СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обособленное согласованное определение.Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. 12 слайдов
Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Сравните два предложения. Различаются ли они по смыслу? Что повлияло на обособление определений во втором предложении?
И. Бунин
Дождь, стучащий по крыше, напоминал барабанную дробь ;
Небесный купол, полный звезд, раскинулся над нами ;
Уставший, он сел отдохнуть. Тянулись бесконечные дни, пустые и печальные .
1) причастные обороты: И только писатели, обладающие даром импровизации , могут писать без предварительного плана . (К. Паустовский);
2) прилагательное с зависимыми словами: Земля, окоченелая после заморозка , побелела, покрылась изморозью ;
3) два и более одиночных прилагательных: Терек воет, дик и злобен , меж утесистых громад ;
В любой позиции обособляются:
1) определения, имеющие дополнительное обстоятельственное значение:
Взъерошенный, немытый , Нежданов имел вид дикий и странный. (И. Тургенев);
2) определения, относящиеся к личному местоимению:
Пораженный страхом , я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин) А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов);
3) определения, расположенные в предложении далеко от определяемого слова:
Залитые солнцем , стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы . (М. Шолохов).
1) распространенные определения, стоящие перед определяемым
словом:
В доме есть расположенная на первом этаже парикмахерская ;
2) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова-
ми, стоящие после определяемого слова и входящие в состав
сказуемого:
В марте лежало зерно ссыпанное в закрома .
(М. Салтыков-Щедрин);
3) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова-
ми после неопределенных, указательных, притяжательных,
определительных местоимений и слов многое, многие:
В нем уснули все желания, кроме желания думать о чем-то, невы-
разимом словами . (М. Горький) .
Запомните!
Это помогает сделать выводы о характере персонажа — покладистом и добром .
Тренировочные упражнения.
1 . Перепишите предложения, составьте их схемы, подчеркните обособленные определения. Первое и второе предложения переделайте так, чтобы обособленные члены предложения стали необособленными.
планы, содержащие перечень дисциплин.
2. Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.
( Г. Федосеев )
3. Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными.
Образец: Нависшая туча предвещала беду.
— Туча, нависшая над лесом, предвещала беду.
4. Распространите предложения обособленными определениями, относящимися к личным местоимениям.
Образец: Я еле добрался до дома. —
Я, измученный и продрогший, еле добрался до
дома.
Подведение итогов урока
© 2018, Яковлєва Тетяна Станіславівна 1761 3