Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели урока:
- актуализировать знания, приобретённые при изучении темы «Имя существительное»;
- формировать умение учащихся доказывать принадлежность слова к имени существительному;
-формировать умение определять род, число, падеж имён существительных;
- развивать устную и письменную речь учащихся, воображение, ум, мышление учащихся;
-воспитывать интерес и любовь учащихся к русскому языку.
Оборудование: картинки водопада, холма, дубравы, ручья, поляны; карточки с заданиями, магнитофон с записью шума водопада, дубравы, ручья.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в страну под названием Речь, в гости к одному из её жителей. А живут в этой стране разные части речи.
Всему название дано: и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Оно живёт ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
- О какой части речи это стихотворение?
-Первого жителя страны, к которому мы сегодня отправимся, зовут Имя Существительное. Нам предстоит обобщить полученные знания об имени существительном. Нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи: будем развивать свою устную и письменную речь.
- Мы будем вести дневник путешественника – это ваши тетради. Запишите в дневнике дату путешествия.
3.Минутка чистописания.
- Перед нами водопад чистописания.
- Послушайте, какая чистая в нём вода! Чтобы его перейти, вы должны написать элементы чистописания очень красиво, аккуратно.
цы // ни // ца // на //
цапля пальцы капля яйцо
4.Работа по теме урока.
а) Беседа об имени существительном.
-Прочитайте хором слова, которые вы записали.
- Есть ли что – то общее в этих словах?
-Что объединяет эти слова? (Они обозначают предмет)
-А значит? ( Все эти слова имена существительные.)
-Что такое имя существительное?
- Вот и добрались мы до ущелья вопросов. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах.
Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание. Для начала мы должны вспомнить, как умеют изменяться имена существительные? (Имена существительные изменяются по числам и падежам.)
-Как определить в каком числе стоит имя существительное? (Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.)
б) Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных).
-Поиграем в игру «Волшебный квадрат».
-У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.
(Самостоятельная работа учащихся на листочках)
подарки | чай | торты |
суббота | книги | столица |
ребята | яблоко | грибы |
человек | деревни | метель |
-Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа.
-Сверьте свой рисунок с рисунком, который у меня.
-Поднимите руки те ребята, у кого точно такой же квадрат. Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше.
в)Игра «Узнай род имён существительных».
- Перед нами небольшой холмик. Прочтите его название.
-Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных. Вспомним, какого рода бывают имена существительные? (Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.)
-Как определить род имени существительного? ( Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.)
- У вас на столе карточки. Я буду диктовать слова, а вы должны распределить их в один из трёх столбиков. Если существительное женского рода в 1 столбик, среднего рода во 2 столбик, мужского рода в 3 столбик.
Село, вагон, морковь, плащ, пальто, портфель, тётя, небо, карта.
-Проверим правильность выполнения заданий по цепочке. (1 человек читает слова женского рода, другой – среднего, третий – мужского)
-Изменяются ли имена существительные по родам? ( Имена существительные по родам не изменяются.)
-Возьмём существительное «воздух». Какого рода это существительное? Может ли это существительное быть женского рода? А среднего?
-Возьмём другое существительное «курица». Какого рода это существительное? Может ли это существительное быть среднего рода? А мужского?
-Делаем вывод: Имена существительные по родам не изменяются.
г) Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое».
-Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья. Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все возле своих парт. Представим, что мы оказались с вами в дубраве. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое, то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое - прыгают на двух ногах на месте 3 раза.
Лейка, окно, карась, мальчик, ящик, муха.
-Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей».
д) Склонение имён существительных.
-Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором.
-Что такое склонение? ( Изменение имён существительных по падежам называется склонением.)
-Просклоняйте существительное «погода». Выделите окончание. (К доске вызвать 1 человека по 3 падежам и другого по другим 3 падежам)
И.п. что? погода
Р.П. чего? погоды
Д.п. чему? погоде
В.п. что? погоду
Т.п. чем? погодой
П.п. о чём? о погоде
-Как определить падеж имени существительного? ( Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.)
е) Упражнение в определении падежей имён существительных.
- У вас на столах лежат карточки, на которых написаны словосочетания. В скобках укажите падеж имени существительного. (Вывешивается таблица)
(Самостоятельная работа учащихся)
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу, переплыл через речку, сделано из дерева.
(Фронтальная проверка)
ж) Игра в слова «Как сказать одним словом?»
- Впереди ручеёк слов. Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: « Как сказать одним словом?» Записываем слова в столбик, указываем род имён существительных и вспоминаем, в каком роде на конце слова после шипящих пишем «ь», а в каком не пишется.
Учитель: Приспособление, с помощью которого открывают замок.
Дети: Ключ, мужской род.
Учитель: Друг Карлсона.
Дети: Малыш, мужской род.
Учитель: Сооружение из кирпича для отопления дома.
Дети: Печь, женский род.
Учитель: Растение на болоте.
Дети: Камыш, мужской род.
Учитель: Небольшой грызун с острой мордочкой.
Дети: Мышь, женский род.
- А сейчас передали тетради друг другу и проверили задание по картинке. На полях поставили оценки.
Вывод: На конце слова после шипящих «ь» пишется в женском роде, а в мужском не пишется.
4.Подведение итогов урока.
- На этом наше путешествие по стране Речь закончилось. Подведём итоги урока.
-У кого в гостях мы сегодня побывали?
-Что такое имя существительное?
-Как изменяются имена существительные?
-Что вам особенно понравилось на уроке?
5.Домашнее задание.
- Придумать 2 слова: одно одушевлённое, а другое неодушевлённое и просклонять.
6.Выставление оценок.