Конспект урока по физике для 8 класса на тему: «Обобщение по теме «Электрические явления»»
Учитель: Швайко Лариса Анатольевна,
МБОУ «СШ №13» города Евпатории, РК
Урок-путешествие по стране «Электрика»
Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: «Электрические явления»; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать мышление, память, интеллектуальные способности, находчивость, смекалку, эрудицию, умение наблюдать и экспериментировать; воспитывать ответственность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, папки с заданиями для каждого учащегося, приборы (амперметры, вольтметры, лампы, выключатели, источники тока, резисторы, реостат, соединительные провода).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание атмосферы сотрудничества в классе. Психологическая установка на урок.
Целеполагание. Мотивация.
На предыдущих уроках мы изучали тему, которая называется «Электрические явления». Что Вы узнали из данной темы?
Посмотрите внимательно на картинку (Слайд 1). Как Вы думаете, какова тема урока?
(Тема урока: «Путешествие по стране «Элетрика»»).
Сформулируйте цель урока.
(Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе, законе Ома для участка цепи, видах соединений проводников, работе и мощности тока. Развивать мышление, находчивость, смекалку, эрудицию, умение наблюдать и экспериментировать). (Слайд 2)
Мотивационные вопросы:
Чем Вас заинтересовала тема урока?
Почему необходимо обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Электрические явления».
Связана ли тема урока с повседневной жизнью?
Наш итоговый урок хочу начать со слов выдающегося физика-теоретика А. Эйнштейна:
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы»… (Слайд 3)
Главная ваша задача – понимать сущность электрических явлений.
Вы наверняка уже поняли, что это будет необычный урок. Мы будем путешествовать по городам, островам – согласно, маршрутного листа. Для этого весь класс будет разделён на две туристические группы, которые будут соревноваться между собой за первое место. (Первое место получит та команда, которая быстрее и с большим количеством набранных баллов придёт к финишу).
Выполненные Вами задания будут оценены определённым количеством баллов, указанном в маршрутном листе. Баллы будут выставляться нашим жюри каждой туристической группе и индивидуально отвечающим учащимся. Учащиеся также выставляют в листах самооценки себе баллы за работу на уроке (по каждому этапу маршрута).
Итак, мы начинаем путешествие! Первая остановка – город знатоков.
Актуализация, обобщение и систематизация знаний.
Город знатоков
Каждой туристической группе поочерёдно будут задаваться вопросы, а жюри будет оценивать правильность ваших ответов.
Правильный ответ на вопрос оценивается 1 баллом. (Слайд 4)
Вопросы:
Какая элементарная частица имеет наименьший заряд и чему он равен?
Что такое электрический ток?
Что представляет собой ток в металлах?
Почему тепловое движение электронов в проводнике не может быть названо электрическим током?
Всегда ли электрический ток представляет собой упорядоченное движение электронов, а не каких-либо других частиц?
Скорость направленного движения электронов в металлическом проводнике очень мала, составляет доли миллиметра в секунду. Почему же лампа начинает светиться практически одновременно с замыканием цепи?
Что такое направление тока?
Имеет ли значение для теплового действия тока его направление?
Что называется силой тока?
Какое явление положено в основу установления единицы силы тока – ампера? Что принимают за единицу силы тока? (Слайд 5)
В каких единицах измеряется электрический заряд?
Что такое электрическое напряжение?
Что принимают за единицу напряжения? Какие дольные и кратные единицы напряжения вы знаете?
Что называется электрическим сопротивлением?
Что принимают за единицу сопротивления проводника? Какие единицы сопротивления ещё используют?
В чём причина сопротивления?
Как формулируется закон Ома?
Как выразить напряжение на участке цепи, зная силу тока в нём и его сопротивление?
По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника?
Как формулируется закон Джоуля-Ленца? Почему он носит такое название? (Слайд 6)
Остров сокровищ
На поиски сокровищ даётся 2-3 минуты. Вы должны записать все физические величины, которые есть в разделе электрических явлений и единицы их измерения.
Кто быстрее справиться с заданием, тот получит 2 балла для себя и заработает 2 балла для команды. (Слайд 7)
Город эрудитов
По трём подсказкам необходимо определить известного учёного-физика.
За каждый правильный ответ 1 балл. (Слайд 8)
1. Немецкий физик (16.03.1787 – 07.07.1854). Основные научные исследования относятся к электричеству.
2. Ввёл понятие сопротивления как важной характеристики электрической цепи.
3. Экспериментально установил в 1826 г. основной закон электрической цепи связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление.
Ответ: Георг Симон Ом (Слайд 9)
1. Французский физик (22.01.1775 – 10.06.1836). Основные научные работы посвящены электродинамике.
2. Автор теории магнетизма (1820 г.)
3. Открыл в 1820 г. взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия.
Ответ: Андре Мари Ампер (Слайд 10)
1. Английский физик (24.12.1818 – 11.10.1880). Один из первооткрывателей закона сохранения энергии.
2. Научные работы посвящены электромагнетизму и теплоте.
3. Установил в 1841 г. Зависимость количества тепла, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника.
Ответ: Джеймс Прескотт Джоуль (Слайд 11)
1. Итальянский физик и физиолог (18.02.1745 – 05.03.1827).
2. Изобретатель источника постоянного электрического тока.
3. Сконструировал в 1799 г. первый источник длительного гальванического (электрического) тока.
Ответ: Алессандро Вольта (Слайд 12)
Город колдунов
На первые парты выходят по четыре человека от каждой группы (задание выполняет каждая пара своё, затем группа из 4 человек, проведя взаимооценку своей работы, отчитывается о выполнении заданий).
Экспериментальное задание записано на листах, лежащих на столах:
Собрать электрическую цепь.
Выполнить необходимые измерения.
Используя известные формулы выполнить необходимые вычисления.
Остальные туристы выполняют дифференцированные задания по карточкам.
Максимальная оценка за каждый вид работы 3 балла. (Слайд 13)
Взаимопроверка
Правильные ответы:
Вариант №1
Вариант №2
(Слайд 14)
Город техников
Здесь туристы откроют чёрный ящик в котором лежат физические приборы.
Вам необходимо определить название прибора, указать его назначение и устройство.
За каждый правильный ответ 2 балла. (Слайд 15)
Город неразгаданных тайн
Решение кроссвордов (3 балла). (Слайд 16)
Вариант №1
По вертикали:
1. Физическая величина единицы измерения которой названы в честь итальянского физика Вольта.
По горизонтали:
2. Французский физик, который в 1820 г. Открыл взаимодействие электрических токов.
3. Прибор, для изменения силы тока.
4. Частица с самым малым зарядом.
5. Частица, входящая в состав ядра. (Слайд 17)
Вариант №2
По вертикали:
1. Вещество, непроводящее электричество.
По горизонтали:
2. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
3. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
4. Французский учёный, первым изучавший силу взаимодействия заряженных тел и давший понятие о количестве электричества.
5. Частица, входящая в состав ядра. (Слайд 18)
Дополнительное задание
Определить удельное сопротивление сплава, если напряжение на концах проволоки сечением 0,5 мм2 и длиной 400 см, сделанной из него, равно 9,6 В, а сила тока в ней 2 А. Правильное решение задачи 2 балла. (Слайд 19)
Дополнительное задание
А
мперметр показывает силу тока 1,5 А. Сопротивления резисторов R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом. Определить показания вольтметра, силу тока в каждом резисторе. Правильное решение задачи 2 балла. (Слайд 20)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Достиг ли я поставленных целей и задач урока?
Где я смогу применить полученные знания и умения?
Оправдал ли урок мои ожидания? Выберите один из вариантов ответа на картинке. (Слайд 21)
Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.
Дифференцированное домашнее задание. Повторить параграф 5-12 стр. 53 №12.4; 12.5. Для сильных учащихся: составить СДС по теме «Электрические явления», решить задачу стр. 53 №12.8*.
4