ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ
(ГАУ КО ОО ШИЛИ)
Лицейская научно-практическая конференция
«Золотые россыпи»
Секция русского языка и литературы
Проектная работа
Тренажер на тему: «Обособленные члены предложения»
Выполнил
Тер-Тумасов Вячеслав Вадимович
9 «В» класс
Научный руководитель
Назаренко Елена Викторовна
Учитель русского языка и литературы
Калининград, 2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………...…3
1. Цели и задачи работы………………………………………………......…....4
2 Практическая часть учебного проекта 5
3.Основные результаты и вывод........................................................................11
4.Литература.........................................................................................................12
Введение
Мудрый Конфуций говорил: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно». [1] Научить ребёнка мыслить — это одна из сложных задач, стоящих перед современным учителем. Учиться размышлять и работать с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий.[2]
Что такое «Интерактивный тренажёр»?
Значение слова «тренажер» находим в словаре С. Ожегова: «Тренажер — устройство для тренажа, тренировки». В Энциклопедическом словаре даётся такое толкование слова тренажер - учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Из двух определений выделяем главное: тренажёр предназначен для обучения, тренировки, выработки учебных навыков.[3]
Информационно коммуникативные технологии играют значительную роль в жизни современного общества. В образовании они открывают совершенно новые способы обучения и являются одним из инструментов обновления и модернизации образования. Сегодня информационная компетентность обучающих является не только одним из условий их успешной социализации в обществе, но и необходимостью для качественного освоения учебных предметов. Осуществлению этой цели содействует использование на уроках и вне занятий учителем различных интерактивных тренажеров.
Как одна из методик обучения, тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях ученика.
Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.
Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.[4]
Цели и задачи проекта
Цель проекта - разработать интерактивный тренажёр по русскому языку в 9 классе по теме: “Обособленные члены предложения”.
Задачи:
1) изучить научную и периодическую литературу по данной теме;
2) Познакомить учащихся 9 класса с интерактивными тренажёром;
Актуальность исследования:
Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяет: оптимизировать проведение занятий, объяснять и повторять новый материал; повысить уровень качества обучения учащихся.
Гипотеза:
Я предполагаю, что интерактивные тренажёры помогут обучающимся лучше усвоить учебные материалы по русскому языку, что повысит успеваемость и грамотность учащихся.
Методы проектной работы:
В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как:
1) Работа с различными источниками информации: словарями, журналами, научной литературой, интернет-источниками.
2) Описание, сбор, систематизация материала.
3) Наблюдение, анализ и сравнение.
4) Моделирование.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на уроках русского языка в 9 классе для подготовки к ОГЭ. Проектная работа имеет выраженную практическую направленность, так как внедрение интерактивных тренажёров в учебный процесс повышает эффективность обучения (в школе и дома), обогащает детей знаниями в области технических и гуманитарных дисциплин.
Практическая часть учебного исследования
В ходе проекта я подобрал различные тестовые задания по выбранной мной теме. Всего заданий 15, в каждом задании можно выбрать правильный ответ и сразу проверить себя.
Задание №1
Какое утверждение является неверным? [5]
1) Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.
2) Обособленные определения могут быть выражены деепричастным оборотом.
3) Обособленные обстоятельства могут быть выражены существительными с предлогами несмотря на, вопреки, благодаря.
4) Обособленные дополнения могут быть выражены существительными с предлогами кроме, помимо, сверх.
Ответ: 2
Задание №2
Одно из утверждений неверно. Найдите его. [6]
1) Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией.
2) Обособленным членом может быть любой член предложения.
3) Обособленным членом может быть любой второстепенный член предложения.
4) Обособляются определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Ответ: 2
Задание №3
С чем нельзя согласиться? [6]
1) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
2) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
3) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми два или несколько одиночных согласованных определения, если они стоят после определяемого существительного.
4) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного.
Ответ:1,3
Задание №4
Какая характеристика соответствует предложению? [6]
Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом.
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом.
Ответ: 3
Задание №5
Какая характеристика соответствует предложению? [6]
Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом.
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом . 4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом.
Ответ: 2
Задание №6
В каком предложении есть обособленное приложение?[6]
1) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы».
2) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем.
3) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись!
4) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.
Ответы: 2
Задание №7
В каком предложении есть обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением? [7]
1) Мы долго шли через поле, засеянное кукурузой.
2) Сквозь облака, медленно плывущие по небу, просвечивало холодное солнце.
3) Утомленные длительным переходом, туристы крепко спали.
4) Полевая дорога нас скоро вывела к шоссе, разбитому колесами телег.
Ответ: 3
Задание №8
В каком предложении есть обособленное определение? [8]
1) Лес, освещенный полуденным солнцем, оставался сумрачным.
2) Хотя лес был освещен полуденным солнцем, он оставался сумрачным.
Ответ: 1
Задание №9
Найдите предложение с обособленным определением (знаки не расставлены) [9]
1)Он вышел на палубу заставленную ящиками.
2)Тайга оказалась безмолвной и полной тайн.
3)Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
4)Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
Ответ: 1
Задание №10
В каком предложении допущена ошибка при обособлении определений? [9]
1)Через три дня оголились доступные всем ветрам сугробы.
2)Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
3)Свившие себе гнездо ласточки улетели добывать корм.
4)Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
Ответ: 2
Задание №11
Обособленное обстоятельство есть в предложении. [9]
1)Кроме картин, в комнатах было много цветов.
2)Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разносилась по крепости.
3)Быть самим собой - уже черта, свидетельствующая о цельности человека.
4) Он молчал, как мне показалось, очень долго.
Ответ: 2
Задание №12
В каком предложении есть обособленное приложение? [6]
1)На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
2)Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3)Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
Ответ: 1
Задание №13
Какая характеристика соответствует предложению? [6]
“Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль”. 1) В предложении есть два обособленных определения.
2) В предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство.
3) В предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение. 4) В предложении есть два обособленных обстоятельства. Ответ: 3 Задание №14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? [10] Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи. Ответ: 1,2,3 Задание №15 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? [10] Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка. Ответ: 1,2,4
Основные результаты и вывод
Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.
При разработке учебно-тренажерных комплексов используют ряд методических приемов: ознакомление с порядком операций, наличие обратной связи, последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным процессам), возможность многократного повторения, получение дополнительных пояснений при выполнении операций.
Использование в учебном процессе электронных тренажёров на дистанционных уроках русского языка – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка.
Выводы по теоретической части исследования
Подводя итог, можно сказать, что интерактивный тренажер – это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Тренажеры можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Литература
[1]- https://millionstatusov.ru/
[2]-https://uchportfolio.ru/articles/read/1038
[3]-https://uchportfolio.ru/articles/read/1077
[4]-https://school-science.ru/4/4/33621
[5]-https://gigabaza.ru/doc/71958-p6.html
[6]-https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/260-obosoblennyechleny
[7]-https://pandia.ru/text/80/564/1435.php
[8]-http://www.myshared.ru/slide/1192560/
[9]-https://xn--j1ahfl.xn p1ai/library/urok__igra_po_teme_obosoblennie_chleni_predlozheniya_132237.html
[10]-https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/12/testovye-zadaniya-po-teme-obosoblennye-chleny-predlozheniya