Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Сравните два предложения. Различаются ли они по смыслу? Что повлияло на обособление определений во втором предложении?
И. Бунин
- Обособленные согласованные определения обычно выражаются причастными оборотами:
Дождь, стучащий по крыше, напоминал барабанную дробь ;
- прилагательными с зависимыми словами:
Небесный купол, полный звезд, раскинулся над нами ;
- одним или несколькими прилагательными (причастиями):
Уставший, он сел отдохнуть. Тянулись бесконечные дни, пустые и печальные .
1) причастные обороты: И только писатели, обладающие даром импровизации , могут писать без предварительного плана . (К. Паустовский);
2) прилагательное с зависимыми словами: Земля, окоченелая после заморозка , побелела, покрылась изморозью ;
3) два и более одиночных прилагательных: Терек воет, дик и злобен , меж утесистых громад ;
В любой позиции обособляются:
1) определения, имеющие дополнительное обстоятельственное значение:
Взъерошенный, немытый , Нежданов имел вид дикий и странный. (И. Тургенев);
2) определения, относящиеся к личному местоимению:
Пораженный страхом , я иду за матушкой в спальню. (А. Пушкин) А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов);
3) определения, расположенные в предложении далеко от определяемого слова:
Залитые солнцем , стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы . (М. Шолохов).
1) распространенные определения, стоящие перед определяемым
словом:
В доме есть расположенная на первом этаже парикмахерская ;
2) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова-
ми, стоящие после определяемого слова и входящие в состав
сказуемого:
В марте лежало зерно ссыпанное в закрома .
(М. Салтыков-Щедрин);
3) причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова-
ми после неопределенных, указательных, притяжательных,
определительных местоимений и слов многое, многие:
В нем уснули все желания, кроме желания думать о чем-то, невы-
разимом словами . (М. Горький) .
Запомните!
Это помогает сделать выводы о характере персонажа — покладистом и добром .
Тренировочные упражнения.
1 . Перепишите предложения, составьте их схемы, подчеркните обособленные определения. Первое и второе предложения переделайте так, чтобы обособленные члены предложения стали необособленными.
- К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор, заросший сухим папоротником.
- В основе учебного процесса лежат учебные
планы, содержащие перечень дисциплин.
- Верх пирога смажьте яичным желтком, разведенным двумя ложками молока.
- Результатом поездок писателя по стране явились книги, рассказывающие о жизни села.
2. Найдите обособленные определения. Чем они выражены? Перепишите, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.
- Путники измуче..ые холодом гонимые ледя..ым ветром наконец добрались до какого-то деревя..ого строения. Филипп строгий сосредоточе..ый оделся потеплее и пошел к парому. ( В. Шукшин )
- Ночь холодная немая промчалась незаметно.
( Г. Федосеев )
- Погруже..ый в воспоминание старик долго (не)мог уснуть.
- Он расстроенный ушел к себе домой. Угрюмый он (не)отвечал ни на чьи вопросы.
3. Распространите определения и перестройте предложения так, чтобы конструкции стали обособленными.
Образец: Нависшая туча предвещала беду.
— Туча, нависшая над лесом, предвещала беду.
- У заросшего берега водились утки.
- Полученная квитанция затерялась.
- Свирепствующий ураган причинил много бед.
- Зазеленели посаженные березки.
- Засеянное поле дало прекрасный урожай.
4. Распространите предложения обособленными определениями, относящимися к личным местоимениям.
Образец: Я еле добрался до дома. —
Я, измученный и продрогший, еле добрался до
дома.
- Он лежал почти в беспамятстве.
- Мы достигли берега.
- Меня похвалили родители.
- Ему не хватало терпения
Подведение итогов урока