СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обособленные члены предложения. Обособленные определения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Обособленные члены предложения. Обособленные определения».»


Конспект урока русского языка на тему: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».

Цель: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;

- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.

  1. Развивающие:

-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.

  1. Воспитательные:

-создать условия для усвоения для усвоения духовно-нравственных категорий: любовь к родной природе;

- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные:

-умение работать в парах;

- умение анализировать и отбирать информацию;

Метапредметные:

-Умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск;

- повышение грамотности и культуры речи

Предметные:

-интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

-различать основные признаки обособленных членов предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Изучение нового материала.

 







ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания

  2. Определение темы и целеполагание (ставят учащиеся).

Слайд 1.

Учитель. Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор
(знаки препинания не расставлены).

  1. И звезды слушают меня лучами радостно играя.

  2. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.

  3. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей.

  4. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

Уч-ся. «Лишним» является 4 П., т. к. все остальные осложнены обособленными членами П-я.

Учитель.Какие же конструкции будем мы изучать на уроке, т. что станет темой нашего занятия?

Обособленные члены предложения)

Учитель.Запишите в тетрадях число, тему урока и эпиграф.

Слайд 2.

Обособленные члены предложения.

Знаки препинания служат

нотами при чтении

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, слова А. П. Чехова и сопоставьте с темой урока.

Как вы понимаете значение слова «обособленный»?

(Уч-ся высказываются)

Слайд 3.

Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).

Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Обособление – это выделение. (Запишем в тетрадь данное определение).

Ну и в соответствии со всем вышесказанным, давайте определим цель нашего занятия.

Цель: попытаться научиться правильно расставлять ЗП в предложениях с обособлениями.

IIIАктуализация опорных знаний

Учитель. Ну а чтобы узнать, для чего в речи используются обособленные члены предложения, проведем эксперимент: откройте, пожалуйста, учебник на стр. 82 упражнение 89.

Слайд 4.

Прочитайте предложения 1 столбика сначала с обособленными членами, затем без них. Сделайте выводы об их функциях. Для чего используются в речи обособленные члены предложения?

( Уч-ся делают выводы о функциях обособления)

Слайд 5.

  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.

  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

Обособленные члены дополняют, уточняют, конкретизируют предложение. (Запишем в тетрадь).

? А какие члены предложения могут быть обособленными?

-Обособленные определения, обособл., приложения, обособл. дополнения, обособл. обстоят-ва и уточняющие члены.

Учитель. Каждый из этих видов будет нами изучен, но сегодня мы с вами обратим особое внимание на обособленные определения.

IV. Мотивация.

 Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых.

Слайд 6.

  1. Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря.

  2. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

  3. Уставший от волнения, я крепко уснул.

  4. Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.

(Выслушиваются ответы учащихся).

Слайд. 7.

 Проблемный вопрос:
почему в прочитанных вами предложениях поставлены запятые, т. е. почему определения обособлены?
Можем ли мы ответить на этот вопрос?

(Нет, эта тема ещё не изучена нами, поэтому я подготовила для вас памятки (приложение № 1), которые лежат на ваших столах, также можете открыть и использовать материал параграфа 37 учебника.

Слайд 8.

V. Работа с учебником.

Согласованные и несогласованные определения выделяются

на письме, т. е обособляются, если они:

I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;

II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;


III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

 Учащиеся зачитывают тезисы и подбирают к ним подходящие примеры.

 VI. Тренировочные упражнения.

Учитель. Ребята, попытайтесь теперь сами объяснить постановку запятых, подбирая к каждому предложению одно из записанных в памятке объяснений.

Слайд 9.

1.Юный лес,/ в зеленый дым одетый/,тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

(Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова).

2. На ручей,/ рябой и пестрый /,

за листком летит листок.

(Выражены двумя или более согласованными определениями, стоящими после определяемого слова).

3. Была ненастная погода ,/ хмурая.

(Одиночное, несет смысловую нагрузку, уточняет).

Слайд 10.

4. Мы , /квалифицированные врачи/, обязаны помогать людям.

(Относятся к личному местоимению).

5. /Перепачканный краской /, малыш выглядел смешно.

(Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение (будучи)

6. Окаймлён летучей пеной/,днём и ночью дышит мол.

(Оторваны от определяемого слова).

??? Как вы думаете, в текстах каких стилей чаще всего используются обособленные обстоятельства?

!!!Уч-ся. Они очень широко применяются в художественной литературе и в публицистическом стиле, обособленные члены предложения помогают писателю более ярко передать чувства и переживания.

Учитель. Наш следующий этап – практическая работа по тексту Б. Полевого публицистического стиля.

 VII. Систематизация изученного на уроке.

Слайд 11.

Практическая работа в парах (по тексту Б. Полевого, который лежит у каждого на парте.)

Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях,

расставьте знаки препинания, работая в парах.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку, спасённую им.

Сержант Николай Масалов был опытным воином, прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, он был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Словарная работа по тексту Б. Полевого:

- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

Слайд 12.

Учитель.Ребята, все мы знаем, что в 2015 году наша страна 70-летие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На мой взгляд, главными словами, завершающими наш урок должны стать известные всем строки «Никто не забыт, ничто не забыто…», как и подвиг советского солдата, сражавшегося за Волгоград, Минск, дошедшего до Берлина, о котором рассказал известный писатель Борис Полевой. А скульптор Е. Вучетич создал

проект памятника.Через много лет после войны разыскали солдата, а он и не знал, что имеет прямое отношение к памятнику.

VIII.Рефлексия.

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

IX. Выставление мотивированных оценок.

 X. Домашнее задание. (См. задание на слайде 13)

1)Упражнение 95.

2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний день» с использованием 8-10 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).










Приложение № 1 (памятка).


Согласованные и несогласованные определения выделяются

на письме, т. е обособляются, если они:


I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;

II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;


III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

 

 

Приложение № 2.

 Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях, расставьте знаки препинания, работая в парах.



В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам погибшим при штурме города. Это монумент славы армии освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку спасённую им.

Сержант Николай Масалов был опытным воином прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких расстрелянных фашистами он был ранен в поверженном Берлине спасая жизнь чужому немецком ребёнку.



Задание:

1) объясните правописание слов « спасённую» и «поверженном»;

2) определите лексическое значение слов, выделенных курсивом;

.