СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Российскому обществу сегодня требуются люди, творчески мыслящие, предприимчивые, инициативные, способные найти свое место в обществе, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию и саморазвитию, владеющие грамотной  русской речью.       

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта.»

  Автор: Сечина Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение: Томская область, Кожевниковский район. С.Еловка

МОУ «Еловская ООШ»

Тема: Обобщение опыта педагогической работы.

 Школьное образование в настоящее время находится в процессе модернизации. В данных условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами  общества, личности, государства.

    Имея за плечами педагогический стаж 21 год, я задаюсь вопросом: какого ученика должна выпускать во взрослую жизнь современная школа? Российскому обществу сегодня требуются люди, творчески мыслящие, предприимчивые, инициативные, способные найти свое место в обществе, умеющие принимать ответственные решения, обладающие способностью к самообразованию и саморазвитию, владеющие грамотной  русской речью.        Исходя из этого убеждения и руководствуясь словами У.А.Уорда: «Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет», определяю главные цели своей педагогической деятельности. Они тесно связаны с основными направлениями программы развития нашего образовательного учреждения, выдвинутыми в Концепции модернизации российского образования:

        личностно-ориентированное обучение;

        формирование ключевых компетенций по предметам;

         введение единого государственного экзамена как итоговой формы    аттестации выпускников;

        использование новых форм образования;

        сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

        повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе;

        создание такой модели образовательного учреждения, в котором могут реализовать себя дети с разной подготовленностью, разными способностями и интересами.

   Анализ реальной ситуации с учетом  основополагающих целей педагогической деятельности и направлений развития школы позволил выделить ряд наиболее важных проблем, на решение которых я старалась направить усилия в течение последних лет. Их можно сформулировать следующим образом:

        необходимость поиска эффективных средств и методов нравственного и патриотического воспитания;

        преодоление негативных тенденций, связанных с общим снижением интереса школьников к изучению родного языка и литературы;

        обеспечение качественного освоения основного теоретического лингвистического и  литературного содержания  учащимися с разным уровнем способностей и мотивации (эта задача приобрела дополнительную актуальность в связи сведением ГИА как формы итоговой аттестации).

        развитие творческих способностей обучающихся;

        формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом.

  Своё предназначение, как учителя русского языка и литературы, я всегда видела в формировании  нравственно-патриотических качеств у своих учеников, любви к родному языку, умения быть хорошими внимательными читателями. По моему глубокому убеждению, литература – единственный предмет в школе, воспитывающий душу, оказывающий огромное положительное влияние на личность ребенка, способствующий  развитию языкового чутья и художественного вкуса.  В соответствии с этим в   течение двух лет уделяю особое   внимание проблеме:  «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство повышения результативности». Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого создаёт условия для интеграции курса русского языка и литературы, для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. Работа над текстом позволяет по-новому решить вопросы о соотношении теории и практики в школьном курсе русского языка; обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста; органически связать изучение нового и повторения; ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи; обеспечить реализацию как внутрипредметных, так и межпредметных связей. Большее внимание уделяю поэтическим текстам. Мысль, «вооружённая… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика. Совместная деятельность учителя и ученика над анализом текстов разных стилей и авторов, разных по тематической направленности даёт свои результаты. Ребята-старшеклассники принимают активное участие в ежегодном конкурсе «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «КИТ». И пусть не каждому суждено быть победителем, но стремление к совершенствованию само по себе похвально.

За период, прошедший после последней аттестации, мне удалось преодолеть  некоторые проблемы, возникшие при переходе образовательного учреждения к использованию новых форм образования. Для этого в 2009 году окончила курсы повышения квалификации по программе «Система подготовки к новым формам экзамена по русскому языку и литературы в 9-11классах», которые позволили осуществлять более качественную подготовку к преподаванию предмета, использовать информационно- коммуникативные технологии на уроках и  вне урочной деятельности. Во многом способствовало работе в этом направлении краткосрочное обучение «Возможности Интернет технологий для реализации сетевых процессов. Создание и использование образовательного сайта.», участие в областном семинаре «Обучение с использованием Интернет - технологий» в качестве слушателя. Вопросы, касающиеся путей реализации задач новых форм образования, были представлены в виде доклада на окружном педагогическом совете в и как выступление на педсовете школы.  

  Компетентностный подход, применение компьютера на уроках и внеурочной деятельности,  осуществление межпредметных связей русского языка и литературы в другие предметы гуманитарного цикла, проектная деятельность, участие в конкурсах, конференциях – таков мой вклад в Программу развития школы.

  Но обучение может остаться чуждым для ребёнка, если весь поток информации будет держаться на учителе, а ребёнок, не сопереживая и не понимая смысла своей деятельности, станет безучастно воспринимать получаемые знании, ведь способности детей могут быть обусловлены не только окружением ребёнка, но и его психологическими  особенностями. Если для одного ученика максимальным является только репродуктивный уровень, то другой ученик работает на творческом уровне. Общий подход к детям приводит к перегрузке школьников, которые не могут усвоить материал на данном уровне, и недогрузке других, более способных, что приводит к занижению их подготовки на уроках русского языка и литературы. В результате у тех и других падает интерес к процессу  получения знаний. Организую взаимодействие с учащимися с учётом их индивидуальных возможностей и желаний, регулируя подачу количества знаний.   Используя комплексный анализ текста, можно также дифференцировать нагрузку на ученика. Группы по деятельности составляются с учётом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.  Свою деятельность выстраиваю так, чтобы каждый ученик работал на уровне своих возможностей.    Использование интеграции русского языка в другие предметы гуманитарного цикла такие, как литература, информатика позволяет ребёнку ощутить себя в единстве и гармонии с окружающим миром – не в  этом ли цель всех здоровьесберегающих технологий! Когда мы говорим о здоровье, то имеем в виду не только здоровье физическое, но и (это главное) здоровье духовное, нравственное. К тому же взаимосвязь этих предметов позволяет решить целый ряд проблем: ликвидация перегрузки учащихся, воспитание интереса к учебному труду, способности к успешной учебной деятельности («ситуация успеха»), а также формируются  ключевые компетентности сразу по двум и более предметам.  Результат этой работы  представлен в виде открытых уроков: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» произведению А.Платонова «Юшка», «Уроки нравственности и войны в рассказе Е.Носова «Кукла», «Покажи умение, как усвоил местоимение» и др.

  Сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество – вот к чему стремлюсь в своей работе. Такой характер деятельности приближается к личностно-ориентированному образованию, которое заключается в создании условий для развития индивидуальных качеств учащихся, снижению стрессовых ситуаций на уроках. «В  каждом  человеке   солнце,   только  дайте  ему   светить», - эти слова, принадлежащие великому мыслителю Сократу, несут огромный смысл. На уроке я стараюсь создать такой мир, в котором каждому ребенку легко и он получает истинное удовольствие от общения с одноклассниками и учителем. Если ребенка одобряют, он увереннее в себе... Если ребенка признают, он начинает понимать, как хорошо иметь цель...  Необходимо давать каждому человеку возможность выразить и реализовать себя, особенно детям. Многолетний опыт показывает, что успешным урок будет только тогда, когда мои цели и цели моих учеников совпадают. Анализ текста является не только нашей общей целью, но и средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он приучает учащихся  самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет представления об учебной информации.

  Анализируя свои уроки, определяю оптимальные условия  и для использования компьютера в учебном процессе, позволяющего реализовывать технологии индивидуального, группового и коллективного обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках повышает интерес учащихся к содержанию, т.к. можно более  наглядно излагать новый материал, обращаться к использованию электронных учебников, энциклопедий, тестов, интерактивных курсов при подготовке к ГИА. Самостоятельную работу учащихся планирую так, чтобы не допустить напрасной потери времени, ограничиваю любое задание временными рамками. Часто вспоминаю восточную мудрость: «Скажи мне -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму». И поэтому часто даю своим ученикам творческие самостоятельные задания в виде мини-сочинений, сочинений-рассуждений или просто письменного ответа на вопрос.    

  На каждом этапе урока учащиеся должны знать цели выполняемого задания. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу, сообщение критериев, по которым будет оцениваться работа, позволяет эффективно использовать время урока, так как ребята сами могут оценить  себя и своих одноклассников. Для повышения интереса учащихся часто включаю  в урок фрагменты игры, кроссворда, а в старших классах - яркий рассказ о важнейших событиях в развитии языка, крупных деятелях русского языкознания. Как правило, такой рассказ, обращенный одновременно  к разуму и чувствам детей, сопровождается заданиями, предполагающими личностную оценку рассматриваемых вопросов. Нередко они ставятся в дискуссионной форме,  что позволяет выявить и сравнить альтернативные точки зрения.  Этого принципа я придерживаюсь при проведении не только уроков русского языка и литературы, но и внеклассных мероприятий. Применение яркого рассказа в сочетании с дискуссионными заданиями  во многих случаях  помогает  пробудить ситуативный интерес пассивной части учащихся к изучаемой теме.   

   Требование времени – использование нетрадиционных форм проведения уроков и современных образовательных технологий. Технология проблемного обучения и воспитания, направленная на обеспечение активного характера педагогического процесса, опирающаяся на принцип интегрированности  позволяет наряду с репродуктивными методами использовать проблемно-поисковые, которые стимулируют творческое развитие детей, помогая реализоваться одарённым детям. Моделирование проблемных ситуаций, уроки-конференции, семинары, защита рефератов, проектов – всё это дисциплинирует мышление, обостряет чувство языка, приучает гибко пользоваться им, повышает речевую культуру учащихся, а через неё – культуру их поведения в целом. А вариативность, дифференцированность заданий при проведении таких уроков удовлетворяет потребностям детей с разными возможностями.

   Совместная творческая деятельность учителя и учащихся, основанная на взаимодоверии и решении общих задач, ситуация успеха и постепенного продвижения в усвоении учебного материала, использование текста при обучении русскому языку, систематическая работа со словом способствуют положительной динамике успеваемости обучающихся по преподаваемым мной предметам. Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждают результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

Результаты итоговой аттестации, в том числе и в форме ГИА, подтверждают годовые оценки выпускников. В 2008/09 из 5 учеников по результатам ГИА по русскому языку  все получили положительные оценки, причем оценки «хорошо» 3 ученика. В 2010 году – из 3 обучающихся была одна «4», качество составило 33%. В 2011году ГИА сдавал один обучающийся, качество 100%. Формирование коммуникативных, учебно-познавательных, общекультурных компетенций  у обучающихся, используя работу с текстом, положительно сказывается на грамотности детей, расширении их речевых возможностей. А чтобы наиболее объективно оценивать деятельность ребят на уроке, в течение нескольких лет применяю зачетную систему оценки знаний.. При подведении итогов изучения темы с помощью зачета проверяются знания теоретического материала, умения, навыки, полученные при изучении темы, речевые и коммуникативные компетентности, но это не единственный метод оценки деятельности обучающихся. Тестирование, как вид контроля, не только позволяет быстро оценить работу детей  на уроке, но и способствует их подготовке к ГИА.  Подробный анализ тестов, самостоятельных, творческих и контрольных работ позволяет увидеть и пробелы в знаниях, и индивидуальные достижения обучающихся, а также скорректировать дальнейшую работу так, чтобы реализовать поставленные цели.  

  Основной  целью образования, в  конечном счете, является реализация личности, раскрытие и совершенствование ее нравственного и творческого потенциала; усвоение некой совокупности знаний можно рассматривать как  средство достижения данной цели. Поэтому важной составляющей моей профессиональной деятельности является  развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.  Решению этой задачи  способствует активное привлечение учащихся к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, выполнению лингвистических проектов в рамках научно-исследовательских конференций (районных и областных «Виват, одаренные»), в различных конкурсах муниципального и регионального уровня.  Отрадно, что в результате появляются  отдельные ученики, которые  сами начинают проявлять инициативу в подготовке исследований, рефератов, проведении мероприятий со сверстниками или младшими школьниками. Результаты  ученических исследований я стараюсь активно использовать в учебной и внеклассной работе, что повышает значимость исследовательской деятельности в глазах ее участников. Так, подготовленный ряд проектов внутришкольного уровня: послужили основой проведения школьной научно-практической конференции: «Лингвистические ошибки вокруг нас» - 1 место, «Листая школьные страницы» - 2 место, «Наше условие – долой сквернословие» - 1 место.

   За последние три года мои ученики становились победителями и призерами ряда муниципальных конкурсов: «Конкурс компьютерной графики», «Строки, опаленные войной», сочинение «Компьютер в моей жизни», « Мое село должно принадлежать истории», где представляли творческие работы  в виде сочинений-рассуждений, эссе, лирических стихотворений и т. д.   Подготовленные мною ученики принимают участие в районной олимпиаде по русскому языку.

  Составной частью моей профессиональной деятельности является участие в работе районного методического  и школьного объединений учителей-словесников, где  я регулярно выступаю по вопросам содержания и методики преподавания русского языка. Участие в работе МО дает мне возможность не только поделиться собственным опытом, но и почерпнуть немало полезного из опыта коллег.

  Работа педагога, являющегося и  классным руководителем, помимо знаний и опыта, требует от него и  особых  качеств души: искренней заинтересованности в каждом ребёнке, способности сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку каждому ребенку. На мой взгляд,  без этого невозможно представить труд  учителя вообще, а в  последнее время особенно, когда все чаще приходится сталкиваться с проявлениями эгоизма, равнодушия, эмоциональной черствости, агрессивности, грубости в подростковой среде, необходимо противопоставлять обратное – неравнодушие и  доброту. Хотя такое поведение детей обусловлено влиянием окружающей среды, а чаще всего – сложной обстановкой в семье, учитель не должен оставаться в стороне. Тревожные признаки таких тенденций, побудили меня к более глубокому изучению отношений и личностных особенностей учащихся, чтобы улучшить отношения в классе и тем самым повлиять на процесс обучения в целом.   В итоге это позволило скорректировать воспитательную работу с классом и отдельными учащимися, с родителями, снизив  влияние негативных тенденций, улучшив отношения в классе.  

  Результативность педагогической деятельности во многом зависит от успешного взаимодействия учителя с родителями, предполагающего одновременно и  тонкие межличностные контакты, и заинтересованное включение  родителей   в жизнь классного и школьного коллектива. Это не только родительские собрания, но и консультации по подготовке детей к ГИА, по тематике литературного чтения и  расширению словарного  запаса учащихся, обсуждение плана совместных внеклассных мероприятий (уроков нравственности, экскурсий по литературным местам,  спортивных эстафет, дней здоровья). Один раз  в неделю  провожу индивидуальные консультации для детей, слабо усваивающих программный материал по русскому языку и литературе, подбирая задания  с учётом психологических особенностей этих обучащихся. В 2010 году – победитель конкурса социальных проектов по стандарту «Социальная гостиная для детей группы риска по социальному сиротству» в рамках региональной программы «Право ребенка на семью на 2009 -2012годы». В рамках проекта была оказана психолого-педагогическая поддержка детям, были организованы кружки, организовано продуктивное взаимодействие детей и учителей.  

   Ни один педагог  не может решать поставленные задачи в одиночку, а  только совместно с коллегами и администрацией. Поэтому многое зависит  от того, насколько согласованными будут устремления и принципы работы членов педагогического коллектива, от духа творчества, царящего в нём, от психологического климата межличностных отношений. Могу сказать, что мне посчастливилось работать в таком коллективе, где каждый является необходимой  частью целого, а вместе – единой  командой. В своей деятельности я всегда могу опереться на помощь коллег, администрации, и сама готова оказать поддержку в любом случае, когда это необходимо. Являюсь председателем профсоюзного комитета, избранность на эту должность на протяжении многих лет рассматриваю в качестве показателя доверия ко мне со стороны коллег.

   Учительская деятельность требует постоянного совершенствования. Чтобы соответствовать веяниям времени, необходимо повышать профессиональный уровень. Ведь в работе учителя, равно как и медика, главное не навредить. Может быть, поэтому учитель – постоянный ученик. Я не исключение:  прохожу обучение  на курсах Томского областного института повышения квалификации (последний раз – в 2009г.), заимствую интересные методические идеи коллег в ходе семинаров и конференций районного  методического объединения.  Руководствуясь  приоритетными задачами своей педагогической деятельности и плана самообразования, знакомлюсь  с новинками учебно-методической и педагогической литературы, статьями, публикуемыми в предметных журналах, на сайтах Интернет.  Особенно меня как словесника интересуют публикации о новых технологиях обучения, некоторых содержательных аспектах  литературно-лингвистического образования, изучения нормативно-правовых и методических основ подготовки к ГИА,  литература по педагогической психологии.

   Любая профессия часто сопряжена с определенными трудностями и проблемами, противоречиями, а педагогическая - в особенности. Существенной проблемой для меня, как и для многих моих коллег, является острая нехватка учебных часов для полноценного изучения русского языка. Согласитесь, один час в неделю для старшеклассников, интенсивно  готовящихся к ГИА не просто мало! Концентрический принцип  построения литературного образования в том виде, в каком он существует в настоящее время, явно непродуман, не учитывает психолого-возрастных особенностей восприятий учебного материала, образовательная программа по литературе перенасыщена и отбивает желание прочитать всё даже у отличников. Верится, что при принятии разрабатываемых ныне стандартов нового поколения ситуация изменится к лучшему.  Имеет место явное несоответствие воспитательного воздействия, которое оказывает на ребенка школа (и я как педагог в частности), тому потоку негативного влияния, которое оказывает на него же социокультурная среда, в особенности СМИ. Школа, к сожалению, чаще проигрывает в этом противодействии, что делает особенно актуальным поиск новых эффективных в сегодняшних условиях средств воспитания.

   К проблемам, обозначившимся в течение последнего периода моей педагогической деятельности, можно отнести проблему несоответствия школьной базы оценивания знаний и умений обучающихся критериям оценки ГИА; потребность в выработке стройной системы формирования общеучебных умений с 5 по 9 класс.

 Анализ опыта педагогической деятельности за предшествующий аттестации период, а также современной направленности развития образования и предстоящих перемен в положении образовательного учреждения позволяет выделить ряд задач, решение которых становится актуальным  в ближайшей перспективе (3-5 лет):

         реализация нравственно-патриотической направленности образовательного процесса на основе более эффективного учета особенностей современной среды, проблем, актуальных с точки зрения современной молодежи;

        разработка целостной системы формирования общеучебных и предметных умений, способов деятельности в рамках курсов русского языка и литературы;

        совершенствование  технологии и организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, ее более широкое включение в образовательный процесс;

        повышение профессиональной компетентности в сфере использования современных средств диагностики, оценки и анализа  результатов образовательной деятельности


10