Обогащение чувственного опыта детей с ОВЗ в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы через игры с водой и сыпучим материалом
У
тверждение, что «… каждый ребёнок – маленький исследователь, который стремится к активной деятельности», к сожалению, не про наших детей.
Подавляющее большинство детишек первое время не просто не умеют играть, но и не испытывают потребности ни в игре, ни в общении.
Дети воспринимают всё через ощущения, поэтому основное направление нашей работы – сенсорное развитие и формирование предметных действий.
Цель: обогащение чувственного опыта детей в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы через игры с водой и сыпучим материалом.
Задачи: - формировать позитивную мотивацию на совместную деятельность;
- формировать и развивать сенсорно-перцептивные процессы;
- повышать уровень интеллектуальной и эмоциональной активности за счет стимуляции психических процессов;
-развивать мелкие мышцы рук, координацию движений.
ПЕСОК, ГЛИНА
Дети с удовольствием «купают» в песке руки, нагребают песок в кучу и разрушают ее.
Растирание песка и глины между ладонями, пересыпание песка создает легкий массажный эффект.
Ч
асто, казалось бы, бессознательные, хаотичные движения рук позволяют увидеть необычные песочные картины; Использование мелких игрушек позволяет развивать координацию мелких движений и связь «рука – глаз»
Использование глины, сухого и мокрого песка, речного и «космического», натурального и цветного, – не только обогащают тактильные ощущения детей, но и влияют на развитие графомоторных навыков.
ОПИЛКИ, КРУПА, ГОРОХ
О
пилки – любимый многими детьми материал для игр. Их можно не только трогать, пересыпать, накладывать ложкой в баночку… Особая текстура, неравномерность, аромат свежих опилок – все это притягивает детей.
О
казывается, если опустить опилки в цветную воду, они станут разноцветным! А из цветных опилок можно сделать красивые открытки, или, насыпав их в прозрачную емкость, чередуя цвета, получить отличное декоративное украшение для дома.
Крупу, горох нашим детям довольно сложно удержать на раскрытой ладошке, но они очень любят пересыпать их в различные баночки, пропускать через воронку, или просто использовать как сухой бассейн для пальчиков.
Все это мы с ребятами делаем на наших занятиях.
ПЕНА, АКВАГРУНТ
С
некоторой опаской начинали играть с пеной и аквагрунтом большинство детей.
М
ы используем обычную мыльную пену, взбивая ее руками, губками, венчиком. Дети ловят пену в воде, собирают ее руками на подносе, пытаются удержать в руках, убрать с руки и пр.
Появление из баллончика пены для бритья, ее легкость, воздушная текстура, возможность удержания формы на ладошке – все это ново и необычно для детей. Использование пены в нетрадиционных техниках рисования дают возможность разнообразить нашу творческую деятельность.
Яркие, упругие, скользкие шарики аквагрунта очень привлекают детей. Некоторые ребята просто погружают в них руки и замирают, другие – готовы не переставая пересыпать их, наблюдая за тем, как шарики разбегаются в разные стороны.
В
ОДА, ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Д
оказанное положительное влияние свойства воды на организм человека, возможность использования даже незначительных движений для получения результата и различное «поведение» предметов в воде – все это способствует привлечению внимания даже самых пассивных детей.
В
ода может быть холодной и теплой, снег и лед – тают и «превращаются» в воду, водой можно брызгаться, а можно всасывать ее в шприц или грушу, ее можно убрать губкой, а можно переливать через трубочку , за течением воды можно просто наблюдать, поэтому
никто из детей, играя с водой, не остается равнодушным.
ВЫВОДЫ
К
огда вы вместе с малышом (а иногда и его руками) играете с водой, копаетесь в песке, достаете игрушки из снега, перекладываете природный материал и т.д., ребёнок учится вам доверять, он получает не только новые тактильные, сенсорные ощущения, но и учится взаимодействовать с вами и с другими детьми.
Д
оступность предлагаемых материалов и регулярное использование игр с водой и сыпучими материалами способствуют гармонизации эмоционального состояния детей, снятию у них мышечного напряжения, а так же, стимулируют эмоционально-двигательную отзывчивость и концентрацию внимания, способствуют некоторому увеличению амплитуды движений кистей рук, развитию координации движений и связи «рука – глаз».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью;
Б
улгакова М.А. Оборудование и методика для коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста. Сборник методических рекомендаций к комплекту материалов и оборудования для создания коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении и дома – М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2011.
Верещага И.В., Моисеева И.В., Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха. - М.: Терениф, 2017.
Кобзарь Л.В. Игры с песком и водой. - //Дошкольное воспитание. 2017.
Корнелия Мёллер. Плавание и погружение. Комплект лабораторного оборудования: Руководство для учителя. Адаптивный перевод с немецкого. – М.: ИНТ. – 236с.
Интернет – ресурсы.