СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени существительном

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение учащихся доказывать принадлежность слова к имени существительному. Формировать определять род,число падеж имени существительного.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об имени существительном»

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели урока:

- актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Имя существительное»;

- формировать умение учащихся доказывать принадлежность слова к имени существительному;

-формировать умение определять род, число, падеж имён существительных;

- развивать устную и письменную речь учащихся, воображение, ум, мышление учащихся;

-воспитывать интерес и любовь учащихся к русскому языку.

Оборудование: картинки водопада, холма, дубравы, ручья, поляны; карточки с заданиями, магнитофон с записью шума водопада, дубравы, ручья.


Ход урока.


1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.


2.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы отправимся в страну под названием Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные части речи.

Всему название дано: и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Оно живёт ведь в мире этом,

Даёт название предметам.


- О какой части речи это стихотворение?

-Первого жителя страны, к которому мы сегодня отправимся, зовут Имя Существительное. Нам предстоит обобщить полученные знания об имени существительном. Нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи: будем развивать свою устную и письменную речь.

- Мы будем вести дневник путешественника – это ваши тетради. Запишите в дневнике дату путешествия.


3.Минутка чистописания.

- Перед нами водопад чистописания.

- Послушайте, какая чистая в нём вода! Чтобы его перейти, вы должны написать элементы чистописания очень красиво, аккуратно.



цы // ни // ца // на //

цапля пальцы капля яйцо


4.Работа по теме урока.

а) Беседа об имени существительном.

-Прочитайте хором слова, которые вы записали.

- Есть ли что – то общее в этих словах?

-Что объединяет эти слова? (Они обозначают предмет)

-А значит? ( Все эти слова имена существительные.)

-Что такое имя существительное?

- Вот и добрались мы до ущелья вопросов. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах.

Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание. Для начала мы должны вспомнить, как умеют изменяться имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам и падежам.)

-Как определить в каком числе стоит имя существительное? (Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.)


б) Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных).

-Поиграем в игру «Волшебный квадрат».

-У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.

(Самостоятельная работа учащихся на листочках)

подарки

чай

торты

суббота

книги

столица

ребята

яблоко

грибы

человек

деревни

метель

-Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа.


-Сверьте свой рисунок с рисунком, который у меня.

-Поднимите руки те ребята, у кого точно такой же квадрат. Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше.


в)Игра «Узнай род имён существительных».

- Перед нами небольшой холмик. Прочтите его название.

-Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных. Вспомним, какого рода бывают имена существительные? (Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.)

-Как определить род имени существительного? ( Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.)

- У вас на столе карточки. Я буду диктовать слова, а вы должны распределить их в один из трёх столбиков. Если существительное женского рода в 1 столбик, среднего рода во 2 столбик, мужского рода в 3 столбик.

Село, вагон, морковь, плащ, пальто, портфель, тётя, небо, карта.












-Проверим правильность выполнения заданий по цепочке. (1 человек читает слова женского рода, другой – среднего, третий – мужского)

-Изменяются ли имена существительные по родам? ( Имена существительные по родам не изменяются.)

-Возьмём существительное «воздух». Какого рода это существительное? Может ли это существительное быть женского рода? А среднего?

-Возьмём другое существительное «курица». Какого рода это существительное? Может ли это существительное быть среднего рода? А мужского?

-Делаем вывод: Имена существительные по родам не изменяются.


г) Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое».

-Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья. Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все возле своих парт. Представим, что мы оказались с вами в дубраве. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое, то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое - прыгают на двух ногах на месте 3 раза.

Лейка, окно, карась, мальчик, ящик, муха.



-Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей».


д) Склонение имён существительных.

-Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором.

-Что такое склонение? ( Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)

-Просклоняйте существительное «погода». Выделите окончание. (К доске вызвать 1 человека по 3 падежам и другого по другим 3 падежам)


И.п. что? погода

Р.П. чего? погоды

Д.п. чему? погоде

В.п. что? погоду

Т.п. чем? погодой

П.п. о чём? о погоде


-Как определить падеж имени существительного? ( Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.)


е) Упражнение в определении падежей имён существительных.

- У вас на столах лежат карточки, на которых написаны словосочетания. В скобках укажите падеж имени существительного. (Вывешивается таблица)

(Самостоятельная работа учащихся)

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу, переплыл через речку, сделано из дерева.

(Фронтальная проверка)


ж) Игра в слова «Как сказать одним словом?»

- Впереди ручеёк слов. Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: « Как сказать одним словом?» Записываем слова в столбик, указываем род имён существительных и вспоминаем, в каком роде на конце слова после шипящих пишем «ь», а в каком не пишется.

Учитель: Приспособление, с помощью которого открывают замок.

Дети: Ключ, мужской род.

Учитель: Друг Карлсона.

Дети: Малыш, мужской род.

Учитель: Сооружение из кирпича для отопления дома.

Дети: Печь, женский род.

Учитель: Растение на болоте.

Дети: Камыш, мужской род.

Учитель: Небольшой грызун с острой мордочкой.

Дети: Мышь, женский род.

- А сейчас передали тетради друг другу и проверили задание по картинке. На полях поставили оценки.

Вывод: На конце слова после шипящих «ь» пишется в женском роде, а в мужском не пишется.


4.Подведение итогов урока.

- На этом наше путешествие по стране Речь закончилось. Подведём итоги урока.

-У кого в гостях мы сегодня побывали?

-Что такое имя существительное?

-Как изменяются имена существительные?

-Что вам особенно понравилось на уроке?


5.Домашнее задание.

- Придумать 2 слова: одно одушевлённое, а другое неодушевлённое и просклонять.


6.Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!