем формировать на уровне слова, предложения.

Работа строится по нарастающей сложности :

- работа со слогом, словом;

- работа с предложением;

- работа с текстом;

Результат такой работы можно проследить на уроках при восприятии текстов, при разборе содержания прочитанного. Контролируя технику чтения, одним из критериев является понимание текста. При выставлении отметки по чтению этот фактор является ведущим.

Чтобы данная система работала, необходимо учителю спланировать деятельность на протяжении 4 лет обучения ребёнка в начальной школе. Работать будет лишь система, а не вырванные эпизоды или приёмы.


ИПМ – 4. Внеурочная работа.


Работая над осознанностью, не надо забывать и о том, а как ученик этот текст переживает, воспроизводит, какие герои ему более симпатичны, почему герои так поступают. То есть, формировать надо и нравственную позицию, моральные нормы, работая над содержанием. Для этого текст надо пропускать через себя, через свою душу. Речь идёт, в частности, о художественных произведениях.

Работая над этим, я направила работу по двум руслам:

- библиотечные уроки;

- посещение подготовительной группы в детском саду с инсценировками сказок;


Организуя библиотечные уроки, выстраивается план на текущий год, в сотрудничестве с библиотекарем обсуждаю произведения.

Произведения берём такие, которые не предусмотрены программой, но очень трогательные, являются хорошей базой для формирования человеческих качеств. Понять содержание, значит прочувствовать.

Вот один из рассказов В. Осеевой «Бабка».


«…После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?» А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»

… Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».


После работы над произведением, дети писали письмо этой несчастной бабке, которая тихо умирает в семье родных, но таких далёких людей.


Ещё одно произведение Виктора Астафьева «Белогрудка».


«… Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.


Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.»

Произведение трагическое , дети не хотят верить в плохое, сочиняем другую концовку рассказа.

Вся работа в библиотеке следует ещё одной особенности – текст читает библиотекарь. Это делаем умышленно, ведь дети должны слышать образцовое чтение, не смотря на то, что это уже хорошо читающие третьеклассники и четвероклассники.



Для придания значимости того, что текст надо понимать, переживать за его героев, организовали театрализованные выходы в детский сад. Ученикам нравится осознавать то, что они уже старше, могут поделиться опытом с малышами. При подготовке отрабатываем необходимую интонацию, обсуждаем, почему именно так произносит герой свои слова, что он переживает, где в тексте можно найти доказательства такого переживания, эмоций.

С воспитателями подбираем репертуар для дошкольников. Родители привлекаются в подготовке атрибутов, декораций, костюмов.


В результате этой внеурочной работы ученики более глубоко вникают в содержание, воспитывая в себе духовность, умение радоваться, сочувствовать. Слышат то чтение, к которому надо стремиться. Осознание проходит через переживания.


Чтобы работа проходила полноценно, необходимо:

- выстроить план с библиотекой, детским садом по репертуару;

- организовать работу родителей в оказании помощи;


Библиография.

  1. Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год.

  2. Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка.

  3. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.

  4. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем – М. 1994г.

  5. Пентин А.Ю.  Что нам делать с PISA?  // Методист. 2008. №4.

  6. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4.

  7. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.


Приложение 1. Приёмы работы над словом, предложением.


1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы

трава – травы

ветер – вечер

взбежал – вбежал

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

Дом дом дом ком

Галка палка палка палка

Лапа лапа лапа липа

Попал пропал попал попал 

Мишка Мишка Миска Мишка

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

4. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось          разливалось

Пу –те -шест–во–вать      путешествовать

За – швы – ря - ли             зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи

взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ

ПРОкриЧАли 

 8. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

9. Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

рпмашина

10. Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ

МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС

ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО



Приложение 2. Применение приёма «Зигзаг» из ТРКМ на уроках.


Мастер-класс

Название приёма – «Зигзаг».

Цель – освоить учащимся большой по объёму текст ( см. приложение )

Оборудование – текст, листы бумаги, фломастеры, ручки, карандаши.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии чтения. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте. Такие условия выполняются в приёме «Зигзаг».

Прием «Зигзаг» относится к  группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Приём «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, т.к. работа в группах активизирует элемент соревнования. Роль учителя – координирующая, а саму ценность приёма составляет процесс отбора информации, её кодирование, неоднократность прорабатывания .

№ этапа,

время

Содержание

Предполагаемый результат

Деятельность мастера

Деятельность учеников

1.

( 1 мин.)

Ввод в тему ( вопрос – ответ ) :

- Какой большой раздел мы изучаем?

Какие вопросы мы уже рассмотрели?




- Какие ещё вопросы можно задать по данному разделу?


- А интересно, наверное, узнать, были или нет профессии у людей и сохранились или нет до наших времён.

Вот сегодня и выясним, а для этого перед вами тексты на заданную тему.

Комментарии: стадия вызова осуществляется при помощи любых приёмов. В данной стратегии может и не быть фаза вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом.

Текст изначально делится учителем на несколько частей. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в первичной группе.

Объяснение задания.

Ответы детей :

- Как жили наши предки.

- Как узнают о жизни предков, чему они поклонялись, в каких домах они жили, чем современные города отличаются от городов тех времён.

- Как одевались наши предки, были или нет школы, магазины и т.д.







Класс делится на группы с равным количеством участников.

Каждая группа получает один и тот же текст.


Комментарии : если текст слишком объёмный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.


Деление на группы (умение договариваться)

2.

( 5 мин )

Мастер координирует работу каждого участника в отдельности (по необходимости).

Комментарии: каждая группа получает один и тот же текст. Причём каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему и т.д.

Комментарии : учеников необходимо снабдить фломастерами, листами бумаги, где они смогут предоставить изученную информацию кратко. Конечно, дети должны уже уметь составлять схемы, кодировать содержание рисунками, составлять кластеры и т. д. – всё это отрабатывается постепенно, под руководством учителя.


Ученик представляет своеобразную «выжимку» своего отрывка (отбор информации, её кодирование).

3.

( 5 мин )

Мастер прислушивается к выбору в группах, обсуждениям.

Комментарии: «экспертные» группы составляют так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме.

Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Комментарии : по договорённости дети могут выбранный вариант ещё сообща дополнить «изюминками» других экспертов, улучшить свою версию части текста.

Обмен мнениями. Выбор лучшего варианта представления своего отрывка (умение принять чужую точку зрения или отстоять свою).

4.

( 5 мин)

Следит за отведённым временем, объявляет о прекращении работы в рабочих группах.

Комментарии: мастер обговаривает заранее, что на данном этапе во всех группах происходит обсуждение, объяснение друг другу , поэтому работа должна вестись в полголоса, не мешая остальным группам.

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе.

Комментарии: таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту, складывается общее представление изучаемой темы. Ученик, который слабо справился с заданием на этапе индивидуальной работы, побывав в экспертной группе, должен вернуться в свою рабочую группу уже подготовленным, с улучшенным вариантом презентации своей части работы.


Участники доносят свою информацию, ссылаясь на зарисовки, записи (умение объяснять).

5.

(4 мин )

Мастер следит за регламентом времени при выступлении детей. Отмечает «изюминки» выступления.

Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.




Большой по объёму текст изучен детьми.

( умение излагать последовательно мысли с опорой на закодированную информацию ).

6.

( 2 мин )

Следит за правильностью ответов на вопросы, уточняет, поправляет детские высказывания.

На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание .

Комментирование : после выступления можно показать все конспекты, таблицы, рисунки и т.д. по каждой экспертной группе , обсудить их, выделив, почему выбрали именно тот, а не иной.( т.е. при помощи сравнения работ происходит дальнейшее обучение кодированию информации ).

Выбрана лучшая работа.(умение аргументировать свой выбор ).



Текст «Какими ремёслами занимались в старину»

(1) Большую часть городского населения составляли ремесленники. Это были мастера, изготовлявшие вручную из разных материалов изделия на продажу.

Сапожники изготовляли обувь, ткачи – ткани, бондари – деревянные бочки, вёдра, кадки.

Гончары делали глиняную посуду. Кусок вязкой влажной глины они клали в центр гончарного круга, который вращали ногами. Мокрыми пальцами надавливали на глину, придавая ей форму тарелки, миски, горшка, кружки, кувшина. Затем изделие обжигали в печи. Не забывали гончары и про детей, делали для них из глины игрушки и свистульки.

Стеклянную посуду изготавливали стеклодувы. Сначала стекло выплавляли на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляли в расплав длинную узкую трубку и выдували стеклянный пузырь. Вращая и покачивая, придавали ему нужную форму. Из стекла, добавляя в него разные красящие вещества, делали украшения – стеклярус.

Заметными людьми в городе были кузнецы. Про них говорили: «Кузнец – всем ремёслам отец». Для крестьян они делали серпы, ножи, косы, лопаты, для воинов – мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Кузнец мог и коня подковать, и браслет выковать. Чтобы придать нужную форму металлу, накаляли его в большой каменной печи – горне. Затем большими кузнечными щипцами размягчённый металл клали на тяжёлую металлическую или каменную наковальню и тяжёлым молотом быстро и точно ковали, пока не остывал и не затвердевал металл.

(2) Во все времена дерево было прекрасным строительным материалом : прочное, лёгкое, удобное в обработке. Всё, нужное крестьянину и горожанину – дом, мельница, баня, соха, лавка и многое другое, делалось из древесины. Плотнику на Руси всегда было много работы. Строили они укрепления, церкви, изб и хоромы. Возводились мосты через реки и мостовые в городах. Изготавливали ( ладили ) сани и телеги, вёсельные и парусные суда – ладьи и струги. Хороший топор и острый нож – вот основной инструмент мастера по дереву.

Из мягкой древесины делали ложки, чашки, ковши, музыкальные инструменты : рожки, гусли, свирели. Твёрдую древесину берёзы, дуба, клёна брали для прялок, веретён, гвоздей. Из кедра делали сундуки, в которых хранили шерстяные вещи, - моль в них не заводилась.

До сих пор сохранились деревянные церкви, которые умельцы соорудили без единого гвоздя. В летний день купола храмов сияют на солнце и кажутся золотыми. Но и они сделаны из дерева. А переливаются потому, что покрыты резными пластинами из осины.

Приложение 3 .

Фрагмент урока с использованием технологии РКМ

Тема «Орган зрения», 3 класс, УМК «Гармония».

Приём: «верные и неверные высказывания».

Цель урока:

1.Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.

2. Познакомить со строением глаза.

3. Дать представление о гигиене глаз.

4. Продемонстрировать знание изученной темы.

Ход урока:

На стадии ВЫЗОВА необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать приём «Верные и неверные высказывания».

Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположения групп выносят на доску.

Высказывания

До чтения

После чтения

  1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объёмным



2.Форма глаза напоминает яблоко.



3.Глаза в сильные морозы мёрзнут.



4. Зрачок – это отверстие в глазу.



5. В глазу имеется прозрачная линза.



6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевёрнутым.



7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.




Т.о., при дальнейшем чтении текста дети акцентируют внимание на содержании, отделяя то, что уже знакомо и то, что ново.